Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

«Словом можно спасти»

Для женщины, мечтающей с Нового года начать новую жизнь, пожалуй, самый верный способ воплотить задуманное – это родить ребёнка под бой курантов. Ровно так начался мой 2014 год. Обычно рожениц из района отправляют в Сургутский перинатальный центр. Меня же врачи оставили в Лянторе – ни разгулявшаяся метель, ни моё состояние не благоволили поездке. В крохотном, приспособленном для таких вот срочных случаев родзале Лянторской городской больницы и произошло одно из главных чудес моей жизни...

В Лянторе нет своего роддома, а потому и беременные на сохранении, и пациентки после операций, и мамы с новорожденными крохами лежат в гинекологическом отделении стационара. Сюда же, где изо дня в день идёт борьба за материнское счастье, приходят женщины на аборт.

Первые три дня нашей с дочкой новой жизни подошли к концу. В предвкушении быть примеренным на пеленальном столике лежал нежный розовый конверт. Всё было готово к выписке, дело за документами. Пока ждали оформления, в палату, где всё это время мы с крохой находились одни, подселили соседку. Молодая женщина явно не ожидала увидеть младенца в гинекологии. Мы разговорились. Точнее говорила больше я, тогда меня распирало от чувств, хотелось делиться ими со всем светом. Но девушка от моих слов только мрачнела. «На сохранении», – подумала я и попыталась сказать что-то ободряющее.«Я на аборт. У меня уже есть ребёнок и больше мне не надо», – выдавила она из себя так, словно говорила это не мне, а себе. Дальше наши сборы шли в полной тишине. Я так и не узнаю, сделала ли она это или, может, в последний момент передумала, украдкой разглядывая наш розовый конверт.

Помню, тогда задумалась: специально ли нас свели врачи? Было ли это их попыткой переубедить девушку? Задать свой вопрос, а заодно узнать, какая в Лянторе ведётся психологическая работа с женщинами, идущими на прерывание беременности, мне удалось у медицинского психолога ЛГБ Флюры Давлетшиной. Контекст нашей встречи – более чем подходящий. Флюра Хамзовна, которая уже много лет в содружестве с акушерами-гинеколагами и педиатрами Лянтора борется за жизни неродившихся детей, была названа лучшим психологом по доабортному консультированию в нацио­нальном конкурсе «Святость материнства» в 2018 году.

Простая истина о жизни

«Словом можно убить, словом можно спасти…»,– об этом Флюра Давлетшина знает как никто другой. С завидной периодичностью в кабинет психолога приходят женщины, которые необдуманно, нередко по чужому наущению собираются погубить своего ребёнка. И тогда звучит её призыв к здравому смыслу.

– Самая главная задача психологического консультирования при репродуктивном выборе – помочь женщине принять решение мудро, расширить её видение ситуации. Ведь незапланированная беременность – это всегда стресс, который не позволяет сделать выбор осознанно, – рассказывает психолог о принципах своей работы.

Ситуации бывают разные. Но, рисуя социальный портрет женщины, которая чаще всего идёт на аборт, специалисту не приходится говорить о социальном неблагополучии. По опыту Флюры Давлетшиной, такой условной жительнице Лянтора от 25 до 35 лет, то есть достаточно взрослая, часто обеспеченная, как правило, уже имеющая детей. Своим нерождённым ребёнком она часто готова пожертвовать, чтобы просто жить без дополнительных обременений. Но сталкивается на консультации психолога с отрезвляющей правдой: внутри неё, хоть и размером с горошину, – живой человек. А она уже его мама.

Доносить простую истину о самоценности ещё нерождённого ребёнка удаётся, потому что Флюра Хамзовна сама твёрдо убеждена: нет ничего важнее жизни. Во-первых, она и сама мама. А во-вторых, свой профессиональный путь 33 года тому назад она начинала, занимаясь оказанием неотложной помощи, много раз в экстренных ситуациях спасала людей. Тогда и пришло осознание, как хрупка человеческая жизнь. Сегодня высококвалифицированному психологу этот ранний врачебный опыт, кроме всего прочего, помогает давать пациенткам и медицинские предостережения:

– Разумеется, я информирую женщину и о влиянии аборта на её здоровье. Это могут быть ранние или поздние осложнения. Нередко те женщины, которые всё-таки идут на прерывание, после возвращаются ко мне с психологическим и психическими расстройствами – с постабортным синдромом, депрессией утраты. Но самое страшное, конечно, когда женщина становится обречённой на бесплодие.

То, что придаёт сил

Флюра Хамзовна не ведёт статистику, сколько будущих мам удалось уберечь от рокового шага. Да и как их подсчитать? Но встречая своих пациенток, гуляющих с детскими колясками на улицах Лянтора, она понимает: всё не зря. А некоторые случаи особенно вдохновляют.

– В моей практике была ситуация, когда женщина, уже состоявшаяся мама, забеременела вторым ребёночком. У неё был ранний тяжёлый токсикоз, сложности адаптации в первом триместре, эмоциональные расстройства, и она начала думать о прерывании беременности. Мы стали с ней работать. В процессе она своё решение поменяла и ребёнка оставила. А полгода тому назад она пришла ко мне на плановую консультацию, уже беременная третьим малышом! Такие результаты придают силы, хочется работать дальше, – признаётся моя собеседница.

А ещё особое удовольствие для медицинского психолога, когда беременные с осознанием дела возвращаются на поздних сроках и просят помочь подготовиться к родам. Иногда приходят с мужьями и другими членами семьи. Флюра Хамзовна учит, как преодолеть страхи, как плавно войти в роды, провести их, что делать, если нахлынула послеродовая депрессия.

– Эмоции и тело очень взаимосвязаны. Все беременные в той или иной степени переживают о своём будущем. Эмоцио­нальное напряжение провоцирует напряжение мышц, усиливаются болевые ощущения. При этом ухудшается маточное и плацентарное кровообращение. В итоге страдают мозг ребёнка, нервная ткань, возникает угроза гипоксии, – рассказывает Флюра Хамзовна.– Мы готовим женщину к мягким, физиологичным родам, чтобы она получала удовольствие от материнства. Тогда и в дальнейшем у неё никогда не возникнет мысли об аборте.

Вместо послесловия

Уже завершая нашу беседу, которая в кабинете психолога просто не могла не вылиться в разговор по душам, я рассказываю Флюре Хамзовне и случай из своей жизни, прошу помочь найти объяснение.

– Доподлинно сейчас вам никто не ответит, – размышляет Флюра Хамзовна. – Но скажу так: в нашем распоряжении – я говорю сейчас не только о себе, но обо всей нашей команде акушеров-гинекологов, педиатров – большой опыт коррекционной работы с женщинами, которые выбрали дорогу в абортарий. Недаром нашу женскую консультацию на протяжении трёх последних лет ежегодно отмечают в окружном конкурсе «Жизнь – священный дар». Этот арсенал мы используем и всегда будем использовать до конца. Мы просто дорожим каждой жизнью, которая уже зародилась и может появиться на свет. 

15:40