Олег Сазонов – о северных льготах и бартере
А бывают такие председатели профсоюзного комитета, которые оказывают реальную помощь людям? Да, бывают. Олег Сазонов, который возглавляет профсоюзную организацию Общества «Газпром трансгаз Сургут» (должность выборная!) чуть более трёх лет, – именно такой человек. Об этом нам рассказали его коллеги.
До этого О.А. Сазонов на протяжении трёх десятилетий работал в компаниях газовой отрасли на различных руководящих должностях, преимущественно на Севере. Сегодня он также имеет общественную нагрузку как депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от партии «Единая Россия», являясь заместителем руководителя фракции «ЕР» в Думе Югры. Накануне его 55-летия мы задали ему вопросы, которые, с нашей точки зрения, давно назрели. Словом, всё, о чём вы хотели спросить Сазонова, – в этом интервью.
– Расскажите, как ваши предки оказались на Севере?
– Бабушка в 1936-м году была раскулачена и сослана с юга Тюменской области (деревня Созоново) сюда, под Сургут, в деревню Банное. Она в 16 километрах от города, по сей день существует.
Отец мой уже здесь родился. Так что я практически потомственный сургутянин. Фактически вся моя жизнь связана с родным городом. Отлучался на пять лет, пока учился в Тюменском индустриальном институте, а потом снова на Север. Выбрал факультет технической кибернетики, специальность «автоматика и телемеханика». По сути дела я «асушник».
– Почему вы остановили выбор именно на этой профессии? Вас привлекали компьютеры, которые тогда только начинали внедрять в производство?
– Когда я учился, персональных компьютеров в том понимании, как сейчас, вообще не было. Конечно, были огромные вычислительные машины. Ещё будучи старшеклассником, посещал учебно-производственный комбинат. Раз в неделю обучался специальности электрик. Практику проходил на Сургутской ГРЭС, где наблюдал за установкой вычислительных комплексов. Похоже, что в моём случае практика поспособствовала выбору профессии.
В студенческие годы я 1,5 года отработал в Тюменском нефтепроводном управлении. Совмещал обучение на дневном со сменной работой. Затем получил диплом и заодно распределение в родной Сургут. С тех пор моя жизнь связана с газовой отраслью.
СПРАВКА
Олег Сазонов родился 17 января 1963 года в Сургуте.
В 1985 году окончил Тюменский индустриальный институт, факультет технической кибернетики, специальность «автоматика и телемеханика».
Практически вся трудовая деятельность связана с ПАО «Газпром», более 20 лет на руководящих должностях. В последние три года возглавляет Объединённую первичную профсоюзную организацию «Газпром трансгаз Сургут – профсоюз».
С октября 2016 года является депутатом Думы Югры VI созыва от «Единой России». До окружной Думы был депутатом Думы Сургута.
«ЭТО МОДНОЕ СЛОВО – БАРТЕР»
– Кем начали работать?
– Занимался автоматизацией производственных процессов. Тогда как раз начали поставлять первые вычислительные комплексы в «Газпром трансгаз Сургут». Приходилось заниматься их наладкой, всё было основано на системе телемеханики.
Понятно, что сегодня технология и техника – совершенно другого уровня. А тогда работать с первыми появившимися машинами стало как-то не так интересно, больше стала интересовать экономика. Это был период 1990-х годов. Неплатежи, задолженность по заработной плате, нехватка ресурсов для производства.
Непросто складывалась система взаиморасчётов и за газ, и за электроэнергию. Тогда в «Сургутгазпроме» был создан координационный центр по взаиморасчётам, для того, чтобы обеспечить производство необходимыми запчастями и материально-техническими ресурсами, то есть буквально всем. С тех пор больше занимаюсь экономикой, организацией труда.
– А вот вопрос из 1990-х. Бартерные сапоги супруге покупали?
– А зачем покупать? Их нам так выдавали, вместо зарплаты (смеётся – И. Л.). Конечно, были не только бартерные сапоги, но и, например, детская одежда. Прекрасно помню такую картину: приходишь за ребёнком в детский сад, заглядываешь в группу – с ходу и не определишь, где твой: все детишки в одинаковую турецкую одежду одеты. Конечно же, это всё было.
ПРОФСОЮЗ – ВО ГЛАВЕ УГЛА
– Олег Анатольевич, давайте поговорим о значимости профсоюзной работы. Её направления, наверное, изменились?
– Я начал работать в компании ещё в 1985 году, и тогда все сотрудники поголовно были членами профсоюза. В «Межрегионгазе», в филиале в районах Крайнего Севера, где я был директором «Северрегионгаза», несмотря на отсутствие там профсоюзной организации, мы прорабатывали все положения, касающиеся материального обеспечения сотрудников, компенсационных выплат. Затем, почти десять лет назад вернувшись в «Газпром трансгаз Сургут», продолжил уделять внимание социальным вопросам, вопросам персонала.
Работая начальником кадровой службы, часто встречался с людьми, пытался помочь – кому-то надо было ребёнка в детский сад устроить, а тогда это было сложно – мест не хватало, кому-то помочь в решении семейных проблем. Позднее, в городской Думе, эти же задачи мы пытались решать на уровне города.
Поэтому, когда предложили мою кандидатуру на должность председателя профкома, я был готов к этой работе.
– Председатель профкома – должность выборная. Это дисциплинирует?
– Считаю, что это, действительно, большая ответственность.
– Как вам кажется, какой вы начальник?
– Это нужно у сотрудников спрашивать.
– Хорошо, давайте перефразируем. Вы много лет работаете начальником? У кого вы учились? Каким должен быть руководитель?
– Я на руководящей работе – с 1997 года. По крайней мере, стараюсь быть хорошим начальником. Хотя с другой стороны, что это значит? Для всех хорошим не будешь никогда. Поэтому я думаю, что всё-таки неплохой.
Мне повезло, у меня было много хороших учителей. Это и мой первый руководитель, начальник АСУ Анатолий Павлович Симоненко, который, к сожалению, уже ушёл из жизни. Его заместитель, Владимир Наумович Черкасский. Это мои первые руководители, у которых я очень многому научился. Это, конечно же, Юрий Иванович Важенин и Игорь Алексеевич Иванов – руководители большого уровня. У них продолжаю учиться по сей день. Не могу
не вспомнить о родителях – это наши главные учителя.
На мой взгляд, руководители делятся на две категории. Есть руководители, которые работают по принципу: «Делай, как я» и «Делай, как я сказал». Всё-таки мне ближе позиция «Делай, как я». Важно самому быть примером. Это первое. Второе. Обязательно, если сказал «да», то необходимо разбиться, но сделать то, что обещал.
Отсюда – не давай обещаний, если не можешь выполнить. Это важно по отношению к сотрудникам, к тем людям, которые за тобой стоят, которым ты доверяешь, поручаешь какую-то работу. Ответственность всё равно лежит на руководителе, вот основной принцип.
МРОТ И СЕВЕРНЫЕ ЛЬГОТЫ
– В прошлом году в Сургуте состоялась большая международная конференция профсоюзов, на которой опять обсуждалась судьба северных льгот. Вы принимали в ней участие?
– Да, тема сохранения северных льгот время от времени поднимается и муссируется. На протяжении, наверное, шести лет мы отслеживали эту ситуацию. Помню, работая в кадрах, организовывали сбор подписей наших сотрудников за сохранение северных льгот. Эти конференции Нефтегазстройпрофсоюз специально проводил на Севере, чтобы другие участники диалога могли воочию увидеть наши северные проблемы, работу в суровых климатических условиях.
В итоге в конце 2017 года состоялся Конституционный суд, на котором было вынесено решение о том, что в минимальный размер оплаты труда все компенсационные надбавки, северные коэффициенты не входят. Подчеркну, что это значимый результат большой плановой работы, которую проводят профсоюзы.
На мой взгляд, без совместной работы всех профсоюзных организаций России этой цели достичь было бы довольно проблематично.
ШУТКИ ПРО «ГАЗПРОМ» ПРИНИМАЮТСЯ
– Молодёжь и профсоюз – для вас совместимые понятия?
– В принципе, они нераздельны. Почему? Потому что 30 процентов постоянных работников – в возрасте до 35 лет. Мне вообще нравится работать с молодёжью, потому что, во-первых, это инициатива. Причём всегда. Куча амбиций, которые хотят реализовать. И здесь самое главное – не мешать.
Если есть возможность помочь, всегда помогаем. Потому что очень много проектов, начиная от профессиональной деятельности и заканчивая всякими творческими конкурсами, реализуется на профсоюзные средства.
– И движение КВН?
– Конечно. «Газпромовский смехач». Фактически каждый год мы проводим либо фестивали, либо полноценные игры КВН, на которые собирается очень много интересных и творческих команд. Наш КВН затрагивает абсолютно разные темы, в том числе и те, которые волнуют всю страну. Шутки бывают очень даже интересными.
– Пример какой-нибудь приведёте?
– Одна из актуальных тем последнего КВН – это переезд «Переработки». Эту ситуацию по-своему обыграла каждая команда. А в прошлом году шутки были связаны с авиакомпанией «Победа», с тем, что в салонах самолётов тесно... Участники одной из команд садились друг другу на колени и пристёгивались одним ремнём – ради экономии. Было очень смешно!
И СНОВА СЕРЬЁЗНО
– Как обстоят дела с подготовкой нового коллективного договора? Не будет ли он хуже предыдущего?
– Действующий коллективный договор заканчивается в конце 2018 года. Сейчас ведётся разговор о том, чтобы продлить действующий договор без изменений. Мы хотим сохранить тот уровень социальной защищённости, который существует у нас в «Газпроме».