Женское лицо чрезвычайного ведомства
Профессия спасателя ассоциируется с крепкими мужчинами, которые бесстрашно бросаются в огонь и воду, чтобы помочь тем, кто оказался в беде. А ведь зачастую на этой нелегкой службе женщины работают наравне с мужчинами. В интервью «Вестнику» начальник управления по делам ГО и ЧС администрации Сургутского района Алла Вавилина рассказала, как она возглавила «неженское» подразделение, как ей удается совмещать круглосуточную работу с личной жизнью и вспомнила яркие случаи из практики.
– Как получилось, что вы попали в ГО и ЧС? Это было намеренно или случайно? Как проходили первые рабочие дни?
– Я работала в НГДУ «Комсомольскнефть» специалистом военно-учетного стола, потом перешла на должность специалиста по гражданской обороне. Раз в год мы проводили масштабные учения с использованием техники, отрабатывали разные ситуации. В 2018-м я устроилась на работу в администрацию Сургутского района. Еще через год получила высшее образование в этой сфере. Большая часть сотрудников в моей сфере – мужчины. Безусловно, ими непросто управлять, но мы всегда стараемся найти взаимопонимание.
– Сложно приходится женщине в мужском царстве?
– Наверное, помогает мамино воспитание. Моя мама – строгий и дисциплинированный человек, как солдат. Она меня так воспитала, делать дело без «слез и соплей».
Сегодня у меня отличные взаимоотношения со всеми руководителями экстренных служб. Как шутит моя коллега: «Правоохранители тебя боятся». Все по первому звонку поднимают трубку, неважно, это раннее утро или поздний вечер буднего дня. Если мне нужно что-либо сообщить, к примеру, заместителю начальника полиции, я буду ему звонить, пока он не поднимет трубку. Не ответит на звонок – я приеду и доложу о ситуации. Здесь ведь служба такая, нужно оперативно на все отреагировать, организовать, чтобы все службы действовали слаженно и максимально эффективно оказывали помощь населению.
– Какие качества вы цените в людях?
– Я уважаю в коллегах интеллект, честность, доброту и трудолюбие. С такими людьми приятно работать.
– Ваша служба, как говорится, и опасна, и трудна, однако, на ваш взгляд, что самое сложное в ней?
– Тяжело проводить профилактическую работу с людьми. Зачастую они считают себя суперменами, исключая вероятность того, что с ними может произойти что-то неладное. В прошлом году из-за политической ситуации в стране много людей никуда не выезжали. Впервые в Югре на водных объектах погибли восемь детей. Благо наш муниципалитет эта напасть обошла стороной.
Летом мы проводили рейд в Лянторе, в центре города, где проходит река Пим, а люди гуляют по набережной. Подходишь к взрослым, которые сидят на скамейке, а их трехгодовалый ребенок бегает один неподалеку от воды. По рекомендациям, дети такого возраста должны находиться рядом со взрослыми на расстоянии вытянутой руки. Описываешь им ситуацию в регионе, мол, дети тонут, часто в нелепых ситуациях. И получаешь ответ, что «такое происходит только у неадекватных родителей». Все думают, что с ними ничего не может случиться.
– Часто ли приходится внезапно выезжать и работать в зоне чрезвычайной ситуации? Поддерживает ли вас семья?
– Особенно бывает тяжело, когда после трудового дня, выездов и бесконечных совещаний подъезжаешь к своему дому, а тебе звонят с ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба – прим. ред.) и сообщают, что горит многоквартирный дом. Перед новогодними праздниками в Барсово загорелась жилая постройка. Когда пожар в доме случается зимой, люди выбегают из здания, но не покидают территорию в надежде, что из квартиры можно будет что-нибудь спасти после тушения. В таких случаях мы привозим надувной модуль, где люди могут обогреться. Мы обязаны выезжать и оказывать людям помощь.
Сейчас мои сыновья уже взрослые и живут самостоятельно. Бывает, что я не могу посещать семейные праздники, потому что нахожусь на выезде. Они относятся к таким моментам с пониманием.
– Как вы расслабляетесь в свободное время? Есть ли у вас какое-либо хобби?
– Вся моя жизнь связана со спортом, я по жизни активист. Еще в первом классе я начала ходить в спортивную школу, в секцию по баскетболу. Это увлечение продолжила и в студенческие годы, за что получила диплом инструктора. Также я попробовала себя в плавании, легкой атлетике, волейболе, лыжах и настольном теннисе. Сейчас я ежегодно принимаю участие в спартакиаде муниципальных служащих. Когда ты занимаешься спортом в течение многих лет, эта любовь у тебя уже в крови. Это закаливает и воспитывает характер.
– Расскажите о случае или чрезвычайном происшествии, которое было сложно морально пережить?
– Помню декабрьский пожар в дачном доме, в «Птицеводе Севера» Белого Яра, где от удушения погибли два ребенка – девяти и десяти лет. За все мое время работы такого не было. Самая страшная ситуация, когда гибнут дети. Психологически сложно было это все воспринимать, видеть их тела и глаза пострадавших родителей.
Смею предположить, что если бы после возгорания электрощитка дети соблюдали бы правила, которые рассказали им родители, такого бы не произошло.
— А есть чудесные случаи спасений людей?
– Недавно нам позвонил представитель коренных народов Севера со словами, что у одного из его годовалых детей из-за температуры при ОРВИ начались судороги. К слову, проживают они в 500 километрах от Сургута. Чтобы добраться до их угодий, нужно доехать до Угута, затем до деревни Тайлаково и плюсом преодолеть 50 километров. Соответственно, забрать их можно только на вертолете. В этот день была сильная метель, уже вечерело. При таких погодных условиях сотрудники Центра медицины катастроф не вылетают.
Мы стали выяснять, какие организации могут нам помочь. В каждом муниципалитете есть свой зональный поисково-спасательный отряд, наш базируется в Федоровском. Как оказалось, нижневартовский филиал на 230 километров ближе к месту происшествия. Договорились с ними, что их специалисты заберут медиков и поедут вместе с ними на судне, на воздушной подушке, которое проедет по бездорожью к месту происшествия.
Через главу Угута Андрея Николаевича (Огородного – прим. ред.) в свою очередь выяснилось, что в Тайлаково находится нефтяная компания, которая может предоставить вездеходы, на которых можно будет доставить делегацию из Нижневартовска до семьи ханты.
Когда я уже выстроила всю цепочку действий, кто за кем должен поехать, звонит отец этих детей и говорит, что ребенку стало легче, помощь ему не нужна.
– За что вы цените вашу профессию?
– Работа для меня – это движение, возможность сделать что-то полезное для общества. Человек, защита его жизни и здоровья – приоритет гражданской обороны. Когда видишь результат своего труда, слышишь слова благодарности от людей, то понимаешь, что все это неспроста.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Алла Владимировна Вавилина родилась 23 октября 1967 года в городе Тальном Черкасской области.
В декабре 1988 года окончила Великолукский сельскохозяйственный институт по специальности ученый-агроном.
Работала научным сотрудником Львовской сельскохозяйственной опытной станции в городе Джетыгаре (Кустанайская область, Казахстан).
В 1993 году приехала жить в поселок Федоровский Сургутского района. Работала овощеводом подсобного хозяйства в НГДУ «Комсомольскнефть», затем стала в этой организации заведующей комплексом общежитий, после – мастером ЖЭУ.
В марте 1997 года Алла Вавилина стала инженером по мобилизационной работе и гражданской обороне, а в феврале 2009 года – ведущим инженером по ГО и ЧС в нефтегазодобывающем управлении «Комсомольскнефть».
22 мая 2018 года принята на должность начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в администрации Сургутского района, где работает по настоящее время.
В 2018 году при содействии Вавилиной Сургутский район среди муниципалитетов УрФО занял первое место в смотре-конкурсе по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, а в 2021 году – второе. В списке ее наград – почетная грамота директора департамента гражданской защиты населения ХМАО-Югры Николая Зайцева.