Сургутскому ЗСК исполнилось 35 лет
12 апреля работники завода отметили 35-ю годовщину со дня создания предприятия. Именно в этот день в 1984 году завод был официально основан в соответствии с приказом заместителя министра газовой промышленности СССР Виктора Черномырдина. В марте 2012 года предприятию было присвоено его имя.
В памятный апрельский день заводчане провели митинг на центральной проходной, возложили цветы к мемориальной доске Виктора Черномырдина, после чего для ветеранов предприятия была проведена экскурсия по промышленным объектам. Ветераны были в отличном настроении от встречи с друзьями и бывшими коллегами, приятно удивлялись переменам на производстве и шутили, что заводским топливом скоро можно будет подводные лодки заправлять.
– Производство сильно изменилось, – делится впечатлениями бывший оператор установки стабилизации конденсата № 2 Рустам Шагиев. – Завод уже выпускает авиакеросин и моторное топливо высшей, можно сказать, категории.
Ветеран приехал в Сургут из Башкирии в 1984 году и поначалу работал в Сургутнефтегазе. В 1986 году перешёл на Сургутский ЗСК. Рустам Шагиев рассказывает, что к моменту его прихода на предприятии работали только три технологические нитки установки стабилизации конденсата № 1, пуск в эксплуатацию четвёртой и пятой прошли с его участием. О работе на заводе до пенсии он тогда и не думал, но на ЗСК его всё устраивало, и весь период становления предприятия прошёл фактически на его глазах.
На заводе сажали картошку
В том, что ЗСК благополучно пережил трудные 1990-е годы, большая заслуга одного из его руководителей – Хамита Ясавеева (директор завода в 1987 – 1998 гг., прим. ред.) О Хамите Нурмухаметовиче ветераны отзываются с большим уважением, перечисляя много положительных моментов.
Бывший старший оператор Ралиф Кускильдин вспоминает, как директор каждое утро сам обходил производственные установки и знал в лицо всех заводчан. Благо, работали на предприятии в середине 1980-х годов всего триста человек. Для перевозки из города на завод тогда хватало трёх ЛиАЗов, и Хамит Ясавеев первое время ездил на работу вместе со всеми.
– Каждый день он делал обход, помнил всех по имени-отчеству. Как-то раз встречает меня и говорит: «Как у вас дела с КВН? Помнится, вы хорошо выступали». Я был в шоке – он, директор, помнит! – делится воспоминаниями другой ветеран, участник заводской команды КВН «Экстрим» Александр Романов.
В 1990-е годы предприятие переживало тяжёлые времена. Покупателей на дизельное топливо не находилось – попросту не было денег, зарплаты снизились, выдавались с задержкой, заводчане стали уходить. В разгар кризиса неплатежей на ЗСК спасли положение – отпечатали собственные деньги, которыми частично выдавали зарплату. Талоны эти назвали в честь директора завода «ясавейками». Ими можно было расплачиваться в заводском магазине и на собственной заправке. В общем, заводчан поддерживали, как могли.
– Талоны не от хорошей жизни ввели, – объясняет Хамит Ясавеев. – Мы запустили у себя колбасный цех, пекарню, переработку молока. Людей кормили сами. Совхоз был наш.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В апреле 2018 года в честь 80-летия со дня рождения создателя компании «Газпром» по инициативе Сургутского ЗСК Боингу-767 авиакомпании «ЮТэйр» было присвоено имя Виктора Черномырдина.
Совхоз в Сайгатиной в те годы был подсобным хозяйством завода. В «Сайгоне» (так заводчане называли деревню) многие жители ходили в заводской робе. Молоко за работу во вредных условиях труда поступало именно оттуда.
На предприятии открыли овощехранилище и выделяли всем желающим вблизи ЗСК и даже между заводскими установками надел земли размером 6 на 15 метров. Своим «дачникам» завод бесплатно предоставлял трактора и завозил навоз из Сайгатиной. Условие было одно – выращивать на выделенной земле картошку. Если же участок пустовал и зарастал бурьяном, его передавали другому работнику.
Совхоза и овощехранилища завод лишился, когда Газпром стал избавляться от непрофильных активов.
Пик развития ещё впереди
Позднее перед предприятием была поставлена задача перевода продукции на европейские стандарты качества. Директор ЗСК в 2008-2015 гг. Пётр Воронин вспоминает, какой масштабный объём работ был выполнен в этом направлении. В итоге заводчанам удалось достигнуть требуемых параметров. С сентября 2011 года дизельное топливо, а в дальнейшем и автомобильные бензины производства Сургутского ЗСК соответствуют требованиям экологического стандарта Евро-5.
Те времена, когда предприятие считалось промысловым придатком нефтегазового комплекса Западной Сибири и предназначалось исключительно для стабилизации и подготовки конденсата к транспорту, прошли. В номенклатурный перечень товарной продукции Сургутского ЗСК сегодня входит более 20 наименований. Это автомобильные бензины, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, сжиженные углеводородные газы, широкая фракция лёгких углеводородов, стабильный конденсат, прямогонная бензиновая фракция. Ввод в эксплуатацию комплекса моторных топлив на ЗСК позволил Югре самостоятельно обеспечивать свои потребности в этом виде углеводородной продукции. За 35 лет на заводе переработано более 200 миллионов тонн сырья, почти столько же товарной продукции направлено потребителям.
Юрий ВАЖЕНИН, член Совета Федерации РФ, первый генеральный директор ООО «Газпром переработка»:
– Остаётся только удивляться прозорливости наших руководителей, которые создали в Югре такой завод. ЗСК – это ключ к освоению Валанжинских залежей всей Западной Сибири, и практика это подтверждает. Этим предприятием может гордиться вся Югра, весь Газпром и вся Россия.
Сегодняшний директор предприятия Андрей Дорощук с гордостью показывает производственные мощности и рассказывает, что продукция завода востребована во многих регионах России и даже поступает за рубеж. Вся линейка моторного топлива соответствует классу (К5) Технического регламента Таможенного союза и действующим экологическим стандартам Еврозоны. Завод располагает мощностями по отгрузке продукции автомобильным, железнодорожным, трубопроводным и водным транспортом.
Но почивать на лаврах рано. По мнению Хамита Ясавеева, пик развития на ЗСК ещё не пройден:
– Завод, конечно, за эти годы сильно изменился, нарастил мощности, но я считаю, что он остановился в развитии. Газовый конденсат – это ценнейшее сырьё, оно должно стопроцентно превращаться в топливо или продукты нефтехимии. А где это будет – на Сургутском ЗСК или на других предприятиях ПАО «Газпром», необходимо решать с учётом многих факторов, в том числе и экономических.
Так значит, пик развития завода ещё впереди?