Елена Тарас: «Себе учитель тоже ставит оценки»

00:00
1171

… C наступлением июня уроки в школах прекращаются, впереди -счастливая пора отпусков и каникул. Но для Елены Тарас, учителя английского языка Белоярской средней общеобразовательной школы № 1, победителя окружного конкурса профессионального мастерства «Педагог года Югры - 2013», напротив, наступает период напряжённой работы. Ей предстоит подготовка к участию во всероссийском конкурсе, на котором она будет представлять и Сургутский район, и округ в целом. В один из последних майских дней мы беседуем с Еленой Николаевной о современных школьниках, проблемах образования и профессии учителя.

Алексей Бессмертных

Районный этап конкурса «Педагог года Югры - 2013».
Автор фото: Алексей Бессмертных

... В школьных коридорах тишина: занятия окончены. Открываю дверь в кабинет английского: Елена Николаевна с улыбкой приветствует меня и начинает беседу столь искренне и непринуждённо, как будто мы знакомы сто лет. Замечаю, что парты в классе стоят буквой «П». Спрашиваю, всегда ли так на уроках? «Да, это удобно для детей, так легче общаться», - отвечает Елена Тарас.

ПРЕОДОЛЕВАЯ СЕБЯ

- Елена Николаевна, как получилось, что вы стали работать учителем?

- Я не могу сказать, что мечтала стать им с детства. И хоть мои родители -педагоги (мама - учитель математики, папа - физики), я не предполагала, что буду работать в школе. Меня заинтересовал иностранный язык, интерес этот возник в 8 классе, когда в нашу школу пришёл новый учитель английского. Он совершенно поменял моё представление о языке, захотелось не просто говорить, но и думать на английском! Изменения эти, кстати сказать, возникли после того, как у меня, хорошистки, вдруг появились тройка и даже двойка по этому предмету!

- То есть, закончив вуз, вы попали в школу случайно?

- Не совсем. Моя специальность по диплому - филолог, преподаватель английского языка и литературы, учитель немецкого языка. На 4 и 5 курсах мы проходили практику в школе. В первый год мне, практикантке, дали выпускные классы гимназии, в которых дети свободно общались на английском. Мне очень понравилось работать с ними, понравился и их учитель. А на следующий год, напротив, был прямо противоположный опыт. Один мальчик подошёл ко мне и сказал: «Видите, как мы занимаемся? Никогда так уроки не проводите!» Дети нехотя списывали с доски текст, затем уныло читали и переводили его. И мне очень захотелось быть похожей на того, первого учителя, захотелось живого общения с детьми. Кстати, и в университете были яркие преподаватели. Некоторые из них давали любопытные методические рекомендации. Например, чтобы ребёнок легче запоминал иностранные слова, педагогу стоит произносить их... из-под учительского стола или просунув голову в дверь кабинета. То есть, избрав самую неожиданную форму подачи материала.

- Вы пользуетесь этой рекомендацией?

- Нет (смеётся)... Но с младшеклассниками стараемся все слова не только проговорить, но и проиграть, пропрыгать, пропеть, прохлопать.

- Зачастую даже лучшие ученики в наших школах не могут общаться на английском. В чём причина - в нехватке часов и сильных учителей, плохих учебниках, невозможности преодолеть языковой барьер?

- Здесь комплекс причин. Безусловно, два часа в неделю в младших классах и три в средних и старших - это очень немного. И невозможно организовать общение все 40 минут урока. К тому же, некоторые дети уверены, что у них напрочь отсутствуют языковые способности. Конечно, ребята по-разному воспринимают язык. Но я говорю всем своим ученикам: если вы смогли освоить один язык - родной, значит, вы способны к изучению языков. Ведь вы запомнили огромное количество слов, их звучаний и значений, грамматических конструкций и можете легко всем этим пользоваться!

Очень часто ребёнок, сталкиваясь с первыми трудностями, опускает руки. В таком случае хорошего результата добиться действительно сложно, поэтому ученика обязательно нужно поддерживать. Если в школе создаётся ситуация успеха: давайте попробуем, давайте сделаем это вместе, давайте ещё и ещё раз проанализируем ошибки, то ребёнок однозначно сможет освоить язык. Абсолютно любой ребёнок.

Что касается языкового барьера: да, иногда дети просто боятся говорить. Нужно помочь им преодолеть этот страх. При этом они должны понимать, что освоение любого предмета - это в некотором роде преодоление себя, своих комплексов, собственных ошибок. Это самая настоящая работа, и никто не обещал, что она будет лёгкой.

НА РАВНЫХ

- В вашей школе все информационные сообщения, названия кабинетов -на двух языках: русском и английском. Это ваша идея?

- Нет, это идея Сочи, в котором сейчас активно готовятся к Олимпиаде. Там не только поменяли вывески, горожане учат язык с помощью «фразы дня». Волонтёры подходят к прохожим на улице и обучают их, например, фразе «Как пройти к гостинице» и ответу на неё. Подобные «фразы дня» появились и у нас. В эту работу включилась вся школа. Таким образом мы создаём языковую среду для наших ребят. А вывески на английском ещё и помогают ориентироваться в пространстве учреждения иностранным школьникам, которые периодически учатся у нас благодаря сотрудничеству школы с фондом «Интеркультура».

Алексей Бессмертных

Районный этап конкурса «Педагог года Югры - 2013».
Автор фото: Алексей Бессмертных

- Между нашими ребятами и иностранными школьниками есть разница?

- Конечно, есть. Если говорить об уровне владения языком, то у иностранных школьников, как правило, очень хороший разговорный английский. У нас учились немец и итальянец, они свободно разговаривали, не стесняясь произносить слова на неродном для них языке. А вот с тестами на грамматику иностранные ученики обычно справляются хуже наших отличников и хорошистов. Однажды парень из Германии сказал мне: «В России считается зазорным не знать математику. У нас такое же отношение к английскому языку. Язык знать престижно». Ну и, конечно, иностранные школьники более мотивированны на изучение языка, они имеют возможность общаться на английском за пределами школы. Например, отправляясь на каникулах в Париж или Италию. Мои ученики, в основном, ездят в Турцию и Египет, где, как они говорят, все и по-русски понимают.

Иностранные школьники в целом больше открыты к общению, чем наши ребята. Они всегда слушают собеседника внимательно, говорят на равных со старшими, то есть не стесняются взрослого только потому, что он взрослый. И не боятся задавать вопросы учителю.

- Сейчас очень много разговоров о том, что у современных школьников нет должного уважения к учителям, не соблюдаются нормы поведения на уроках, дисциплина хромает. Согласны ли вы с этим?

- Несомненно, дети сегодня другие, чем лет 15 назад. Но и время другое. Сегодняшние школьники имеют быстрый доступ практически к любому источнику информации. Вот мы изучаем новые слова на уроке, и они тут же находят перевод этих слов с помощью своих мобильных телефонов. Они усваивают темп и ритм нашего века с рождения, и это нормально. Главное -нам за учениками поспевать. И когда ты знаешь, что именно у них в телефоне, в какую игру они могут сейчас играть, по каким сайтам ходят и каким переводчиком пользуются, работать проще. И понимаешь детей лучше.

А говорить о проблемах с дисциплиной, когда у тебя на уроке всего 12 - 13 человек, как-то даже и не совсем прилично: ведь мы, учителя английского языка, работаем только с половиной класса. С другой стороны, всегда есть дети, которые постоянно ведут себя плохо. Наверное, без этого не бывает ни одной школы. Да, порой по телевизору показывают сюжеты о школьниках, которые могут позволить себе даже поднять на учителя руку. Я не знаю, как и почему это происходит, но за 13 лет работы в Белоярской первой школе я с подобными вещами не сталкивалась никогда.

Дети не одинаковы, у каждого свои психофизиологические особенности, своя жизненная ситуация. И на уроках мы должны не только учить грамматике, но и воспитывать уважение друг к другу.

ВОСПИТАТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА

- Что главное в учителе, каким должен быть современный педагог?

- Учитель обязательно должен заниматься самообразованием: стаж и возраст в этом случае не имеют значения. Когда учитель не боится учиться, не боится узнавать новое - это очень многое значит. Если не учиться, то не только за детьми не будешь поспевать -никому не будешь интересен и самому себе, наверное, тоже. Второе - нужно быть оптимистом. Иначе как можно пробудить в детях интерес к своему предмету, разбудить их самих? Энергия и оптимизм очень важны.

И, конечно, учитель должен быть добрым. Многие говорят, что нужно любить детей. Но мне кажется, что любить - именно любить - всех детей невозможно. А вот относиться к ним с уважением, видеть в каждом личность просто необходимо. Ведь самое главное в работе учителя даже не в том, чтобы дать знания и научить детей учиться. Цель работы учителя - воспитание. У меня в этом отношении очень удачный предмет: мы можем говорить на уроках о нравственных ценностях, об отношении к миру, рассматривать поступки с положительной и отрицательной стороны, выслушивать мнение друг друга.

Важно также научиться понимать детей и прощать их. Злопамятные люди с детьми работать не смогут.

Безусловно, нужно любить своё дело. Иначе ничего не получится. Но это относится ко всем профессиям.

- Когда вы поняли, что сможете работать педагогом, готовы учиться соответствовать всему тому, о чём вы только что сказали?

- Уже во время педагогической практики в университете я догадывалась, что работа учителем - это моё (улыбается). Когда репетируешь перед зеркалом свой первый урок, кажется, что дети обязательно будут тебя слушать, ведь ты всё так хорошо знаешь! А это совсем не так. И себе учитель тоже ставит оценки. Не всегда и не всё получается так, как ты хочешь. Но я люблю свой предмет, и мне нравится работать с детьми. Нравится ощущать эту обратную связь, чувствовать тот энергетический импульс, который всегда есть на уроке. Наверное, я не буду оригинальной, если скажу, что в любом учебном заведении всегда присутствует особый дух, особая атмосфера, которая создаётся совместно директором, учителями, учениками и их родителями. Во всяком случае, в нашей школе такой дух точно есть. И мне он близок. Поэтому я готова учиться, развиваться и работать дальше в этих стенах.

- В ближайшие месяцы вам предстоит подготовка к уже третьему за год - после районного и окружного - конкурсу. Как ваша семья относится к такому напряжённому ритму?

- Да, моим родным было не просто (улыбается). Сын (ему 5 лет) вообще постоянно предъявлял свои права, говорил: «Мама, ты сидишь всё время за компьютером. У тебя только работа и работа»! И я откладывала работу, принимаясь за неё уже после того, как уложу спать его и старшую дочь. Поэтому, когда пришло известие о победе, мои домашние не знали, радоваться им или огорчаться! Они ждали завершения каждого этапа как возможности «выдохнуть» и продолжить привычную, размеренную жизнь...

- ...А теперь ещё и отпуск у вас отменяется?

- Получается, так. Но в октябре всё закончится уже совершенно точно! (смеётся).

- Терпения Вам, Елена Николаевна, и удачи на всероссийском конкурсе!

- Спасибо!

НАША СПРАВКА

Елена Тарас родилась 5 октября 1976 года в городе Надворная Ивано-Франковской области. В 1998 году окончила Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича, два года проработала школьным учителем в Украине.

В посёлок Белый Яр молодая учительница приехала в августе 2000-го и с 1 сентября начала работать в Белоярской средней общеобразовательной школе № 1 (в этой же школе до сих пор работает и её мама).

У Елены Николаевны двое детей - 12-летняя София и 5-летний Ярослав.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: