Благодатная тишина
В окружении вековых сосен в живописнейшем месте Когалыма стоит собор Успения Пресвятой Богородицы. Ранним утром меня тут встречает только крик сороки и осторожный первый снег. Вокруг – белоснежные здания. Я нахожусь на подворье Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря.
Архитектура главного собора довольно необычная. Как рассказала инокиня Наталья – ответственная за социальные связи подворья, строители взяли за образец Новгородскую архитектуру XV века и произвольно увеличили размеры. Обычно такие эксперименты редко бывают удачны, а здесь получилось интересно, красиво и оригинально.
Монастырь в Когалыме, как, впрочем, и сам город, довольно молод – в этом году святой обители исполнилось всего 18 лет. Матушка Наталья, которая согласилась провести со мной субботний день, находится в монастыре с первых дней.
– Лично меня, когда я только приехала, поразила огромная востребованность в любом труде на благо церкви. В Москве, где я раньше жила, проблема кадров не стоит так остро: там множество прекрасных духовников, проповедников, богословов, – вспоминает инокиня.
ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ТРЁХ СЕСТЁР
– Первых сестёр сюда прислали в 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Пюхтицкий монастырь – ставропигиальный, это значит, что он подчиняется непосредственно главе Поместной Церкви, и потому Патриарх Алексий лично принял участие в решении вопроса. Это была его идея – открыть не новый монастырь, а подворье старого – с устоями и традициями. В любом деле, знаете ли, важно питаться от опыта предшественников, – говорит матушка Наталья.
Первые годы за валом работы некогда было есть и спать. Сестёр поначалу было всего три-четыре, а помимо текущих дел требовалось ещё немало труда вложить в интерьер и утварь храма. Изнутри собор достаточно светлый, в нём много простора, высоченный свод. Но кроме великолепного иконостаса, выполненного в стиле Андрея Рублёва, в интерьере не было ничего.
Сейчас, спустя годы труда, молитвенную жизнь и быт монастыря отличает налаженность и чинность: богослужение благолепное, храм украшен утварью, территория вокруг него цветущая – везде порядок и чистота.
Конечно, очень многое в монастыре зависит от личности настоятельницы. И тут важно отметить, что монахиня Ксения – настоятельница Подворья в Когалыме – прошла настоящий монашеский путь. Он начинается с чина послушника – так называют в монастыре новоначального. Послушники традиционно испытываются в серьёзности своего намерения стать монахом через тяжёлые и грязные работы.
– Нельзя забывать, зачем на землю приходил Иисус Христос. Священное Писание говорит: «...Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом». Слова назидания без личного примера ничего не стоят. Если бы Господь не испытал на себе всё, что испытывает человеческий род: лишения, трудности, бедность, клевету – как бы мы услышали Его призыв к святости и самоотвержению? Это и для нас всех урок – имеют вес лишь наставления того человека, который сам прошёл испытания и знает им цену. Послушничество даёт ни с чем не сравнимый опыт монастырской жизни, – поясняет инокиня Наталья.
ПРО МОНАСТЫРСКУЮ ЖИЗНЬ
Помимо внутреннего монашеского делания первоочередной своей задачей монахини считают поддержание богослужебной жизни храма. Особенность Когалыма, как и многих других северных городов, в том, что взрослое население здесь практически всё работающее. То есть той прослойки, которая в центральной полосе России помогает совершать богослужение в будние дни, в городе почти нет: обычно это пенсионеры и изредка – студенты-очники.
Но на участии в богослужении обязанности монахинь не заканчиваются. Надо приводить в порядок храм: подметать, мыть, протирать. Надо следить за утварью: начищать подсвечники, очищать и заправлять лампады, промывать киоты икон. Надо поддерживать в порядке облачения священнослужителей и храма: шить, чинить, стирать. Просфорницы пекут просфоры, регенты расписывают для хора ноты, обучают певчих и чтецов... И одежду себе сестры шьют сами – ведь у монахов своя форма, и в магазине её не купишь.
Территория монастыря тоже требует забот: зимой очищать от снега, летом озеленять. Есть и подсобное хозяйство: большая теплица, грядки, много ягодных кустарников, птичник...
Основная цель любого христианина – приведение души в состояние, приемлемое для жизни в Царствии Небесном или, по- другому, её спасение. У монашества та же самая цель, только несколько иной, нежели у мирских людей, метод её воплощения.
– Опыт говорит, что монашество – это призвание, оно не предназначено для любого человека. Быть монахом – особый путь, и для него нужно особенное устроение души, – делится инокиня Наталья.
Кстати, в церкви есть традиция, которая у нас в России пресеклась с революцией: люди давали обет послужить Богу в каком-нибудь монастыре, приезжали туда на год-другой, трудились и затем возвращались обратно в мир. Их называли трудниками. Современному человеку, в принципе, сложно будет прожить в монастыре даже трудником. Он привык развлекаться в миру, противоречить, спорить, осуждать. Здесь же это неприемлемо.
– Здесь принято слушаться. Никто не требует уважать старшего, если его не за что уважать. Однако внешнее почтение должно быть обязательным. Это не лицемерие, это некоторая социальная норма, которая поддерживает устои общества. Апостол Павел пишет, что в обществе каждому надо отдавать то, что положено: кому налоги – налоги, кому почтение – почтение. А современному человеку нужно объяснять такие элементарные вещи, – говорит монахиня.
ЦАРСТВЕННЫЕ ОДЕЯНИЯ
Инокиня Наталья – ризничая. Под её началом и руководством сёстры шьют облачения для священнослужителей. В ризнице, комнате, где хранятся облачения, я с интересом разглядываю все эти одеяния: парчовые и гобеленовые ризы, расшитые подризники, праздничные ризы с бархатными вставками и сложной ручной вышивкой. Некоторые облачения сшиты по древним образцам, которые сейчас редко употребляются. Всё это разнообразие было сотворено мастерицами-сёстрами, которые трудились над некоторыми облачениями по нескольку месяцев.
Здесь можно увидеть разные цвета и оттенки. Так, голубые ризы используются на Богородичных праздниках – Благовещении, Успении, Рождестве Пресвятой Богородицы и других. Голубой цвет символизирует чистоту и непорочность. На Господские праздники облачения могут быть золотыми или белыми, на дни памяти подвижников-преподобных – зелёные. В Пюхтицком уставе о цветах облачений записано много старинных особенностей, которые не сохранились в приходских храмах. Например, на малые посты – Рождественский, Петров – служат в тёмно- зелёном, а на память архангела Михаила – в бордовом.
Разнообразие облачений способно создавать на богослужении особую праздничную атмосферу. Видя на службе священников, которые торжественно выступают в таком царственном одеянии, поневоле становишься чуть строже к себе и вспоминаешь, что находишься в доме Бога на Земле.
ОБЪЯСНИТЕ МНЕ ВСЁ
В продолжение учебного года сёстры монастыря проводят православные беседы в городской библиотеке. Последние три года цикл встреч был посвящён истории Русской церкви, её святых.
– Нередко житийный жанр выглядит для современного человека как-то формально: «Родился в благочестивой семье, в юном возрасте поступил в монастырь, подвизался там 30 лет и стал творить чудеса». За скобкой остаются все жестокие реалии жизни, весь её трагизм. И теряется понимание того, что святость – это не оранжерейное благочестие, святость – это вседневное преодоление своего эгоизма в толще самой обыкновенной жизни. Из настоящих историй святых можно почерпнуть много полезного и близкого именно тебе, об этом и были наши встречи, – рассказывает инокиня Наталья.
В этом году лекции будут посвящены теме богослужения. Как оно развивалось, как находило прекрасные формы для своего содержания через опыт святых людей и какой вид приняло к нашему времени – на эти и многие другие вопросы монахини ответят на еженедельных встречах.
В целом, узнав монастырскую жизнь изнутри, можно отбросить от себя несколько навязанных обществом стереотипов. Монастырь – это свой маленький город, в котором нужно поддерживать в порядке храм и территорию, находить время для посадок цветов, овощей, держать хозяйство, распределять бюджет – всё это делают сёстры. Ещё один миф можно смело развеять: монахини – не вечно унылые старушки с опущенной головой, это жизнерадостные, приветливые, образованные люди, которые не сторонятся других, но относятся с любовью к каждому, кто приходит в обитель.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
чтобы не пропустить новые публикации