Александр Зимин: «Главная награда – оценка жителей»
Работа комиссии по бюджету, налогам, финансам и имуществу Думы Сургутского района — стратегического свойства. Здесь рассматриваются вопросы земельных отношений, местного налогообложения, создания, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений и многое другое. Однако самая важная часть ответственности — бюджет Сургутского района и всё, что с ним связано. Удаётся ли району жить по доходам и часто ли депутаты спорят, на что направить бюджетные рубли, — в интервью «Вестнику» рассказал председатель комиссии Александр Зимин.
— Александр Владимирович, что же представляет собой районный бюджет, и можно ли сказать, что это самый важный инструмент для решения задач районного масштаба?
— Районный бюджет по аналогии можно сравнить с бюджетом любой семьи. Он показывает, какой суммой мы можем располагать и сколько нужно потратить на обязательные нужды. Важно соблюдать баланс между желаниями и возможностями и, что значимо, учитывать непредвиденные расходы. Наш главный финансовый документ из года в год сохраняет свою социальную направленность.
Приведу актуальные цифры. В 2020 году на нужды района Дума района совместно с администрацией направили около 13 миллиардов 63 миллиона рублей. Эти деньги позволят решить текущие проблемы поселений и обеспечить их развитие — переселение из аварийного жилья, капитальный и текущий ремонты школ, детсадов, объектов ЖКЖ, развитие спорта, культуры и т. д.
— На заседаниях в Думе мы можем присутствовать при принятии бюджета. Но это последний этап. А что из себя представляет сам процесс, закулисье этой работы?
— Формирование бюджета — исключительное полномочие администрации Сургутского района. Если просто, то всё начинается с заседания рабочей группы, которая анализирует заявки от ведомств администрации и поселений. Затем собирается бюджетная комиссия Думы Сургутского района, куда я вхожу. Мы оцениваем статьи расходов и предварительно утверждаем распределение финансовых средств. После документ проходит публичное обсуждение, а затем мы рассматриваем его на депутатских комиссиях. И только в конце этого процесса, как вы сказали, депутаты выносят окончательное решение на заседании Думы — принимать или не принимать бюджет.
— Откуда депутаты знают, что важнее району, на что стоит заложить больше средств, а на чём можно сэкономить? То есть, как вы для себя определяете приоритетность расходов?
— Работа депутата такая — знать всё, что касается нужд района и каждой сферы в отдельности. Так как большинство из нас проживают в поселениях, от которых избраны, мы видим проблемы воочию. Выполнение наказов избирателей — принцип номер один. Кроме того, расставить приоритеты удаётся и благодаря тесному взаимодействию с администрацией района, главами поселений. Важно понимать, что достичь результатов можно только работая в одной связке: жители района говорят о своих желаниях депутатам, которые, в свою очередь, обсуждают пути реализации со специалистами администрации. В итоге появляются нужные и важные людям проекты.Однако бывают и случаи, требующие дополнительных финансовых вложений. Это выясняется во время рабочих поездок председателя и выездных депутатских слушаний во время посещения социально важных объектов. Таким образом, определив важные проблемы в поселениях района, депутаты могут внести предложения в корректировку бюджета.
— Как вы можете оценить работу администрации Сургутского района в плане исполнения бюджета?
— Деятельность администрации мы ежегодно оцениваем по отчёту главы Сургутского района. В нём представлена вся выполненная работа по достижению задач, поставленных при планировании бюджета. Администрацией района ведётся рачительная бюджетная политика. Сейчас район живёт по доходам. Никому ничего не должен. Кредитные долговые показатели на нуле.
— Вы и по основной работе занимаетесь экономическими вопросами, правда, сфера совсем другая — нефтепромысел. Помогает ли вам трудовой опыт в депутатской работе? Или было такое, что мешал?
— Опыт не может помешать делу. В НГДУ «Лянторнефть» я работаю уже 17 лет, за плечами путь от электромонтёра до заместителя начальника управления. И каждый отрезок моей трудовой биографии дал важные знания, которые мне помогают сейчас в работе и в жизни. Конечно, в силу специфики деятельности статьи расходов в казне Лянторнефти и Сургутского района отличаются, но принципы и цели одни — эффективное бюджетирование и качественный результат.
— При этом в комиссии по бюджету, налогам, финансам и имуществу Думы Сургутского района, которую вы возглавляете, далеко не все экономисты по образованию или роду деятельности. Есть бюджетники, производственники. В чём плюсы и минусы работы в таком составе? Насколько комфортно работается?
— Работается комфортно, я рад быть частью такой команды. У моих коллег-депутатов есть чему поучиться. Для формирования бюджета надо знать ситуацию изнутри в каждом поселении и сфере жизни. Поэтому как раз правильно, что у нас в комиссии представители разных профессий. Мы с Вячеславом Виговским, Валерием Мошковским — производственники, Татьяна Соколова и Елена Урманшина — из социальной сферы. Кто, как не Татьяна Михайловна и Елена Николаевна знают потребности образовательной среды, учителей, учеников и их родителей?! Многообразие нашего опыта и знаний создают объективную картину, помогают принимать взвешенные решения.
Серьёзных споров у нас с коллегами не возникает. Во время заседаний постоянных комиссий мы детально прорабатываем все вопросы, включённые в повестку дня. Другое дело, что можем обсуждать проекты много часов подряд, запрашиваем дополнительную документацию у администрации. Но в итоге всё равно приходим к общему знаменателю.
— Не секрет, что муниципальный бюджет используется, в том числе, и для выплаты зарплат. А получают ли депутаты зарплату из районного бюджета?
— Нет, депутаты не получают заработную плату, так как работают на непостоянной основе и трудоустроены у других работодателей. Положительная оценка нашего труда жителями района — вот главное вознаграждение.