Сергей Никоненко: «Чувствую аппетит к жизни»
Сергей Никоненко – обладатель десятков наград. Заслуженный артист РСФСР и Народный артист России впервые приехал в Сургут во время гастролей ансамбля «Русская песня» в июне 2018 года. В перерыве между выступлениями на сцене Сургутской филармонии Сергей Никоненко согласился дать интервью газете «Вестник». Народный артист России рассказал о своих ролях в кино, предопределивших дальнейшую карьеру, работе Есенинского центра и семейных ценностях.
РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ В КАРЬЕРЕ
– Вы сыграли более чем в 200 фильмах. Выступали в роли силовиков, капитанов, штурманов, были роли полковников и отставных. Какая из них стала знаковой для вас?
– Одну из самых серьёзных ролей я сыграл ещё в середине 1960-х годов. Это была роль в советском двухсерийном чёрно-белом фильме «Журналист» режиссёра и моего учителя Сергея Аполлинариевича Герасимова(советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, драматург, профессор ВГИКа – прим. авт.). Я сыграл редактора провинциальной газеты «Горноуральский рабочий» Александра Реутова. Эту роль автор сценария написал специально для меня. Это именно та роль, после которой меня признали артистом. «Журналист» стал обладателем множества премий в 1967 году – «Лучший фильм года» по опросу читателей журнала «Советский экран»; «Большой приз» V Московского международного кинофестиваля; главный приз Международного кинофестиваля в Акапулько.
– Легко ли было вживаться в роль, ведь ранее вы не были знакомы с этой профессией?
– Чтобы вжиться в роль, я посещал редакцию газеты «Московская правда», одно из старейших изданий Москвы. Изучал, как устроена работа корреспондентов, как делается макет газеты, как проходит редактура материалов, общался с людьми. Примечательно, что газета, которую я изучал, теперь не существует в том виде, в каком я её помню. Теперь издание переквалифицировалось в интернет-сайт. Это была увлекательная работа. Я узнавал в той большой ремарке, на которую Сергей Герасимов был щедр как сценарист, самого себя.
– Есть ли среди сыгранных вами ролей персонажи, повлиявшие на вашу дальнейшую жизнь?
– Есть одна роль, ставшая значимой для меня, – роль Сергея Есенина в художественном фильме режиссёра Сергея Урусевского«Пой песню, поэт…» Её я сыграл 47 лет тому назад. Чтобы вжиться в роль, я много читал, искал архивные данные. На тот момент были живы многие из тех, кто знал Сергея Есенина лично – возлюбленная русского поэта Августа Миклашевская, советский писатель и литературовед Виктор Шкловский, есениновед, журналист, директор Школы танца Айседоры Дункан Илья Шнейдер, мать Никиты Михалкова Наталья Кончаловская. Наталья Петровна была удивительной женщиной, она очень хорошо помнила Сергея Есенина. Снимал фильм «Пой песню, поэт…» гениальный советский кинооператор и кинорежиссёр Сергей Урусевский. За картину «Летят журавли», в которой он был оператором, Пабло Пикассо подарил ему пять картин. Вот это премия, я считаю!
ЕСЕНИНСКИЙ ЦЕНТР ПРОЦВЕТАЕТ
– Помимо актёрской карьеры, в 1994 году вы совместно с супругой – актрисой Екатериной Ворониной – создали Есенинский культурный центр, которым руководите в настоящее время. Как появилась идея создания культурного центра?
– Роль Сергея Есенина не отпускает меня до сих пор. В какой-то момент это привело к тому, что с появлением в конце 1980-х – начале 1990-х новых материалов и документов о жизни и творчестве великого русского писателя я нашёл неизвестный есенинский адрес, где жили его первая жена Анна Изряднова и их сын Юрий. Юношу ждала печальная судьба. В 1937 году он был расстрелян по ложному обвинению в подготовке покушения на Сталина. В этой же квартире временно была прописана мать Есенина Татьяна Фёдоровна. И я решил сделать из этой квартиры Есенинский культурный центр.
Мужчина не должен забывать, что он мужчина, и к женщине он должен относиться, как к ребёнку. Оберегать и любить её. По средствам баловать.Когда я нашёл квартиру, она находилась в заброшенном состоянии, хоть и в центре Москвы. В этом дворике одно время жил Александр Пушкин. Фасадом этот дом выходит на Арбат, где расположен музей Александра Сергеевича. А во дворе теперь находится мой Есенинский центр. В разное время здесь жили русский писатель Андрей Белый, приезжая в Москву, здесь останавливался Александр Блок, «мистический» поэт Владимир Соловьёв, автор «Детей Арбата» Анатолий Рыбаков, русский композитор Пётр Чайковский. Там же жил гениальный пианист Константин Игумнов и создатель «Толкового словаря русского языка» Дмитрий Ушаков.
– Какие стихи Сергея Есенина советуете прочитать каждому?
– Однозначно нельзя сказать. У меня есть двухчасовая программа выступления, в которую вошли 24 стихотворения Сергей Есенина, среди которых «Чёрный человек» и «Исповедь хулигана». Я также работаю с музыкантами, оркестрами. Например, вокальное трио «Реликт» исполняет романсы на стихи Есенина.
– Какие произведения, фотографии или рукописи собраны в музее? Есть ли в коллекции особо ценные экспонаты?
– Музей работает уже около 20 лет. За это время в Есенинском центре удалось собрать около 20 тысяч экспонатов. У меня есть личные вещи Есенина, его автографы, прижизненные издания и картины. Даже скульптурные портреты. Всё это во взрослую величину – неподъёмное из белого мрамора и бронзы. Это особенно ценно в коллекции. Портреты и пейзажи есенинской России.
СЕМЕЙНАЯ ИДИЛЛИЯ
– О вашей семейной жизни ходят легенды. Спустя 46 лет совместной жизни какой совет вы можете дать молодожёнам?
– Самая большая беда молодых людей в том, что они начинают соревноваться в силе характера, у кого он круче. Я бы посоветовал не заниматься глупостями, а уступить в этой ситуации. Мужчина не должен забывать, что он мужчина, и к женщине он должен относиться, как к ребёнку. Оберегать и любить её. По средствам баловать. Ну и она, если не полная дура, конечно, должна понимать, что мужчина и рад бы побаловать свою жену лишний раз, да финансы не позволяют. А когда пошли дети, то бросать семью даже грешно.
– Часто ли вы балуете домашних подарками или предпочитаете строгость в воспитании?
– Я стараюсь часто баловать. На день рождения своего внука Пети подарил ему телескоп. Внуку исполнилось 11 лет. Он, конечно, больше увлекается микроскопом, а мне хочется, чтобы он разглядел макромир. У меня «золотой» внук. Больше всего меня радует, что он честный, никогда не врёт. Я его всегда хвалю за то, что он говорит правду. Говорю: «Ты мне этим только ещё больше нравишься». Он много читает. Наверное, это в дедушку. В 4 года он уже читал гостям стихотворение Лермонтова «Бородино».
– В этом году вы отметили 77 лет. А на сколько лет вы себя чувствуете?
– Мне 77, а я себя чувствую на 76 лет. Аппетит к жизни я ещё не потерял, я его чувствую. Я, бывает, и на красивых девчонок засматриваюсь. Посмотреть-то можно. В этой связи мне сразу вспоминается стихотворение Пушкина:
«Каков я прежде был, таков и ныне я:
Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.
Уж мало ли любовь играла в жизни мной?
Уж мало ль бился я, как ястреб молодой,
В обманчивых сетях, раскинутых Кипридой:
А не исправленный стократною обидой,
Я новым идолам несу мои мольбы…»
– Каким был самый ценный подарок для вас?
– Для меня в жизни самый большой и дорогой подарок – это внук Петя. Я его называю Пётр I. Второй мой главный подарок в жизни – внучка Катя. Её я ласково называю Екатерина II. А в октябре этого года у сына Никанора будет пополнение. Они ждут ещё одну внучку. Пока не знаю, как назовут.