«Югорская тайна» Татьяны Бреславцевой

00:00
1397

В этот год, ознаменованный двумя важными событиями -85-летием ХМАО - Югры и 50-летием со дня преобразования рабочего посёлка Сургут в город Сургут, Художественный музей подарил юбилярам уникальную выставку работ Татьяны Бреславцевой, торжественное открытие которой состоялось 28 августа.

Алексей Бессмертных

Автор фото: Алексей Бессмертных

Художник и музей

Сургутский художественный музей и Татьяну Георгиевну Бреславцеву связывает многолетняя дружба, начавшаяся в 1999 году с выставки графики в рамках музейного проекта «Перемена». С тех пор было создано 4 совместных масштабных проекта, 5 выставок в рамках проекта «Музей без границ». В прошлом году к 420-летнему юбилею Сургута Татьяна Бреславцева передала в дар городу и музею 66 графических работ из своей коллекции «Графический портрет Сургута». Сегодня в собрании музея 120 графических и живописных работ автора.

Выставка-поэма «Югорская тайна» -уже пятый по счёту большой совместный проект музея и художника. В экспозицию вошли 50 авторских работ, которые буквально пронизаны поэзией земли Югорской. Уникальность выставки в том, что все работы создавались автором в течение года специально в честь юбиляров, и в том, что современное искусство органично вписалось в пространство экспозиции археологической выставки «Открытое хранение», вступив в диалог с древними артефактами и став своеобразным лирико-эпическим портретом Югры.

Образы Вселенной на плоскости холста (об авторе)

«... Татьяна Бреславцева - художник редкой одарённости, за свою творческую жизнь сменивший несколько художественных специальностей. Окончив Московский архитектурный институт, она работала архитектором, сценографом-декоратором, дизайнером, затем, освоив монументальные техники, создавала панно и витражные композиции в разных архитектурных пространствах...

... В зрелые годы Татьяна Бреславцева обратилась к станковым произведениям, но именно в них она в полной мере смогла реализовать свои грандиозные творческие идеи. В последние годы художник «транслирует» на плоскость холста невидимые человеческому глазу образы Вселенной, насыщенную жизнь космических тел и энергий, пронзающих галактические пространства, отражения и метаморфозы земного бытия в небесных сферах - изменённые и очищенные от телесной тяжести сути людей, цветов, камней, стихий, богов, героев со сложными и неоднозначными отношениями между собой...

... Со времён Ренессанса начало каждого столетия связано с переоценкой предыдущей художественной традиции, отказом от академической «зашлакованности» искусства, поиском новых ментальных и технических форм выражения...

... Живопись и графика Татьяны Бреславцевой - это продолжение «высокой» жизни визуального искусства на плоскости, которая, как нам казалось, закончилась ещё в середине прошлого века...» (Светлана Загорская, зам. зав. отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени А.С. Пушкина).

Татьяна Бреславцева - архитектор, дизайнер, монументалист, театральный и телевизионный сценограф, живописец, график. Председатель секции культурологии Европейского университета Европейской академии естественных наук (ЕУ, ЕАЕН, Германия). Почётный профессор и доктор философии ЕУ ЕАЕН. Изобретатель авангардной смешанной техники MADEFACTUM. Член: Союза архитекторов СССР, Московского Союза художников, Профессионального Союза художников России.

В гармонии миров

Татьяна Бреславцева признаётся, что этот цикл возник не случайно. Во всех работах на этой выставке ключевая фраза - югорская тайна, потому что она, тайна, присутствует на каждом полотне, где, вместе с тем, ощущается необычайно гармоничное сочетание подземного, наземного и надземного миров Югры. И именно эта общая гармония создаваемой группы совершенно уникальна в масштабе земного шара.

- Сама земля Югорская несёт в себе такую фантастическую тайну! По-видимому, она притягивает сюда самых сильных, самых красивых, самых удивительных людей, - говорит Татьяна Георгиевна. - В этом и есть тайна земли Югорской. Я её чувствую и знаю, потому что приехала сюда 25 лет назад уже зрелым человеком. Югория, Сургут - это особое место, которое находится в абсолютной гармонии.

Если внимательно рассматривать одну из самых ярких работ - диптих «Югорская тайна», то на первой его части, где изображены надземный и наземный миры, можно увидеть хороводы людей, бредущих по этим просторам невероятным, причём, прослеживаются именно хантыйские образы, образы аборигенов. И даже виден лик шамана, который является проводником между этими мирами.

- Вторая часть диптиха - это мир подземный, - объясняет Татьяна Георгиевна. - Совершенно сумасшедший мир. Здесь зашифровано большое количество образов и лиц европейских, дух революционный былых времён. Это первопроходцы - геологи, нефтяники и сумасшедшие совершенно недра, которые земля в себе хранит. Не случайно освещено космическое пространство. Потому что в моём представлении вообще Югория - это отдельная планета. Это отдельные разговоры, отдельная песня, отдельная поэма.

MADEFACTUM

Работы Татьяны Бреславцевой выполнены в стиле авангардной смешанной техники MADEFACTUM, автором которой она и является.

- MADEFACTUM - это чрезвычайно сложная многослойная живописная техника, я являюсь её изобретателем, - рассказывает Татьяна Георгиевна, - у меня есть несколько авторских свидетельств, на земном шаре на сегодняшний день ни один художник в этой технике не работает. Её особенность в том, что блёстки, так называемые глиттеры, здесь используются не как присыпки на ногти девушек, на лица театральных актёров, а как живописный материал, и именно это позволяет плоские картины превращать в 3 Д-изображения. Происходит магия цвета, и на картине проявляются совершенно другие образы. Чисто технически работа довольно сложна, но и необычайно интересна. Открываются новые возможности -на плоскости делать что-то объёмное! Это не голография, это что-то совсем непонятное. Ну, это Господь управляет. Это всё там решается! В данном случае совершенно очевидно, что я являюсь просто проводником каких-то новых знаний в определённой области. За что я, конечно, очень благодарна Создателю.

Татьяна Бреславцева уверяет, что её техника основана на иконописи, потому что был период, когда она очень серьёзно изучала древнерусскую традиционную иконопись. Но если иконопись основана на натуральных материалах, там составляются натуральные краски, изготовляются эмульсии на яичных желтках, то здесь сделано то же самое, только на современных полимерных материалах, которые появились в ХХ веке.

Алексей Бессмертных

Автор фото: Алексей Бессмертных

Художник рассказывает, что на каждую из картин она наносит несколько слоёв живописи и под каждое изображение весь холст целиком покрывает эмульсией сложного состава, что позволяет глиттерам распределяться как живописной краске. Экспериментировать в этом направлении художница начала ещё в 1978 году, и до сих пор, изо дня в день, из года в год, пишет Бреславцева ни на что не похожие полотна в своей неповторимой технике. Называет себя абсолютным реалистом, и очень не любит, когда на неё навешивают ярлыки. Говорит, что с топографической точностью воспроизводит срез подземный, недра сургутские. Нужно просто сменить угол зрения или подняться на 10 тысяч метров.

Замечательный подарок

На открытии выставки, куда пришли первые лица Сургута, творческая интеллигенция, - все те, кто знаком с Татьяной Бреславцевой с самых первых дней появления этого яркого талантливого человека на Югорской земле, - состоялся очередной акт дарения автором своих произведений из тех, что стали сегодня частью экспозиции. Пять работ - музею, одну - персональный подарок - лично директору музея Светлане Кругловой.

И конечно сама выставка - замечательный подарок жителям Сургута и его окрестностей. Думаю, посетители выставки получат огромное удовольствие от созерцания уникальной инсталляции, в день открытия сопровождавшегося удивительным звучанием саксофона в руках лауреата международных конкурсов Олега Боровкова, что ещё больше усиливало эффект от просмотра.

- Я испытываю огромную радость от сотрудничества и со Светланой Викторовной Кругловой лично, и с Художественным музеем, - с благодарностью сказала Татьяна Георгиевна. - Вот позволили они моей экспозиции совместиться с археологическим рядом, и стало понятно, что я была права, когда в течение года писала именно Югорскую тайну, а не что-то другое.

«Коллекции живописи и графики, объединённые глубоким поэтическим настроем и проникновением в саму сущность Югорского края, где духи недр и духи предков органично вплетаются в реалии современности, образуя ту, невидимую глазом, но считываемую душой прочную историко-топографическую канву, на которой наше время строит нашу жизнь... Где даже суровость природы так обворожительно прекрасна, что большинство приехавших «на время» становятся югорчанами и остаются в Югре навсегда... » (из авторской концепции выставки).

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: