Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

Пилотажная группа «Барсы» покоряет сердца и доказывает, что ничего невозможного нет

Идея создания Сургутской пилотажной группы принадлежит известному в нашем регионе строителю Евгению Барсову и его сыну Ивану, их тяга к небу передаётся по наследству. Вячеслав Семёнович Барсов (дедушка Барсова младшего) был лётчиком. И вот сначала Евгений прошёл обучение лётному искусству на аэродроме «Северка» в Подмосковье, а потом и его сын. Как говорит Иван, с 12 лет он «встал на крыло». А когда ему исполнилось 16, Барсовы создали пилотажную группу. Причём, всё – на собственные средства, весь инвентарь, самолёты.

Иван стал инструктором, но, конечно же, первое время приглашали в этом качестве и москвичей – тех, кто учил летать и его, и отца. Затем появился свой тренер – заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион мира Александр Мякишев.

Надо сказать, что яркие зрелищные выступления представителей малой авиации в небе вызывают огромный интерес у зрителей. В августе прошлого года сургутская пилотажная группа «Барсы» впервые участвовала на авиашоу «Взлетай, мой край родной!» – на аэродроме Мочище, под Новосибирском. Здесь выступали такие известные пилотажные группы, как «Русские витязи», «Русь», «Открытое небо». Среди десятков самолётов, вертолётов и военных истребителей, проносившихся над головами многочисленных зрителей, были и сургутские – под управлением очаровательных пилотесс, которые показали высший пилотаж и покорили сердца всех мужчин.

В ГРУППЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ

Впервые я узнала о пилотажной группе «Барсы» во время акции «Библионочь» в Центральной районной библиотеке им. Г. А. Пирожникова этой весной. Встреча началась с видео, снятого на том самом авиашоу под Новосибирском. Зрелище потрясающее! На экране маленькие самолёты, по одному и парами, по три и группой прорезают чистое небесное пространство. Самолёты то взмывают вертикально ввысь, то резко падают вниз (аж дух захватывает!), то кружат над землёй, словно птицы, поблёскивая на солнце стальными крыльями. Красота невообразимая!

Потух экран, зажёгся свет. На сцену пригласили пилотов. И вот перед нами – совсем юные, хрупкие и очень красивые, в лётных комбинезонах… девушки! Под руководством бессменного командира – Ивана Барсова. Думаю, потрясение испытала не только я, но и те, кто раньше видел небесное шоу «Барсов» и даже предположить не мог, что стальными этими птицами управляют столь юные создания.

Сегодня вместе с Иваном в группе семь человек, девушки, в основном, – от 20 до 28 лет, самой старшей – 38, самой младшей – 17! Как так, удивляется потрясённая публика, машину водить нельзя в 17, а самолёты можно?! И как относятся к такому увлечению родители?..

– Мама с папой переживают, конечно. Здесь есть доля риска, – говорит 17-летняя Виктория Степанюк, которую в группе ласково зовут Тори. – Но они видят, что мне это действительно нравится, что я хочу этим заниматься, и поэтому стараются мне помочь, я чувствую большую поддержку, которая позволяет двигаться дальше. Пока что это просто хобби. Но хобби, на которое уходит много времени.

БЕЗ ДОВЕРИЯ НЕЛЬЗЯ

Четыре года назад, когда зарождалась пилотажная группа, представительниц прекрасного пола в отряде было больше. Но немногие смогли совместить увлечение самолётами с работой и личной жизнью. Остались самые стойкие, те, кто уже просто не может жить без неба. Девчата уделяют тренировкам очень много времени: в выходные, праздничные дни и по вечерам встречаются на аэродроме Боровая. Разбор полётов прошлых выступлений, обсуждение новых программ, сами полёты…

Команда дружная, у неё уже есть свои традиции, авиационные приметы, допустим, не фотографируются перед полётом. Есть и определённые ритуалы, например, даже после тренировочных полётов стоят какое-то время, обнявшись, в кругу, совсем по-семейному. Командиру с пилотессами легко, главное – их нужно понимать. И девчата командиру доверяют – без этого в небе нельзя. Когда только начинали летать, Иван выступал в качестве инструктора и многому научил своих подопечных. Девчата рассказывают, что прежде чем вводить какие-то фигуры в строй, командир сначала сам их выполнял, пробовал, он – первооткрыватель новых фигур, элементов.

Командир, в свою очередь, говорит, что девушки очень эмоциональные, но слушаются, и относятся к делу серьёзно. Над каждым элементом нужно много работать, проходить его по сто раз, чтобы достичь определённого класса и двигаться вперёд.

– Для того чтобы стать пилотом, нужно, в первую очередь, влюбиться в небо, в авиацию, – признаётся Иван Барсов, которому тоже, кстати, всего 20 лет. – Иосознать всю серьёзность этого занятия. Как только почувствуешь, что самолёт становится частью тебя, понимаешь, что это дело уже никогда тебя не отпустит.

БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ

Там, на «Библионочи», «Барсам» – респект и уважение от всех, кто присутствовал на встрече! Мне удалось побеседовать с девушками чуть позже и поговорить с ними о таком необычном увлечении. Я хотела узнать: что нужно для того, чтобы стать пилотом? На этот вопрос каждая из них назвала два основных качества, которыми должен обладать человек, решивший связать себя с небом: целеустремлённость и ответственность. А также – не бояться трудностей, понимать, на что идёшь, и уделять полётам достаточно времени.

– С какими трудностями пришлось столкнуться на пути к небу? Что самое сложное в этом деле?

Снежана Игнатенко:

– Трудности есть всегда, без них нет развития. Когда только пришли, конечно, было много новой информации. Пилотажная группа – это абсолютно другой мир, другая жизнь, приходилось заново обучаться, приспосабливаться к новым условиям, друг к другу, потому что мы все работаем ради одной цели. И мы не останавливаемся на достигнутом, наши познания становятся шире. Мы изучаем, например, все новые фигуры высшего пилотажа, осваиваем их. Сложности больше психологического плана, нежели физического. Я – человек практики, мне теория сложнее даётся.

Виктория Филиппова:

– Самое сложное – теория. А остальное, если работаешь, делаешь выводы и прислушиваешься к тренерам, то всё хорошо идёт.

НадияКурмаева:

– Труднее всего организовать своё время. Когда к нам на тренировки прилетали инструкторы из Москвы, приходилось с работы отпрашиваться. Если есть желание, то и время можно найти.

– Что испытываете во время полёта? Как это было в первый раз?

Снежана Игнатенко:

– Первый мой полёт был с инструктором. Я сидела во второй кабине и даже не понимала, что происходит. Было сильное давление на тело при выполнении фигур высшего пилотажа. Перегрузки страшные. Но были и нереальные чувства, что ты в небе, ты летишь! Это, правда, волшебные ощущения, которые возникают только во время полёта. Это всё очень индивидуально, сокровенно. Но ни с чем сравнить нельзя то, что дарит полёт. Ты становишься частью чего-то большего – самолёта, неба!

Виктория Филиппова:

– Поначалу было страшно. Сейчас просто: у тебя есть задача, и ты о ней думаешь. И ещё – наслаждаешься полётом.

НадияКурмаева:

– Огромный выброс адреналина. Когда хорошо получается, когда всё устраивает – хорошая погода и настрой, и техника готова на все сто процентов.

«МЕНЯ С ДЕТСТВА ТЯНУЛО К НЕБУ!».

А потом я познакомилась с девушками немного ближе. Самый продолжительный диалог получился со Снежаной Игнатенко, ей всего 20 лет, она открытая, общительная и очень привлекательная.

– Меня с детства тянуло к небу. И когда запустили этот проект в нашем городе, я, конечно, не упустила возможности. И мне повезло попасть в команду. И летать, и развиваться в этом направлении, – делится со мной Снежана.

– В момент выполнения программы ты на самом деле полностью сосредоточен, потому что отвлекаться нельзя. Мы на очень маленькой дистанции друг от друга ходим, по определённым точкам работаем, но после делаем всегда проходы индивидуальные. И вот в этот момент можно помахать крылом, и наклониться так, чтобы видеть: что там внизу, на земле, происходит. Мы переживаем за то, как нас принимают.

– Как учитесь летать?

– С инструкторами. Изначально, когда формировалась группа, нам сразу же выдали минимальный пакет разных пособий. Из них руководство по лётной эксплуатации – одно из самых ключевых, потому что там вся информация о самолётах, на которых мы летаем. Изу-чаем всё это на бумаге, а потом постигаем на тренировках. В небе мы постоянно развиваем наш пилотаж, улучшаем полёты в парах, изучаем новые фигуры. У нас такое правило: все члены команды в строю должны быть взаимозаменяемы, каждая из нас должна уметь делать ту или иную фигуру, чтобы не пострадала программа, если вдруг кто-то заболел или уехал в отпуск.

– Чем занимаетесь помимо полётов?

– Я – студентка второго курса СурГПУ. СКК, направление – дизайн графический. Я сначала рвалась в Санкт-Петербург, но когда попала в пилотажную группу, то выстроила для себя приоритеты. Мне повезло, что у нас в городе есть такое направление, я смогла убить двух зайцев.

Выбор профессии был основан на том, что я с детства люблю рисовать. И мне нравится изучать графические программы. В будущем было бы хорошо попасть в какую-нибудь фирму, которая занимается разработкой тех же компьютерных игр. Бывают потрясающие проекты, работы. Хотелось бы созидать, творить, вкладывать душу, чтобы оживлять мир этой виртуальной реальности.

– А полёты, авиация – это в разряде хобби получается?

– Я очень уважаю то, чем занимаюсь. Но нужно понимать, когда такое душевное романтичное превращается в работу, то это становится просто работой. А то, что у нас происходит на аэродроме, уникально. То, что мы летаем, что у нас есть возможность развиваться в команде, это очень ценно.

– Снежана, какая у вас любимая фигура высшего пилотажа?

– Мы очень часто работаем двойками. Если брать из двоек, то – фигура икс, когда мы делаем встречный заход. А также очень хочется отметить фигуру, которую мы выполняли в Новосибирске, это мёртвая петля, только особенность в том, что мы выполняли её тройкой, то есть три самолёта делали эту фигуру одновременно.

– Сложно?

– Непросто. Во время выполнения возникает множество психологических барьеров, например, в те моменты, когда визуально кажется, что ты налетаешь на что-то… Там скорость и положение самолётов резко меняются: то ты идёшь перпендикулярно вверх и находишься в самых минимальных скоростных режимах, то опускаешься вниз. Тут только на доверии работаешь, потому что есть самолёт, который ведёт, а наша задача как ведомых контролировать только расстояние до ведущего. К этой петле тройками мы очень долго шли, очень старались и, когда она получилась, это – как награда за труды, потому и очень приятно.

К ПОЛУПЕТЛЕ – ОСОБЫЕ ЧУВСТВА

Виктории Филипповой 28 лет, она работает в сфере здравоохранения, в пилотажной группе – с самого её основания, уже налетала 250 часов. Её молодой человек, Арсений, поддерживает увлечение. Более того, это именно он отправил девушку на кастинг, когда увидел объявление в СМИ. Он знает, что ей нравится летать, и счастлив, что подруга нашла дело по душе.

«Во время одиночного полёта в основном я повторяю план на вылет, слежу за приборами и в некоторые минуты любуюсь природой и красотой нашего края. Сложно сказать, что самое важное, чтобы стать пилотом. Это всё индивидуально, даже у каждой из нас своя мотивация и вдохновение». (Из высказываний Виктории в СМИ).

– Виктория, авиация у вас на каком месте? Дело всей жизни или хобби? Какая у вас мечта?

– Скорее, хобби. Я мечтаю о том, чтобы дело, которым мы занимаемся, разрасталось. Чтобы приходили люди и у них было желание и возможность летать.

– Любимая пилотажная фигура?

– Полупетля. Если у меня что-то не идёт сначала, я к этому очень много сил прикладываю, для того, чтобы хорошо сделать. Сейчас я долго работала над полупетлёй, поэтому у меня к ней особые чувства.

– Какой самый запомнившийся полёт?

– Мы совершали перелёт в Новосибирск, сначала на высоте 900 метров, потом снизились на 300 и увидели, как прекрасна наша земля. Под нами проплывали поля, озёра – всё очень красочно!

МУЖСКОЕ НАДЁЖНОЕ ПЛЕЧО – ЭТО ВАЖНО

НадияКурмаева, в замужествеЯметова (29 лет), увлеклась полётами и состоит в команде пилотажной группы также с самого первого дня её основания – с 2014 года. У неё есть семья, любящий муж, который поддерживает её в любых вопросах. Помогает в том, чтобы Надия продолжала летать, несмотря на то, что у них растёт малыш.

– С будущим мужем познакомились, когда уже летали?

– Да, но он даже не догадывался, что я занимаюсь таким видом спорта, узнал об этом через месяц. Отнёсся с пониманием. И сейчас он меня подбадривает, я на него во всём могу положиться. Мужское надёжное плечо – это очень важно.

– Надия, с чем связана ваша основная профессия?

– Работала в рекламной мастерской до определённого момента, сейчас нахожусь в декрете, во второй раз. С первым я летала до 5 месяцев беременности. Я себя отлично чувствовала, и под наблюдением врачей, конечно. Где-то через четыре месяца после рождения первенца я уже вновь летала. Мы участвовали на открытии чемпионата по парашютному спорту и мототрассы. Сыну уже полтора годика. Сейчас, во вторую беременность, я тоже летала, уже на седьмом месяце.

– Это что, героизм?! Как вы сами объясняете?

– Если никакого вреда полёты не наносят здоровью ребёнка, то почему «нет»?! Такой шанс раз в жизни даётся, и как от этого можно отказаться?.. И потом, я действовала по самочувствию. Участвовала только тогда, когда состояние было хорошее.

– О чём мечтаете?

– Хочу, чтобы дети были здоровы, хочу продолжать заниматься и уделять достаточно времени и семье, и полётам.

– Не хотите связать полностью свою жизнь с авиацией?

– Полностью – нет. Придётся, наверное, чем-то жертвовать. Я к этому немножко не готова. Я готова уделять какое-то время для полётов в группе, а вот всю жизнь – нет. Пока я себя воплощаю в роли матери, а авиация идёт параллельно.

ЭТО – КОМАНДА

Сургутская женская пилотажная группа «Барсы» – это уникальная, потрясающая команда! Они несут, как говорят сами девчата, маленький огонёк, который даст толчок развитию малой авиации на Югорской земле. Часы, потраченные на прочтение учебников по авиации и бесчисленные тренировки, не напрасны. Ничто не сравнится с эмоциями, которые получают лётчицы во время полётов, и мы – зрители, наблюдающие за фигурами высшего пилотажа, которые они выполняют во время своих выступлений. Думается, интерес к малой авиации будет возрастать благодаря этим юным пилотессам, которые сегодня доказывают всем любителям авиации, что ничего невозможного нет. «Барсы» уже стали брендом не только Сургута, но и Югры.

11:00