Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

​Первыми приходят на помощь

От скорости их реакции зависит наше здоровье, а зачастую и жизнь. 28 апреля – День работников скорой помощи. В эту дату чествуют врачей, фельдшеров, водителей скорых. О трудовых буднях в интервью «Вестнику» рассказал и. о. заведующего отделением скорой медицинской помощи БУ ХМАО-Югры Сургутской районной поликлиники Максим Булай.

– Максим Леонидович, почему вы решили стать врачом скорой помощи?

– Можно сказать, что я случайно связал свою жизнь с медициной, но так крепко, что сейчас уже сложно себе представить, кем бы я был, если бы не врачом. В старших классах я, как и все парни, попал на военно-полевые сборы, там проходила игра «Зарница», одним из заданий было оказать первую помощь пострадавшему, тогда что-то щёлкнуло. После школы я поступил в медучилище, устроился фельдшером скорой помощи, отработал год в Лангепасе, потом в 2010 году поступил в медицинский институт и уже через год устроился в отделение скорой медицинской помощи в Барсово. Параллельно учился в институте, по завершении поступил в интернатуру по анестезиологии – реанимации, после прошёл первичную переподготовку на врача скорой помощи.

– Вы каждый раз сталкиваетесь с болью и страданиями людей. Как вы преодолеваете эмоциональный барьер?

– Я работаю в неотложке более 10 лет. За этот период случались самые разные волнительные ситуации. По прохождению такого количества времени какой-то автоматизм всё равно вырабатывается. Мне даже кажется порой, что чем сложнее ситуация, тем она проще. Когда ты столько времени работаешь – все свои знания и умения начинаешь применять на автомате, это опыт. Мне некогда волноваться и переживать на выездах. Я думаю, все сотрудники скорой работают именно так, эмоции – наш враг. Надо быть спокойным, со свободной головой.

– Случалось ли вам оказывать помощь в нерабочее время близким или незнакомым людям в транспорте, на отдыхе?

– Разумеется, такие случаи были. Из стандартных: в обморок люди падали, случались судороги на улице – всё это привычное дело. Когда уже исполнял обязанности заведующего отделением, находился в кабинете, поступил сигнал, что по трассе с Лянтора везут беременную женщину со схватками. Свободной бригады не было. Мы с начальником гаража завели машину и поехали на встречу такси, в котором ехала роженица. Когда мы прибыли, родовой процесс уже перешёл в потуги, действовать нужно было быстро. Мы перенесли роженицу в машину скорой, после осмотра я понял, что у младенца было обвитие пуповиной, начиналась гипоксия, я принял решение принимать роды прямо на ходу. Всё закончилось благополучно, родился здоровый мальчик. Женщина сказала, что никогда так легко не рожала, у неё это были третьи роды.

– Ежедневно на пульт диспетчера скорой помощи поступают десятки вызовов, в первую волну пандемии число преодолевало сотню. И всё же какие вызовы за время работы вы запомнили на всю жизнь?

– К сожалению, это те вызовы, когда нас вызвали поздно, когда от нас уже ничего не зависело. Довольно часто вызывают скорую те, кому она, по сути, не нужна, а те, кто остро нуждается в неотложке, почему-то решаются вызвать её слишком поздно. Мы стараемся объяснять нашим пациентам, что не стоит полагаться на авось. Лучше вызвать скорую, когда стало плохо, не дожидаться тяжёлого состояния.

– Ваши пациенты сами виноваты в том, что с ними происходит?

– Заболевания встречаются разные, бывают очень коварные, пациент не всегда их сразу замечает. И это не его вина. Вообще не понимаю, как можно винить пациента в том, что он болеет.

– Нередко в СМИ говорят о случаях нападения на врачей во время оказания медпомощи. Приходилось ли сталкиваться с агрессией со стороны пациентов или родственников?

– Нападений не случалось, слава богу! Были такие случаи, когда пациенты активно что-то советовали, говорили: «Давайте, везите, что вы тут возитесь!». В таким случаях спокойно объясняем, что сначала нам нужно поставить диагноз, потом оказать медпомощь, а уж потом куда-то везти. Некоторые вызывают скорую, потому что хотят попасть в больницу. В стационар мы возим по медпоказаниям, а не по желанию пациента или его родственников.

– Резонный вопрос – за время работы поменялось отношение к людям?

– Как может поменяться отношение к людям?! Люди все разные, каждый индивидуален. Просто к каждому нужно найти подход.

– Что вы чувствуете, когда спасаете человека?

– Когда работаем на вызове, как уже говорил, с холодной головой, чувствовать некогда что-то. А когда всё заканчивается, состояние пациента стабилизируется, и он уже доставлен в учреждение, всё с ним хорошо, вот тогда наступает какое-то удовлетворение.

– За время врачебной практики какой период был самым сложным?

– Первая волна коронавируса. В июле очень много сотрудников скорой помощи заболело. В день по два-три человека выбывало, работать было некому, из врачей остался я один. Я дома не появлялся, две недели подряд работал безвылазно: и в смену свою работал, и когда днём отдыхал, поднимался и отправлялся на вызовы. А вообще, я на работе нахожусь намного дольше, чем дома. Наверное, я к этому уже привык.