Нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара

00:00
1606

Уважаемые читатели газеты! Сегодня хочу рассказать вам о праве потребителя на взыскание неустойки за нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара.

В том году некоторые жители района оказались в очень неприятной ситуации, связанной с нарушением сроков поставки товаров. Приведённые ниже примеры свидетельствуют о том, что граждане нашей страны привыкли доверять людям, надеясь на их порядочность.

Житель п. Солнечный решил приобрести мягкую мебель. В одном из магазинов Сургута ему понравился выставочный образец, и он заключил договор на поставку мебели. Договором предусматривалось внесение предоплаты в размере 70 % от стоимости мебели, срок поставки - 60 рабочих дней. Кроме того, договором предусматривалось: уплата потребителем неустойки в размере 3 % за каждый день просрочки в случае несвоевременной оплаты товара, выплата продавцом неустойки в размере 0,1% за нарушение срока поставки товара. Прошло более трёх месяцев, а мебель доставлена не была. На неоднократные устные обращения в ответ были лишь обещания.

В Закон РФ «О защите прав потребителей» в 2007 году была введена специальная статья 23.1 Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю. Согласно нормам указанной статьи в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определённом договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

Часть 3 статьи 23.1 гласит: в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента (0,5 %) суммы предварительной оплаты товара. Неустойка взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной суммы. При этом сумма неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Проанализируем описанный выше случай.

1. Срок поставки мебели 60 рабочих дней - слишком большой срок. Так как субботы и воскресенья не считаются, то срок поставки фактически составляет три месяца. Всё это время магазин пользовался деньгами потребителя безвозмездно.

2. Договор, предложенный продавцом, содержит условия, нарушающие права потребителей, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей». Так, неустойка за нарушение сроков оплаты товара незаконна и в силу норм статьи 16 Закона является ничтожной. Также ничтожной считается неустойка за нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара в размере 0,01 %, ибо Законом установлен размер 0,5 % за каждый день просрочки.

3. Требования в адрес продавца надёжнее предъявлять в письменной форме, оставив себе копию заявления с отметкой о вручении. Добросовестные продавцы удовлетворяют требования потребителей своевременно.

Приведу ещё один пример. Житель п. Фёдоровский заключил с предпринимателем из Сургута договор на поставку запасных частей к автомобилю на крупную сумму, произведя оплату полностью и сразу. Срок поставки по договору 30 дней. Прошло полгода, а запчасти до сих пор не поставлены.

Хотя договор именуется договором поставки, фактически это договор розничной купли-продажи товаров по образцам. Потребитель вправе потребовать от продавца расторжения договора кули-продажи и возврата суммы предварительной оплаты запчастей, а также уплаты неустойки в размере 0,5 % от общей суммы заказа за каждый день просрочки, но не свыше суммы заказа. Требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом в десятидневный срок. В случае отказа продавца от выплаты денег в добровольном порядке потребитель вынужден будет обратиться с заявлением в суд о взыскании указанных сумм с предпринимателя. При этом предпринимателю придётся выплатить и компенсацию морального вреда, причинённого потребителю неисполнением обязательств по договору поставки, и штраф в федеральный бюджет за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения прав потребителей в размере 50 % суммы иска.

Хочется пожелать предпринимателям своевременно исполнять взятые на себя обязательства, а в бланки договоров не включать условия, ухудшающие положение потребителя в сравнении с правилами, установленными Законом РФ «О защите прав потребителей».

Уважаемые потребители! Не нужно выжидать полгода, чтобы реализовать свои права потребителя, лучше сразу обратиться за советом к специалисту. Тогда и деньги, и нервная система будут сохранены. Обращайтесь, если что, по тел.8(3462) 52-90-51.

Людмила Левицкая, главный специалист отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Сургутского района.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: