Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

Принцип «одного окна» — то, к чему надо стремиться

14 ноября Наталья Комарова, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, дала пресс-конференцию для федеральных, региональных и муниципальных СМИ. Разговор ожидаемо продлился больше запланированного. Представители 43 средств массовой информации задали Наталье Комаровой 38 вопросов. Самые важные темы обсуждения – в отчёте газеты «Вестник».

Бюджет региона

Корр.: Бюджет на предстоящие 3 года ещё не принят, но его основные параметры уже известны. Одна из тенденций – падение доходов в целом по налогам на прибыль. Как округ будет бороться с этим?

Н. В. Комарова: Бороться не будем, будем работать. Если говорить о бюджете как механизме в реализации государственной политики, то этот документ и его реализация требуют очень серьёзной, хорошо скоординированной командной работы и населения, и органов власти на всех его уровнях.

Действительно, правительство автономного округа рассмотрело бюджетные проектировки и внесло в Думу автономного округа проект бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Если говорить, например, о ближайшем периоде – 2018 годе, то доходы бюджета планируются с понижением к текущему году на 1,5 процента, расход – с повышением на 1,2 процента. Размер дефицита – 22 миллиарда рублей, это выше, чем в текущем году (15 миллиардов рублей). Государственный долг при этом составляет 0,6 процента от внутреннего регионального продукта и 11 с небольшим процентов от доходов, за исключением безвозмездных поступлений. Бюджет сбалансирован. За счёт заимствования – облигационного займа, остатков на счетах, а также реализации государственных активов мы обеспечим эту сбалансированность.

Мы уже анализировали итоги исполнения бюджета за 9 месяцев и отметили, что не нефтегазовые доходы растут в общем объёме доходов. На 30 процентов за 9 месяцев. При этом нефтегазовые доходы снижаются. Следовательно, нужно работать с теми направлениями, которые дают рост. Именно вся инвестиционная деятельность в промышленной политике акцентируется на том, что связано с диверсификацией экономики автономного округа. Безусловно, это понятно, хотя не очень нравится нам всем, включая меня. Хотелось бы быстрее получать результаты, но они придут тогда, когда мы с вами реализуем в должной мере и с необходимым эффектом эти мероприятия. То есть будут запущены новые производства, и они начнут приносить доход как собственникам, работникам, так и, естественно, бюджету автономного округа.

Если возвращаться к характеристикам бюджета, то хочу отметить, что 72 процента его расходов носят социальный характер. Следовательно, все обязательства, которые зафиксированы в соответствующих документах – поручениях Президента Российской Федерации, сформированным по его указам, обеспечены финансированием, и будут выполнены. Следовательно, мы ожидаем устойчивое бюджетное состояние. У нас есть все основания говорить о том, что наши бюджетные обязательства по расходам обеспечены финансированием.

При этом в бюджете предусмотрены расходы, которые относятся к бюджету развития. И среди этих направлений я хочу отметить новое – это усиленная концентрация финансовых бюджетных ресурсов на обеспечение решения Президента Российской Федерации, касающегося перевода обучения школьников в одну смену. Нам нужно теперь переориентировать свои ресурсы и усилия с задачи, которая уже реализована – обеспечение местами в детских дошкольных образовательных организациях детей от 3 до 7 лет, на новую категорию детей – это школьники. Вы знаете, можно по-разному к этой задаче относиться, всё ещё немало разговоров вокруг неё, в том числе и насколько справедлив тот объём инвестиций, который мы планируем вложить в эту сферу тогда, когда демографическая ситуация меняется и после всплеска ожидается падение, но тем не менее, все рассчитано, и этот фактор учтён. Я обратила внимание при этом на одно замечание специалистов в области образования: из их аналитики следует, что без дополнительных вложений в лучшего педагога, какие-то программы, успеваемость школьников, когда они переходят получать образование в первую смену, увеличивается на 10–11 процентов. Есть за что бороться, мне кажется.

Молодые семьи

Корр.: Государственная программа «Молодая семья» очень популярна в нашей стране. Согласно последним данным, она не только не закроется, но и должна измениться в плане финансирования, расшириться. Можно ли быть уверенными, что в 2018 году молодые семьи Югры смогут воспользоваться этой программой в полном размере?

Н. В. Комарова: Разделим эту тему на две. Есть федеральные обязательства по категории граждан «молодая семья» и есть региональные. В отношении федеральной программы мы будем руководствоваться решениями, которые будут приниматься на федеральном уровне. Практически полностью синхронизировали свои требования с федеральной программой с тем, чтобы без дополнительных препятствий могли участвовать в обеих программах.

Особенность региональной состоит в том, что дав ей «зелёную улицу», мы спровоцировали большое количество заявлений и участников в эту программу – несколько десятков тысяч человек. В этой связи приостановили приём новых заявлений. Мы обслуживаем всех тех, кто уже является участниками этой программы. К сожалению, в этом формате нам не хватает ресурсов для того, чтобы закрыть всю очерёдность, но, тем не менее, мы продвигаемся. В этом году и на следующий год мы планируем определённый объём ресурсов. В этом году ещё дополнительно профинансируем эти мероприятия с тем, чтобы миллионов, наверное, 500 было направлено на эту программу. Надеюсь, что успеют люди воспользоваться этой возможностью до 1 января 2018 года. В случае, если кто-то не успеет оформить документы, мы продолжим это делать в 2018 году. Итак, эта подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» в региональной государственной программе. Здесь же категория коренных малочисленных народов Севера. Как мы договорились, эти две категории являются приоритетными в общем объёме нашей государственной программы. Обе программы действуют. Федеральная – без ограничений, только по объёмам финансирования, региональная – мы не принимаем новых участников, но работаем над погашением обязательств перед теми, кто уже стал участниками этой программы.

О нехватке «узких» специалистов

Корр. : Жители высказывают недовольство по поводу очередей к медицинским «узким» специалистам. Некоторые отмечают, что единственный выход – это идти на так называемый «утренний штурм» за талонами. Неужели нельзя упорядочить процедуру?

Н. В. Комарова: Граждане, которые сталкиваются с такими проблемами, действительно, есть. Ничего скрыть в этом смысле невозможно, потому что очень многие процедуры сейчас стали максимально открытыми. И сведения, информацию, представление о предмете сейчас можно получить любому желающему, даже если ты не нуждаешься в помощи врача. Мы, по сути своей, возвращаемся к вопросам, которые ещё не удалось разрешить и снять с повестки дня – это нехватка персонала, медицинских специалистов, в том числе тех, которых называют на сленге «узкими». Это первая история, то есть мы с вами должны отвечать на вопрос, как заместить и обеспечить нужное для удовлетворения потребностей людей количество специалистов.

При этом мы все знаем с вами о том, что обеспеченность специалистами в этой сфере, главврачами, средним и младшим медицинским персоналом у нас выше, чем в среднем по Российской Федерации. Но это не греет того человека, который сталкивается с подобной ситуацией. Совершенно правильно, не надо его уговаривать на то, что «что ты волнуешься, все равно это больше, чем в среднем по стране». Ему важно здесь и сейчас получить услугу, на которую он рассчитывает, по крайней мере, в соответствии со стандартами, которые мы с вами оплачиваем, и за счёт бюджета, и за счёт фонда медицинского страхования. Это большое значение имеет.

У нас действует несколько мер привлечения специалистов: это и соответствующая оплата денежная, определённые бонусы. Если говорить о сельской местности, то и возмещение затрат на коммунальные платежи и прочее. Но эти меры, как в предыдущем случае, свой эффект выдали. Что ещё это может быть? Кроме того, о чём мы с вами говорили. Просто на этот вопрос я часто отвечаю и вынуждена это делать, не просто рассказать и сказать «до свидания». Пытаюсь нам всем донести, что надо подумать на этот счёт.

Каждый должен делать свою работу так, как за неё заплачено. Мало, много – вот как положено, заплачено. Следовательно, если ты доктор, ты обязан в соответствии со стандартом, протоколами и так далее, выполнить эту работу. Так, как это должен сделать полицейский, как это должен сделать губернатор, как это должен сделать мэр и любой другой специалист на своём рабочем месте. Что придумать? Первая история, о которой мы договорились, решить так, что каждое обращение должно быть оценено и оценено рублём и конкретно. Мы же что с вами делаем? Мы сейчас огромные ресурсы в бюджете закладываем для того, чтобы выполнить указы Президента и обеспечить среднюю заработную плату, если говорить о враче, соответствующую двум средним по региону. В прошлом году средняя заработная плата по региону – 63 тысячи рублей. Это не значит, я ещё раз оговорюсь, что каждый врач получает 63 или там 180 тысяч рублей. Существуют отраслевые методики оплаты труда, и не каждый врач в среднем получает такую. Мы можем говорить о часах, переработках и так далее, это факт. Но люди, югорчане, знают, что из бюджета на фонд оплаты труда направляется такое количество ресурсов, которое соответствует указам Президента. И всё остальное зависит от организатора отрасли и непосредственно специалиста, если говорить о личной заработной плате. Бюджет тратит на это столько средств, сколько требуют соответствующие задачи.

Корр.: Наталья Владимировна, может нам попробовать изменить порядок записи, чтоб человек не брал штурмом больницу, а знал, что через два месяца точно попадёт, например, к неврологу?

Н. В. Комарова: Нет, через два месяца нельзя, это не стандарт. В том-то и дело, это не стандарт, а мы говорим о том, что у нас заложены ресурсы для обеспечения стандарта. И любое отклонение от стандарта наказывается рублём и это нужно внести в практику. Это должно быть понятно каждому специалисту на своём месте. Вы правы, я об этом уже договорилась с руководителями департамента здравоохранения. Вот как я понимаю их: люди об этом говорят, хотя проблема состоит в том, что руководителями учреждения логистика не выстроена. Ресурсы не распределены таким образом, чтобы каждый был на своих задачах.

Мне рассказывали, как справку пыталась получить молодая семья, для того, чтобы ребёнка отправить в детский сад. И какие американские горки пришлось преодолеть семье для того, чтобы получить эту справку. А всё просто, нужно переписать маршрут человека. Вот это «одно окно», я уже ненавижу это словосочетание «одно окно», но сам по себе принцип – идеальный.

О значимых событиях 2017 года

Корр. : Уважаемая Наталья Владимировна, до конца года осталось совсем немного времени. На ваш взгляд, какие наиболее значимые события уходящего 2017 года для региона и для вас Вы бы выделили?

Н. В. Комарова: Я под большим впечатлением от вчерашней встречи с молодыми людьми. И считаю, что и участие делегации в Сочинском форуме, и вчерашний отчёт наших делегатов – это событие. Это событие, я объясню почему. Потому что оно имеет колоссальные эффекты, отложенные. Я ехала на открытие, встретилась, поработала с ними. Мы сразу договорились, что это не просто там «мне понравилось, я познакомился с кем-то», это набор идей, которые мы в проекты потом реализуем, а это ведь начало жизни. Именно поэтому я считаю, что это событие. Потому что большое количество судеб молодых людей, которые завтра будут нашей страной распоряжаться. Вами, мной и будущими поколениями. Это событие? Событие!

У нас работали два дня, одновременно с форумом «Югра многонациональная», делегации депутатов Государственной Думы РФ и Народного собрания Сирии – это событие. Мне не приходилось раньше встречаться с жителями, гражданами этой страны, Сирии. Я с ними встретилась, причём встретилась в очень сложный для этого государства период времени, когда многие люди раскрываются иначе или так как они есть на самом деле, когда судьбы переплелись у нашего государства и Сирийской Арабской Республики, и просто за руку подержать этого человека, услышать о том, что он думает на этот счёт, начиная с того, что наш Президент Владимир Путин стал для них главным человеком в мире, во Вселенной, при этом без всяких оговорок на это счёт, с одной стороны, с другой стороны – «шкурой» почувствовать, как важно то, за что мы молимся и говорим каждый день, иногда даже забавны все эти истории. Когда мы говорим о том, что очень важно сохранить духовность.

Они привели пример о том, что это не слово, что тогда, когда потеряли это впечатление государственной политики и возможность каждого человека, это стало тем кирпичиком, который выпал из основания, из фундамента и привел потом к тому, что его заместили бездуховные, безнравственные идеологией люди, которые навязывали и теперь по всему миру тиражируют. Ты видел живого человека, носителя, не я вам пересказываю и говорю, а вот он – живой человек. И тогда мы с вами понимаем, что мы проводим фестиваль, например, «Культуры народов Российской Федерации», и это не только танец или песня, это духовность, это наша сила, это то, что защитит нас от конфликта и от того, что кто-то извне зайдёт и навяжет нам свою линию поведения, свою политику, свои правила. Это событие? Это событие! Если говорить обо мне лично, то очень много жизненных событий, у меня большая семья, слава Богу, жива мама, дети, работают, живут, общаются, внуки, братья, сёстры, племянники, у каждого что-то происходит, от рождения детей до свадеб и так далее… Всё, как у вас, всё, как у всех.

О проектах с Сирией

Корр.: Наталья Владимировна, о каких проектах в Сирии идёт речь? Есть ли сроки, будут ли вложения инвестиционные со стороны Сирии?

Н. В. Комарова: Нет конкретных проектов. Это была первая встреча, но мы дали возможность, создали площадки для общения с предпринимателями в Ханты-Мансийске и в Сургуте. В Сургуте была возможность, потому что это – промышленный центр региона. У депутатов была возможность посетить крупнейшие предприятия автономного округа. Мы понимаем, что, безусловно, некуда деваться, сотрудничество в области нефтегазодобычи – это направление для обеих стран является профессиональным, хорошо разработанным, оборудование для этого бизнеса, технологии для трудноизвлекаемых запасов, подготовка профессиональных кадров.

Господин Усама Мустафа в шутку сказал: «Возьмите тысячу наших студентов за ваш бюджетный счёт». Я сказала, что мы готовы рассмотреть это предложение, но для того, чтобы принять тысячу студентов, важно подготовить инфраструктуру для этого. Вопрос не в тысяче студентов, а в том, чтоб этой тысяче студентов дать лучшие по качеству знания и возможность овладения той или иной профессией. Для этого нужно время, поэтому мы готовы принять некоторое количество студентов, и наши вузы уже имеют опыт международного сотрудничества, это направление остаётся для нас важным.

Мы получили приглашение для посещения и работы в Сирийской Арабской Республике и, я полагаю, что уже на этом уровне контракта можно будет говорить о конкретных проектах.

Результат важнее первого места

Корр.: Наталья Владимировна, наблюдая за вашей работой и работой правительства, можно сделать вывод, что вы стремитесь быть первыми среди субъектов РФ. В Югре создаются так называемые пилотные площадки для реализации и обкатки проектов... Мы знаем, что быть первым в спорте – значит, победить, а что значит быть первым в политике?

Н. В. Комарова: Все-таки вопрос не в лидерстве. Я, может быть, вас разочарую. Здесь важнее сделать, достигнуть результата, реализовать то, что задумал, больше того, чтобы это пригодилось людям. А то бывает, знаете, ты делал, а людям это не надо. Поэтому здесь не вопрос лидерства среди регионов, хотя это всегда важно. В команде работают разные люди – для кого-то пряник, для кого-то кнут, для кого-то важно поставить на целевую точку первое место, для кого-то важны деньги, не будет ли уволен с работы. Мотивация у людей разная. И все мы – команда. Команда – правительство, муниципалитеты. Весь регион – мы все – команда. Я одна ничего не сделаю, что бы я там ни придумала гениального.

Моя задача – вовлечь в проект как можно больше людей, во-первых, они умнее меня, во-вторых, профессиональнее, я не могу быть во всех вопросах докой. Поэтому приоритет – не место в рейтинге. Здесь очень важно сделать. Оно всё равно откликнется. Если спросите моих коллег, они вам скажут. Например: «Сделай вот это. Не сделал. Почему не сделал? Потому что вот так вот... Подожди, а в Томской области сделали? Сделали. О чем мы говорим? Не о чем говорить, иди делай». Хочу сказать, что это просто пример того, что можно делать всё, что ты задумал и не стесняться посмотреть, кто это сделал уже, кто это сделал лучше, чем ты.

14:00