Якушев «Вестнику»: Ставка на инфраструктурные проекты. Интервью
Зачем нужен второй мост через Обь, почему важно развивать межрегиональные связи с другими регионами УФО и выстоит ли экономика округа в условиях санкций. Об этом в эксклюзивном интервью «Вестнику» рассказал полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Владимир Якушев.
– В Югре началась реализация крупнейшего инфраструктурного проекта – второго моста через Обь в районе Сургута. Вместе с губернатором Натальей Комаровой вы дали старт строительству объекта, отметили его важность. Как создание этого объекта повлияет на экономическую жизнь УрФО?
– Строительство второго мостового перехода через Обь – историческое событие. Единственный действующий мост через Обь в районе Сургута был построен более 20 лет назад и фактически исчерпал свои резервы: интенсивность движения по нему превышает расчетную норму в три раза. Из-за этого вводятся ограничения для тяжеловесных автомобилей. В совокупности это ставит под угрозу транспортное сообщение Югры и Ямала с другими регионами России.
А что может быть важнее того, чтобы территории, которые дают 40 % дохода в федеральный бюджет, были связаны с «большой землей»? Чтобы нефтяники и газовики спокойно перевозили грузы и оборудование, а жители и бизнес имели гарантированный и беспрепятственный выход на другие региональные и федеральные дороги?
Дорожная артерия должна полноценно работать для развития регионов и страны. Поэтому к реализации проекта все стороны подошли с максимальной ответственностью. Строители пообещали ввести мост в эксплуатацию в установленные контрактом сроки. То, что так и будет, не сомневаюсь, когда хорошо знаешь и проектировщиков, и подрядчиков, и заказчиков, реально осознаешь, что объект точно будет.
Строительство мостового перехода началось в непростых условиях. При этом мы прекрасно понимаем, что объект даст мощный рывок с точки зрения занятости и инвестиций.
Запасов нефти и газа в автономных округах при нынешнем уровне добычи хватит на несколько десятилетий. В условиях санкций добывающий сектор потребует значительных инвестиций. А это гарантированный заказ на триллионы рублей для смежных отраслей – от поставщиков материальных ресурсов до высокотехнологичных производств и IT-компаний. Относительно Урала речь идет о машиностроительных предприятиях, металлургической и химической промышленности.
Таким образом, новый мост – это гарант действующих инвестиций и дальнейшего развития северных территорий.
– На стройке мостового перехода преимущественно будут заняты компании из Уральского федерального округа. Каким образом проект повлияет на социально-экономическую жизнь Сургутского района?
– Возведение такого крупного инфраструктурного объекта – это, прежде всего, рабочие места и стабильная занятость. В пиковые этапы в проекте будет занято более десяти тысяч специалистов. А 10 тысяч рабочих мест в наше время – это очень здорово.
Новейшие технологии проектирования и строительства потребуют привлечения высококвалифицированных кадров. Предстоит работа в непростых условиях – в заболоченной местности. Нужно будет переустроить 20 километров инженерных коммуникаций (нефте– и газопроводов, электросетей, сетей связи), уложить 55 тысяч кубометров монолитного бетона, смонтировать 25 тысяч тонн металлоконструкций. Все это потребует создания локальных производств и обеспечит заказами обрабатывающие производства других регионов Урала.
– Уральский федеральный округ – устойчивая самодостаточная экономическая система. На ваш взгляд, какие еще крупные проекты помогут усилить интеграцию между регионами?
– Мы делаем ставку на инфраструктурные проекты. Самый масштабный из них – Северный широтный ход (СШХ). Его появление укрепит межрегиональные отношения как внутри Уральского федерального округа, так и с другими регионами страны. Простимулирует развитие морского порта Сабетта, поможет с освоением арктической зоны, а это новый этап интеграции нефтегазового комплекса, промышленных предприятий, научных организаций Урала. Приток новых инвестиций и ресурсов.
Не менее важно продолжать развивать и автодорожную сеть. В реализации сразу несколько знаковых проектов. Кроме второго моста через Обь в Сургуте, о котором мы подробно говорили выше, это строительство трассы Москва – Казань – Екатеринбург, она будет продолжена в сторону Тюмени и далее до Омска и Новосибирска, завершение кольцевой автодороги вокруг Екатеринбурга и другие объекты.
Есть перспективные ниши для уральских аграриев и переработчиков сельскохозяйственной продукции.
Еще одно значимое направление – внутренний туризм. Речь идет о создании автомобильных маршрутов и пешеходных троп, которые проходили бы через несколько регионов, «пакетных» предложений с целым комплексом активностей. Это может быть все что угодно: сплавы по рекам и горный туризм, посещение исторических и культурных мест, оздоровительный отдых, промышленный и этнографический туризм, маршруты выходного дня.
Первые шаги в этом направлении сделаны. Свердловская, Челябинская и Тюменская области вошли в проект «Большой Урал». Вместе с Пермским краем и Башкортостаном регионы будут продвигать межрегиональные турпродукты. Аналогичным образом можно создавать маршруты в сторону Югры и Ямала.
Поле деятельности обширное. Нужны инициатива и готовность действовать.
– Как вы оцениваете перспективы развития сургутской агломерации?
– Агломерация Сургут – Нефтеюганск – самая крупная из восьми, которые определяет стратегия социально-экономического развития Югры до 2030 года.
Агломерация не создавалась искусственно: муниципалитеты и населенные пункты уже объединены устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями. У них общая социальная и торговая инфраструктура.
Территория может стать единым узлом с точки зрения внешнего транспорта – это важно для района с постоянным притоком временного вахтового населения.
Перспективы развития сургутской агломерации во многом связаны со строительством второго моста через Обь и появлением научно-технологического центра. На территории центра планируется построить объекты образования, инфраструктуру предприятий нефтегазового и медицинского кластера, клинику, дом детского творчества, жилье для студентов и сотрудников и многое другое. Появление центра станет мощным толчком для развития как агломерации, так и региона в целом.
К межмуниципальным проектам также следует отнести совместное строительство дорог, полигона твердых бытовых отходов, реализацию программ газификации и догазификации, гуманитарные проекты. Очевидно, развитие Сургутской агломерации – точка роста развития не только Югры, но и в целом федерального округа.
– Не можем обойти вопрос санкций. В Югре реальный сектор экономики последствия пока не ощутил или ощутил слабо. Есть риск, что нас ждет экономическое падение? Как развивается ситуация в регионах УрФО? К чему готовиться?
– Давайте обратимся к цифрам. В целом первые пять месяцев для промышленности Ханты-Мансийского автономного округа оказались более успешными по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Индекс промышленного производства по итогам января-мая составил 104,6 процента в сравнении с теми же месяцами 2021 года.
Однако апрель выдался драматичным. Мы почувствовали снижение спроса со стороны недружественных стран, добыча нефти в Югре снизилась по отношению к марту. В то же время в мае-июне мы наблюдаем восстановление объемов добычи. По осторожным прогнозам, уровень добычи в регионе будет на уровне прошлого года или чуть выше.
Как вы знаете, шестой пакет санкций против России предусматривает поэтапный отказ от российской нефти. Таким образом, в 2023 году давление на нефтегазовый сектор будет еще сильнее. Главная задача сейчас – не поддаваться панике и не снижать текущие объемы добычи.
Аналогичная ситуация по регионам УрФО, где индекс промышленного производства в последние месяцы снижается. Причины объективные, характерные для всей страны: ограничение экспорта и импорта ряда товаров, изменение логистических цепочек, ограниченность капитала, сложность оплаты внешнеторговых операций.
При этом налоговые поступления в консолидированные бюджеты регионов в январе-мае превышают показатели аналогичного периода прошлого года. Можно прогнозировать, что планы по доходам по итогам года будут исполнены.
Мы проходим сложный период, и очень важно, чтобы действия власти, бизнеса и граждан были максимально синхронизированы. Будущее как никогда зависит от усилий каждого из нас. Жители Урала и Сибири славятся своим характером и умением действовать сообща. Уверен, вместе мы сохраним стабильность экономики и создадим условия для ее уверенного развития.