В Сургутском районе рассказали о результатах проекта «Школа мастеров»
Проект «Школа мастеров» — это новое PROчтение классики, поиск современных форм работы с классической литературой. В 2019 году проект некоммерческой организации «Творческое объединение работников культуры Сургутского района» стал победителем гранта губернатора ХМАО — Югры.
В библиотеках Сургутского района созданы и работают творческие лаборатории: «Театральная», «Литературная», «Лаборатория комикса и графического романа», где, не выезжая из своих населённых пунктов, дети и молодёжь повышают мастерство под руководством писателей, актёров, режиссёров, художников-иллюстраторов. Через лёгкие, развлекательные формы — рисование, театр и литературные игры, участники проводят серьёзную работу — погружаются и изучают эпоху, выявляют проблемы, заложенные писателем, открывая для себя величие русской классики.
110 мальчишек и девчонок на Неделе детской книги стали участниками направления «Литературная лаборатория» проекта «Школа мастеров». В литературно-творческом чемпионате «Весна! Каникулы! Стихи!» участвовали ребята, библиотекари и педагоги из Русскинской и Ляминой. Четыре основных тура включали работу с эпитетами, синонимами, подбором слов на определённую тему, завершающим был этап по созданию небольших рассказов-историй. Чемпионат был посвящён творчеству Антона Павловича Чехова, и сюжеты ребята вместе с руководителями старались придумать реалистичные — юмористические, лирические, основанные на реальных событиях.
Ведущие чемпионата — известные писатели России и Урала с огромным опытом литературной работы с детской аудиторией: Нина Ягодинцева, Оксана Ралкова, Виктория Иванова. В результате на литературных просторах Сургутского района появились шесть новых рассказов в жанре Чехова, которые опубликованы в группе «ВКонтакте «Школа мастеров. Сургутский район» и в издании «Арт-бук».
Руководитель направления «Литературная лаборатория», профессор Челябинского института культуры, секретарь Союза писателей России Нина Ягодинцева в интервью поделилась итогами чемпионата.
— Нина Александровна, как в чемпионате было представлено творчество А. П. Чехова?
— В начале игры мы предложили ребятам вытянуть листочки со словами «Ванька», «Каштанка» и «Хамелеон». Благодаря жребию, во-первых, участники разделились на три группы, и во-вторых, мы узнали у ребят, что объединяет эти три разных слова, — это была первая отсылка к произведениям русского классика. Цитаты, сюжетные линии, имена главных героев и названия новых рассказов — всё это было объединено чеховской темой.
— Расскажите о чемпионате. Как быстро маленькие жители Сургутского района в него включились?
— У нас с коллегами есть некоторая сценарная заготовка, которую можно адаптировать под конкретную группу детей. Дети включаются в игру достаточно быстро, и даже если у них возникает какой-то эмоциональный барьер, то он легко и быстро снимается. Но работа со словом предполагает протяжённость во времени, и маленькие быстрее устают. Поэтому у нас было много вариантов подвижных игр, и эти игры тоже со словами.
— Как вы оцениваете сюжеты, придуманные ребятами?
— Ребятишки чаще всего выбирают тему природы, птичек, животных, потому что это им интересно, эти сюжеты они понимают и через них выражают своё видение мира.
С ребятами из Русскинской сюжет был простой, но интересный — как встречать гостей. Начинается рассказ с того, что девочка сидела у окна и увидела, как умывается кошка. Есть широко известная примета, что кошка умывается к гостям. Потом появляется собака, но она не умывается, значит кошка должна её умыть, а собаке это разве может понравиться? Конечно, нет. Но нашей кошке всё же удалось уговорить собаку умыться, и к приходу гостей они обе были чистыми.
Ляминские ребятишки придумали историю посложнее — она касалась взаимоотношений мальчиков и девочек, ситуации, когда бывает страшно, и как быть, когда очень хочется взять домой питомца, а мама против.
По сюжету мальчик с девочкой пошли в магазин и встретили большую собаку. Мальчик не растерялся и бросил собаке палку, собака оказалась совсем не злая и поняла, что с ней играют. С этой собакой им предстояло вернуться домой и сказать: «Мама, мы хотим собаку». И девочка, которая в постановке играла маму, нашла блестящий выход — мама вышла встречать и вынесла собаке кусочек колбасы, так ситуация и разрешилась.
— В чём важность литературной работы с детьми и подростками?
— Такие чемпионаты помогают в игровой форме осваивать русский язык. Это не столько соревнование, сколько эмоциональная, азартная форма освоения слов, культурных моделей, решения, в том числе, и нравственных задач — простых, но очень важных. К примеру, с ляминскими ребятами в одном сюжете мы решили сразу три задачи — задачу «как справиться со страхом», отношения мальчика и девочки — кто кого защищает, и ситуацию «мама, давай возьмём собаку». Это тоже ситуация непростая, я, как мама и бабушка, её знаю. Нельзя бросать друзей, но и в дом не всегда можно взять.
Конечно, писателями становятся единицы, но то, что дают такие чемпионаты, важно для каждого ребёнка. Сегодня главными конкурентными качествами для человека становятся скорость и точность мышления. И эту задачу нельзя решить никакими цифровыми средствами, никакой информатизацией. И начинать надо вот с таких маленьких ребятишек, они должны учиться владеть словом, чтобы находить взаимопонимание с миром.
Мы же не писателей растим, мы стараемся растить людей, которые будут разговаривать друг с другом и с миром, находить общий язык и общие решения.
— Раньше вы проводили чемпионаты для подготовленных ребят — победителей литературных конкурсов. Легко ли было работать с детьми из Югры?
— Мы с ребятишками работали впервые и, конечно, все они разные. Кто-то интроверт — ему нужно собраться и почувствовать себя в эмоциональной безопасности, чтобы начать работать. Они долго думают, но потом говорят очень точно, а есть экстраверты: сначала сказал, потом подумал. И когда мы работаем с предметами — мячиками, самолётиками, колокольчиками — эта игра соединяет действия и мысль на практике. Она притормаживает экстравертов и подталкивает интровертов.
И плюс ещё один момент. Нынешнее поколение детей от маленьких до старших сформированы в культуре потребления, им кажется, что литературу создаёт кто-то другой. Для них было настоящим открытием: я тоже могу это делать, я могу писать для себя, для своих близких, для широкого круга читателей. ВОТ ЭТО ОТКРЫТИЕ И МЕНЯЕТ ДЕТЕЙ! Оказывается, можно не только читать (получать), но и сочинять (излучать)! В моих группах были дети, которые открыли себя, — я видела это по их глазам.
Человек по своей природе — «звезда», он излучатель, а потребитель — это всегда «чёрная дыра». Когда человек излучает, вокруг него по-другому формируется пространство. Я думаю, что это можно воспитывать при помощи слова, ведь язык за века накопил смыслы, связи, способы соединения, которые надежны и совершенны. Язык нас многому учит.
Я сама, когда пишу, не использую язык, я у него учусь, слушаю, что он мне говорит. И чем точнее я вслушиваюсь, тем удачнее получается произведение.
В конце чемпионата я спросила — для чего работает писатель? И ребята ответили, что писатель их заинтересовывает, делает добрее, учит не бояться, общаться и находить выход в непростых ситуациях. Замечательный вывод, очень правильный, я считаю!
Своими впечатлениями от общения с югорскими ребятами также поделилась Виктория Иванова, член Союза писателей России, прозаик, педагог, автор методических пособий по литературной работе, организатор литературных чемпионатов:
— Мне очень понравилось работать с ребятами из Сургутского района. В деревне Русскинской мальчишки и девчонки пришли открытыми всему новому, мы сразу оказались на одной волне, шутили, смеялись. В конкурсе сравнений ответы ребят уходили в философию, малыши тоже старались. Ребята очень обрадовались, что победила дружба, это было очень важно перед основным этапом — сочинением рассказа в стиле А. П. Чехова.
В итоге нашей дружбы у нас получилась история про охотника Ахана, жителя Русскинской, который спас из капкана и вылечил оленя-альбиноса. Мы очень долго думали над названием, ведь название — это дверь в произведение, оно должно быть интересным, зачаровывать, создавать какую-то тайну или быть, наоборот, простым, но за этой простотой откроется глубина. В итоге мы взяли простое название «Охотник и олень».
В Ляминой у меня были ребята постарше, они сначала смущались, были напряжены. Я понимала, что им надо дать время расслабиться, заинтересовать, понять, что это творчество, а не проверка знаний. Они вспомнили чеховские рассказы «Крыжовник» и «Вишнёвый сад» и назвали свои команды «Вишня» и «Крыжовник». Мы постоянно искали русло, куда пойдёт наша история, решили взять лирическую тему о любви. Ребята предлагали интересные детали, реплики, которые вошли в рассказ. Нам удалось объединить в один узел любовь, весну, природу, библиотеку, книгу и цветение черёмухи. Имена главных героев не случайны — это имя писателя и его супруги. Получилась лирическая история «Букет черёмухи» про молодых людей Антона и Ольгу, которые не виделись много лет, но полюбили друг друга ещё в школьные годы. Встретились они в Ляминской библиотеке. А букет в рассказе был важной деталью — символом любви.
Татьяна ГОРБУНОВА, заведующая сектором Центральной районной библиотеки им. Г. А. Пирожникова.
Статья опубликована с использованием гранта губернатора ХМАО – Югры на развитие гражданского общества, предоставленного фондом «Центр гражданских и социальных инициатив Югры»