Лянторкий музей и пимские ханты

00:00
1705

Тема жизни коренных малочисленных народов Югры периодически освещается нашими журналистами на протяжении всего времени существования «вестника». А как же иначе, ведь газета у нас районная, а на территории района проживают тысячи представителей коренных малочисленных народов севера, в большинстве - ханты, а также манси и ненцы. В очередной раз мы решили обратиться к этой тематике в канун Международного дня коренных народов, который по решению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается 9 августа.

Алексей Бессмертных

Бусы конца XIX века из фондов музея.
Автор фото: Алексей Бессмертных

Кстати, дата эта была выбрана не случайно - 9 августа 1992 года состоялось первое заседание Рабочей группы по вопросам коренных народов при Генеральной Ассамблее ООН. Большое внимание жизнедеятельности таких этносов и изучению их культуры уделяется и в Югре, где в последнее время многое делается также для развития этнотуризма.

Одним из учреждений культуры Сургутского района, где серьёзно изучается жизнь коренных народов Севера и работает программа по этнотуризму, является Лянторский хантыйский этнографический музей. Деятельность эта не остаётся незамеченной - этот музей дважды занимал первое место в районном конкурсе «Музей года».

Экспозиция Лянторского музея располагается не только в специально построенном здании, но и на прилегающей к нему территории - участке леса на окраине города, где воссозданы различные хантыйские постройки. Кстати, экспозиция под открытым небом расположена на бывшем стойбище семьи Востокиных.

«Вестник» не раз писал об этнографическом музее Лян-тора. И вот, спустя некоторое время, мы вновь посетили его, чтобы рассказать о нынешнем дне учреждения, о подготовке к празднованию Дня коренных народов мира и перспективах развития этнографического туризма в Сургутском районе. В день нашего приезда в здании, где располагается экспозиция и рабочие помещения, шёл ремонт, но, несмотря на это, продолжалась текущая работа.

Алексей Бессмертных

Бусы конца XIX века из фондов музея.
Автор фото: Алексей Бессмертных

Как рассказала директор музея Елена Азимовна Подосян, на ремонт учреждению выделили все необходимые средства. Сейчас в здании меняют полы, делают утепление. Не все имевшиеся у строителей материалы подошли для облицовки, ведь строение музея гармонично вписано в окружающий ландшафт. Тем не менее, были найдены строительные блоки, внешне похожие на брёвна, благодаря чему и удастся сохранить эту архитектурную гармонию. Отремонтировали и все объекты, имитирующие национальные хантыйские строения. Появилась кухня под навесом, будет и действующая печь. А ещё вдоль проложенных среди сосен деревянных тротуаров установили кованые скамейки, за довольно небольшие деньги сделанные сургутским умельцем-энтузиастом. Они удачно и ненавязчиво вписались в окружающий пейзаж и к тому же имеют практическое значение - посетители могут посидеть на них в окружении природы, осмыслить увиденное и, может быть, подумать о вечном.

Елена Азимовна с увлечением рассказывает о музейной программе возрождения хантыйских праздников. Например, создана реконструкция праздника трясогузки, символизирующего встречу лета. Проводили уже красивый свадебный обряд «Эйверне» («Вместе») и обряд поклонения водяному духу, с помощью которого ханты издревле задабривали владыку подводных глубин, чтобы не убывала вода в реке и ловилось много рыбы. Для этого специально сделали деревянную лестницу, спускающуюся к расположенной поблизости речушке. Разработаны также такие интересные программы, как «Лето на стойбище» (выигравшая окружной грант в 200 тысяч рублей), «Лес, человек, река» и программа для детей «Кроха этнограф».

Алексей Бессмертных

Бусы конца XIX века из фондов музея.
Автор фото: Алексей Бессмертных

Непосредственно научной работой здесь ведает Татьяна Андреевна Лозямова - заместитель директора по этой части. В связи с приближением Дня коренных народов мира Татьяна Андреевна особо выделяет программу «Лес, человек, река», которая призвана рассказать о том, как живут пимские ханты в условиях тайги. В ходе её реализации работники музея знакомят посетителей с материалами полевых исследований.

А в плане развития этнотуризма у музея есть программа «Мэн куыва ёвта» («Добро пожаловать на стойбище». И она уже работает. С начала года по этой программе музей посетило множество желающих приобщиться к этнографическому туризму, причём и из других муниципальных образований округа. В марте приезжали сразу несколько семей из Нижневартовска. И успехи коллектива в этой сфере были замечены руководством Югры. Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики учреждению был вручён символический знак «Лидер туриндустрии в развитии и продвижении этнографического туризма Югры».

Все мероприятия с туристами музей проводит на своей территории, а организацией поездок по стойбищам занимается турфирма «Азантур», с которой музей работает, можно сказать, в тандеме: одни знакомят с бытом и культурой ханты на своей территории, другие - непосредственно на стойбищах.

Вот ещё доделают крытую кухню и печь, и можно будет знакомить туристов с блюдами хантыйской кухни. Ради этого научные сотрудники готовы сами научиться их готовить.

Правда, помещения музея для приёма большого количества гостей тесноваты. Поэтому зимой организаторов экскурсий просят, чтобы группы были не больше 30 человек. Если летом часть посетителей может длительное время находиться на территории экспозиции под открытым небом, то в зимнее время с этим всё сложнее. Много внимания работники музея уделяют работе с детьми на выезде, в частности, нередко бывают с лекциями в школах города.

Научные исследования в основном проводятся на хантыйских стойбищах. При этом, конечно же, надо предварительно договариваться с хозяевами, выбирать наиболее удобное для них время. Чтобы ближе познакомиться с жителями стойбища и собрать нужный материал, требуется несколько дней. Выезжают на исследования небольшими группами по три-четыре человека - опять-таки, чтобы хозяевам не слишком хлопотно было. Ханты относятся к научным работникам с пониманием. В числе таких хозяев стойбищ Дмитрий Данилович Нимперов, Анна Петровна Нимперова и некоторые другие. В настоящее время планируется поездка к Олегу Марковичу Востокину (на бывшем стойбище его предков, как уже сказано, и расположен музей). Некоторые коренные жители подружились с музейными работниками и, приезжая в город, заходят пообщаться за чашкой чая. Благодаря этим людям музей пополняет свои фонды хранения, приобретает у них предметы быта, охоты, рыбной ловли, художественные поделки. Кое-что ханты дарят музею безвозмездно. На территории музея есть «этноизбушка», где проводятся различные мероприятия этнографической тематики. В конце года там за общим столом научные работники встречаются с коренными жителями, оказывающими помощь музею, обсуждают различные проблемы и поощряют своих помощников из числа коренного населения.

Алексей Бессмертных

Бусы конца XIX века из фондов музея.
Автор фото: Алексей Бессмертных

Работает музей именно с пимскими ханты (по месту расположения). А на вопрос, чем эти представители местного коренного народа отличаются от коренных жителей тром-аганских или юганских побережий, Татьяна Андреевна отвечает, что ближе всего они по своему языку и культуре к юганским ханты. Оттого многие из них и за невестами едут на Юган. Правда, одежда пимских ханты несколько скромнее. Юганские берега - соболиный край. Поэтому там одежда обильно украшается мехом. Пимские же ханты вместо меха при пошиве женских саков используют шкурки птиц - гагары, турпана, вместе с пером. То есть, характер одежды определяется местом проживания, а потому у пимских коренных жителей она ближе к одежде более северных, тром-аганских ханты.

Хозяйственной особенностью жизни на реке Пим является почти полное отсутствие оленеводства. Места здесь болотистые, ягеля для большого количества оленей недостаточно, и потому в основном местные жители занимаются охотой, рыбной ловлей, сбором дикоросов. Нехватка оленьего меха приводит к тому, что меховую одежду, в первую очередь обувь, приходится покупать в других местах, например, у казымских сородичей. Впрочем, и с охотой на Пиме сейчас стало труднее - дичи в лесу мало. Отчасти помогают хантыйским хозяйствам экономические договоры с нефтяниками, выплачивающими коренным жителям компенсации.

Алексей Бессмертных

Бусы конца XIX века из фондов музея.
Автор фото: Алексей Бессмертных

Тематика научных работ в музее самая разная - от изучения традиционного быта и предметов культуры до этнопедагогических исследований процесса воспитания детей в семьях коренных малочисленных народов. А Татьяна Андреевна в настоящее время занимается изучением творчества самобытной сказительницы Ольги Ивановны Колывановой, проживающей в национальном посёлке, расположенном в городском поселении Лянтор. Ольга Ивановна, сочиняя свои сказания, изначально не записывала их, считая, что для этого у неё недостаточно образования. Но Татьяна Андреевна убедила её в том, что их обязательно надо записать, и взялась отредактировать тексты. Сейчас она работает над подготовкой к публикации примерно двух десятков произведений О.И. Колывановой.

Фондами музея заведует молодой специалист, главный хранитель Екатерина Владимировна Петлай (она же автор программы «Кроха этнограф»). По её словам, в фондах сейчас насчитывается 8506 единиц хранения. Из них в научно-вспомогательном фонде - 1096, а в основном - 7460. Есть среди всех этих предметов два особо ценных экспоната, вошедших в мультимедийный сборник «80 сокровищ Югры». Это струнный музыкальный инструмент «тоорых овых юх» (шея журавля), созданный в начале прошлого века и оказавшийся в музее благодаря Степаниде Егоровне Востокиной; а также уникальные и очень красивые бусы конца XIX века, приобретённые у Людмилы Даниловны Колывановой. Раз в год музей издаёт каталог предметов из музейного фонда. Например, выпущены каталоги предметов хантыйской одежды, национальной игрушки, а также различных других приобретений основного фонда.

Помимо интереса к экспонатам, расположенным в помещении музея, большое любопытство проявляют туристы и к экспозиции под открытым небом. Они подолгу осматривают олений загон с дымокуром для отпугивания комаров, лабазы, жилые деревянные домики, навесы для сушки рыбы, а также олений мостик, в хозяйствах коренных жителей предназначающийся для перегона скота через небольшие водные преграды.

В этом году немало внимания коллективу предстоит уделить приближающемуся 90-летию Сургутского района. К этому событию, в частности, планируется издать набор открыток с репродукциями лянторских художников. Кстати, музей, как и район, в 2014 году - юбиляр, ему исполнится 25 лет. И свой четвертьвековой юбилей его коллектив встретит показателями работы, которым могут позавидовать многие аналогичные учреждения в разных регионах страны. Это весьма значимые результаты просветительской и научно-исследовательской деятельности, а также отмеченные окружными властями достижения в развитии этнотуризма в нашем районе и в Югре в целом.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: