​За счёт средств ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь строятся дома, дороги, школы

11:00
1.56K
​За счёт средств ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь строятся дома, дороги, школы

Наш собеседник – главный маркшейдер ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Константин Беляев – человек необычный. В этом заслуга всего коллектива подразделения, который долгие годы возглавляет Константин Васильевич. Общество стало первым предприятием в России, удостоенным звания «Лучшая промышленная компания Российской Федерации по работе с коренным населением».

В конкурсе «Чёрное золото Югры», который проводит правительство Ханты-Мансийского автономного округа, Общество неоднократно становилось победителем в номинации «За сотрудничество с коренным населением». Ассамблея коренных малочисленных народов Севера рекомендовала опыт работы западносибирского холдинга с коренными жителями в качестве положительного примера. 

Сам Константин Васильевич состоит в рядах общественной организации «Спасение Югры», имеет медаль «За верность Северу» от Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, множество благодарностей за работу с коренными народами Югры, в том числе от администрации и Думы Сургутского района и глав поселений. Со спасения Югры мы и начали беседу.

– Константин Васильевич, а что, Югра действительно нуждается в спасении?

– Организация «Спасение Югры» была создана в 1990-е годы, когда в обществе возобладала мысль, что Югру нужно спасать. Само название придумали депутаты Думы ХМАО Еремей Айпин и Татьяна Гоголева, которая и стала первым президентом общества. На самом деле это не так. И рождаемость у коренных народов на высоком уровне, и медицинское обслуживание, и продолжительность жизни. Вот в ЯНАО аналогичная организация называется «Ямал – потомкам!». У нас название сохранилось традиционно, с тех лет.

Иногда нефтяников обвиняют в том, что они захватили всю территорию у коренных жителей. Но это не соответствует действительности. Недропользователи не занимаются сплошным промышленным обустройством. У нас существует кустовой способ бурения, когда несколько скважин объединяются в один куст. Например, площадь Равенского месторождения – 701 квадратный километр, а территория, занятая объектами нефтегазодобычи, – всего 82 гектара, то есть 0,12 процента от территории традиционного природопользования (ТТП). Под промышленные объекты мы занимаем максимум 6-7 процентов площади ТТП.

В соответствии с законодательством при производстве работ на ТТП хозяйствующие субъекты, в том числе недропользователи, должны заранее согласовать с субъектами ТТП схему расположения планируемых объектов и компенсировать причинённый ими ущерб. В случае не достижения согласования между субъектами и недропользователями договаривающиеся стороны обращаются в комиссию по разрешению разногласий.

Кроме того, перед началом разработки месторождений обязательно проводятся историко-культурные исследования. Летом 2016 года на Покачёвском месторождении велись раскопки древнего поселения Нех-Урий, которое внесено в список объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа. Исследования охватили территорию в две тысячи квадратных метров и позволили получить массу интересного археологического материала: керамическую посуду, орудия труда, бронзовые украшения.

– Расскажите об инвестиционной программе компании.

– С 1991 года соответствующие договоры заключались со всеми муниципалитетами округа, и финансирование осуществлялось через муниципальные образования. Но с 1998 года из договоров с муниципалитетами убрали финансовую составляющую и перевели её на окружной уровень. Теперь правительство ХМАО само распределяет средства в зависимости от заявок и приоритетов.

С 2005 года между нефтяной компанией и правительством Югры действует соглашение о сотрудничестве. На основании этого документа составляется инвестиционная программа по строительству различных объектов на территории национальных посёлков, городов, муниципалитетов. Сумма соглашения на 2018 год составила более 1 млрд рублей.

К национальным поселениям с компактным проживанием представителей КМНС на территории хозяйственной деятельности ЛУКОЙЛа относятся Русскинская, Аган, Тром-Аган, Ульт-Ягун и Варьёган. В Тром-Агане и Агане есть целые улицы из домов, которые мы построили и передали местным жителям. В 2017 году ЛУКОЙЛ выделил средства на строительство газовой котельной в Варьёгане, на ремонт нежилых помещений (спорткомплекс) в Русскинской, на возведение домов в национальных посёлках. В Тром-Агане компания финансирует строительство клуба для местных жителей.

В своё время благодаря ЛУКОЙЛу появилась стойбищная школа в посёлке Устье-Ватьёган для четырёх учеников. Сейчас такое не допускается, они должны учиться в интернате. Но тогда было можно, и школу построили. Если в недалёком прошлом большинство семей ханты, манси, ненцев жили в чумах среди болот, то в настоящее время многие получили благоустроенное жильё в Когалыме, Лангепасе, Покачах, Агане, Тром-Агане, Русскинской. Да и те, кто остался в местах традиционного обитания, живут в деревянных рубленых домах. К родовым стойбищам проводится электричество, отсыпаются дороги. Мы помогаем в обустройстве культовых мест, выделяем средства на похороны, лечение, учёбу, стройматериалы, отдых коренных жителей в санаториях всей страны.

Кроме того, существует план мероприятий по поддержке национальных праздников. В этом плане – более сорока пунктов. Речь идёт о днях оленеводов, гонках на обласах и других мероприятиях. 

Сейчас готовимся ко Дню коренных народов мира. С Тром-Агана и Русскинской привезём местных жителей в Когалым, с Агана – в Лангепас. В Когалыме будут чум, олени, национальные блюда, этнические коллективы, сами коренные жители в национальной одежде. В прошлом году праздник проводили в будни, народу было мало. Сейчас запланировали его на субботу, 11 августа.

– Администрация какого-нибудь поселения может напрямую обратиться в общество «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» за помощью?

– Они и обращаются. Например, администрация Русскинской просила расчистить площадку ко Дню оленевода, помочь с транспортом при ликвидации несанкционированной свалки. Таких вопросов, которых нет в программе, много. Вот последнее: коренные жители попросили завезти торф на огороды. Торф завезён.

– Вы принимаете коренных жителей на работу, или они предпочитают оставаться охотниками и оленеводами?

– Принимаем. Желающих много. Вот только сегодня коренной житель попросил содействия в трудоустройстве электромонтёром, прислал резюме. Среди представителей КМНС есть операторы по добыче нефти, водители, электрики, операторы товарных установок. Мы оплачиваем им обучение, рекомендуем востребованные специальности. Есть коренные жители и в сервисных компаниях – у электромонтажников, транспортников, дорожников.

Но я считаю, что если ТТП коренным жителям предоставлена, то они и должны вести традиционный образ жизни. Вот их основное производство. В советские годы представители КМНС сдавали рыбу на рыбокомбинат по шесть копеек за килограмм. Сейчас такого нет. Нужно, чтобы кто-то занялся скупкой рыбы и дикоросов.

– Что вы можете сказать о жалобах местных жителей на трудности с проездом через КПП на дорогах ЛУКОЙЛа?

– Многие просят свободный доступ, но мы не пропускаем посторонних на лицензионные участки, в том числе на территориях традиционного природопользования. При этом нефтяники не нарушают законодательство, поскольку пропускные пункты стоят на дорогах, которые мы построили и обслуживаем. Мы пропускаем только работающих там людей, представителей КМНС и приглашённых ими лиц. Об этом же просят и коренные народы Югры: где нет свободного доступа, порядка больше.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Андрей МАРКИН ФОТО предоставлено ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации