Как в Сургутском районе коррупции жить не дают
По мнению жителей Сургутского района, исходя из данных социологического опроса общественности муниципалитета, проведённого в 2020 году, уровень коррупции в поселениях преимущественно низкий. 54,6 % респондентов очень редко сталкивались с проявлением коррупции.
Как ведётся контроль за людьми и организациями, дабы избежать взяточничества и кумовства на ответственных постах, рассказал «Вестнику» начальник службы взаимодействия с правоохранительными органами, противодействия коррупции и аналитической работы управления общественной безопасности Илья Бакурадзе.
– Илья Давидович, какова в этом роль вашей службы?
– Думаю, немалая, потому что ведётся большая профилактическая работа в данном направлении. И не только нашей службой, но и другими управлениями и отделами администрации муниципалитета. Весомый вклад в это дело вносит совет по противодействию коррупции, председателем которого является глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
Вообще профилактика коррупции – основная деятельность нашей службы. И осуществляется она в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ. Мы не ведём карательные работы, не занимаемся устранением следствий. Главная наша задача – профилактика.
Основные её направления – соблюдение требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулирование конфликта интересов. Так, в 2020 году на заседаниях муниципальной комиссии рассмотрели уже немало вопросов по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих. Это владение акциями и ценными бумагами, уведомление об иной оплачиваемой деятельности, соблюдение требований Кодекса этики, согласие на трудоустройство бывшего муниципального служащего и другие. Комиссия дала всестороннюю и объективную оценку действиям муниципальных служащих и рекомендации по избеганию возникновения конфликтов интересов.
Кроме этого, мы проводим проверки на предприятиях Сургутского района, я считаю, уникальные в части подхода. Потому что в сердце любого коррупционного проявления – личная заинтересованность должностного лица, не обязательно денежная, материальная. Мы как раз и пытаемся установить в ходе проверок, нет ли здесь потенциального конфликта интересов? И если он очевиден, консультируем, как избежать.
– Проверки проходят неожиданно для проверяемых?
– Нет. Все проверки плановые либо по факту (по сообщению). Например, при заключении муниципального контракта может произойти конфликт интересов при подписании документа. Может возникнуть личная заинтересованность одного из контрагентов. И тогда (по факту) мы эту ситуацию анализируем и принимаем решение в пользу соблюдения закона. Вообще, в каждом учреждении должна быть конфликтная комиссия, которой работники могут сообщить о возможном конфликте интересов, чтобы пресечь этот момент на корню.
– Вам поступил сигнал о том, что руководитель предприятия принял на работу родственника, дал ему хлебную должность. Это коррупционное проявление?
– Опять же в данной ситуации разбирается комиссия. Не секрет, что в маленьких поселениях, в тех же школах или детских садах вместе работают родственники, например, директор и учитель. В определённый период у коллег по работе может появиться вопрос: а правильно ли распределены премии в коллективе. Не пользуется ли руководитель своими полномочиями во благо конкретного человека? Возникает конфликт интересов. В соответствии с Федеральным законом № 273 сомневающийся человек должен обратиться в конфликтную комиссию и сообщить о прецеденте. Именно комиссия примет решение об объективности и целесообразности выплаты премии или других денежных средств, ознакомив руководителя с решением.
– Илья Давидович, в Югре все подобные службы работают как в Сургутском районе?
– Аналогов пакета противокоррупционных мероприятий, который разработан в администрации Сургутского района при личном участии главы муниципалитета Андрея Трубецкого, в округе, пожалуй, нет. По результатам окружных инспекций мы в списке лидеров. И останавливаться на этом не будем. Уже сейчас ведётся работа по дальнейшему улучшению проведения проверок в поселениях и организациях района.