Карьера Геннадия Тихонова складывалась необычно, но интересно
Наш сегодняшний герой, Геннадий Тихонов, коренной сургутянин. Карьеру в Сургутнефтегазе начинал рядовым водителем, а закончил работу в должности начальника отдела снабжения УВСИНГ.
В СУРГУТ – НА ПОСЕЛЕНИЕ
Его родители – Сергей Яковлевич и Варвара Фёдоровна были раскулачены и сосланы в наши края из Голышманово, это юг Тюменской области. Основанием для репрессий послужило наличие у семьи кирпичного дома, лошади, коровы и нескольких овец. Пока добирались зимой на лошадях, похоронили двух малолетних сыновей – Геннадия и Виталия. Поэтому родившихся на Севере детей назвали теми же именами.
Поначалу пришлось помотаться по Сургутскому району – Угут, Лямина, Широково, Тундрино, Песчаный, Банный. И только перед войной осели Тихоновы в Сургуте, где отец стал конюхом в райисполкоме.
Жили в домике из бруса всемером – родители и пятеро детей. Геннадий Сергеевич вспоминает, как ходил в школу в лютый мороз, прикрывая лицо длинными ватными рукавицами.
По окончании седьмого класса Тихонов уехал на учёбу в Тюмень. Тогда уже летали Ан-2, но наш герой добирался до областного центра на пароходе. Взял билет в четвёртый класс (без каюты), расположился с чемоданчиком возле машинного отделения (там пол тёплый) и через неделю был в Тюмени.
ЧЁРТ СОЗДАЛ ВЯТСКУЮ ГУБЕРНИЮ
В 1961 году Геннадий Сергеевич окончил лесотехнический техникум и с дипломом техника-технолога лесоразработок вернулся на Север. Однако поработать до армии решил водителем. В 1962 году его призвали в ракетные войска стратегического назначения и отправили в Кировскую область, про которую говорят: «Бог создал небо и землю, а чёрт – Вятскую губернию». Кругом болота, почва глинистая, дороги шириной пять метров. Свернёшь в сторону – забуксуешь. Уровень секретности был такой, что солдаты-ракетчики давали подписку о неразглашении на десять лет, а в письмах нельзя было упоминать ни о погоде, ни о природе, ни о местности.
Начало его армейской службы совпало с карибском кризисом.
Ракетчиков готовили к переброске на Кубу, даже в столовую ходили с автоматами и противогазами.
Однако вскоре кризис благополучно разрешился, так что все три года срочной службы Геннадий Сергеевич провёл на вятской земле.
ЛЕСОТЕХНИК, ВОДИТЕЛЬ, СНАБЖЕНЕЦ
В сентябре 1965 года Тихонов уволился в запас и вновь приехал в родные края. На Севере уже добывали нефть, Сургут получил статус города. Наш герой решил поработать по специальности и устроился мастером на деревообрабатывающий завод, находившийся в составе СУ-9. А через несколько месяцев перешёл на работу к нефтяникам, на должность водителя.
В 1972 году Геннадия Сергеевича назначили начальником автоколонны (АТК). В его подчинении находилось 140 автомобилей и 205 шофёров.
Какого только транспорта не было! Легковушки, самосвалы, водовозки, бензовозы, лаборатории глинистых растворов на базе автобусов, ГАЗ-66. Задача транспортного обеспечения нефтяных разработок налагала такую ответственность, что работать приходилось по 12 часов в день и без выходных.
В 1975 году начальник отдела материально-технического снабжения НГДУ «Сургутнефть» Юрий Кударов пригласил Геннадия Тихонова к себе заместителем. В отделе трудилось пятьдесят человек – грузчики, водители, кладовщики, экспедиторы, инженеры. Была своя производственная база и несколько складов.
В 1977 году они вместе с Юрием Кударовым перешли во вновь образованное НГДУ – «Фёдоровскнефть», где Юрий Сергеевич стал начальником отдела материально-технического снабжения, а Геннадий Сергеевич – старшим экономистом в том же отделе.
С 1982 по 1984 год наш герой трудился старшим прорабом в СМУ НГДУ «Сургутнефть». А в 1984 году Геннадия Тихонова пригласили на должность начальника отдела снабжения в новое структурное подразделение – УВСИГ (впоследствии УВСИНГ).
ПОРОЛОН ДЛЯ КРЕСЕЛ
Снабжение в те годы было делом нелёгким. В Сургуте не производилось ничего, и за спецодеждой, инструментами, оборудованием, отделочными материалами приходилось ездить в другие города, чаще всего в Москву и Ленинград.
Нефтяники в те годы активно участвовали в застройке Сургута, и на снабженцев ложилась задача обеспечить всем необходимым объекты соцкультбыта, гостиницу «Нефтяник», ДИ «Нефтяник», кинотеатр «Рубин».
Денег тогда хватало, а где взять дефицитный товар, тот ещё вопрос. Приходилось налаживать с директорами предприятий неформальные контакты. Геннадий Сергеевич и сегодня вспоминает семь пятитонных контейнеров с поролоном, которые он отправил в Сургут с Большой земли. Здесь они пошли на изготовление кресел для гостиницы «Нефтяник».
Бывало, отправишь какой- нибудь груз из столицы и едешь на ижорское объединение «Победа» под Ленинградом, в состав которого входило сразу девять заводов и фабрик – синтетического и лакокрасочного производства, линолеума, ковровых изделий и прочего.
МАШИНА ПО ГОСЦЕНЕ
В 1970 году Верховный Совет СССР удостоил Геннадия Сергеевича медали «За трудовую доблесть». Но не меньшей наградой в советские времена было приобретение дефицитных товаров.
Ещё в середине 1970 годов в одной из командировок в столицу нашему герою удалось приобрести списанное такси, что было в те времена делом нелёгким. Дело в том, что «Волгу» ГАЗ-24 из столичного таксопарка, пробегавшую два года, имел право купить только москвич. И только через полгода владелец мог продать машину жителю другого региона. Тихонову посчастливилось приобрести престижное авто у одного московского врача.
А в 1990 году производственному объединению «Сургутнефтегаз» было выделено три автомобиля ГАЗ-2410 «Волга». И администрация, партком и профком УВСИНГ написали ходатайство на имя генерального директора ПО «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова с просьбой о выделении машины для продажи за наличный расчёт старейшему сотруднику структурного подразделения Геннадию Тихонову, который трудится в системе Главтюменнефтегаза с 1 июля 1966 года.
«Много труда вложено т. Тихоновым Г. С. в строительство газлифтного комплекса Фёдоровского месторождения, как на импортном, так и на отечественном оборудовании. Благодаря оперативности, энергичности и пониманию дела т. Тихоновым Г. С. были поставлены спецматериалы для строительства КС-7, КС-3. Тов. Тихонов Г. С. имеет правительственные награды за работу в Западной Сибири», – говорится в ходатайстве.
Деликатность ситуации состояла в том, что завод-производитель уже доставил машины в Лангепас для реализации их по коммерческой цене, в три раза превышающей государственную.
Но тут в дело вмешался ОБХСС (отдел борьбы с хищениями социалистической собственности) и потребовал продать автомобили работникам Сургутнефтегаза по государственным расценкам, поскольку в предыдущем году завод недодал предприятию те самые машины по фондам. Как только вопрос решился, трое нефтяников, в числе которых был и наш герой, на всех парах помчались в Лангепас и прибрели машины, уплатив за них по 9,5 тысячи рублей.
С 1998 года Геннадий Сергеевич с женой живёт в посёлке Белый Яр, в частном доме. Занимается домашним хозяйством, разводит птицу. Имеет двух сыновей от первого брака и дочь – от второго. Двое его детей работают в Сургутнефтегазе. Старший сын Евгений трудится диспетчером ЦКРС в НГДУ «Талаканнефть», дочь Виктория – специалистом отдела кадров в НГДУ «Сургутнефть». Внук Олег работает инженером по бурению в УКРСиПНП.
В 1999 году приказом Минтопэнерго Геннадию Тихонову было присвоено звание «Почётный нефтяник».
С 2004 года Геннадий Сергеевич находится на заслуженном отдыхе.