УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ

14:21
1170

Гражданина могут привлечь к ответственности за налоговые правонарушения, если он достиг возраста 16 лет.

Уголовная ответственность за неуплату налогов и (или) сборов наступает в следующих случаях:

1. Когда гражданин уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представлять которые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах обязательно, и уклонение считается совершенным в крупном или особо крупном размере.

2. Когда гражданин уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов путем указания в налоговой декларации или иных документах заведомо ложных сведений и уклонение считается совершенным в крупном или особо крупном размере.

Инициировать проведение следствия и возбуждение уголовного дела в отношении гражданина могут как налоговая инспекция, так и следственные органы.

Налоговая инспекция обязана направить в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198 УК РФ, материалы, на основании которых будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. При этом одновременно должны выполняться следующие условия:

- налоговая инспекция вынесла решение о привлечении гражданина к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, и это решение вступило в силу

- на основании этого решения налоговая инспекция направила гражданину требование об уплате налога (сбора), но он не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, соответствующие пени и штрафы;

- размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, то есть недоимка должна быть крупной или особо крупной.

Гражданин должен исполнить требование об уплате налога в течение восьми дней с даты его получения (если в нем не указан более продолжительный период времени), однако налоговая инспекция обязана направить в следственные органы материалы, на основании которых будет решаться вопрос о привлечении гражданина к уголовной ответственности, не раньше чем по истечении двух месяцев со дня окончания этого срока и в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств.

Гражданина привлекут к уголовной ответственности, только если его действия (бездействие) однозначно были направлены именно на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Под уклонением следует понимать действия (бездействие), которые позволяют скрыть объект налогообложения, незаконно уменьшить налоговую базу и, соответственно, сумму исчисленного налога и т.п.

Если вы совершили правонарушение впервые и полностью уплатили сумму недоимки, соответствующие пени и штрафы, то к уголовной ответственности вас не привлекут .

Если вы откажетесь признавать факт уклонения от уплаты налогов, то налоговая инспекция обязана инициировать заведение на вас уголовного дела .

В случае уклонения от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере суд может наложить одно из следующих наказаний :

- штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.;

- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного лица за период от одного года до двух лет;

- принудительные работы на срок до одного года;

- арест на срок до шести месяцев;

- лишение свободы на срок до одного года.

В случае уклонения от уплаты налогов и (или) сборов в особо крупном размере суд может наложить одно из следующих наказаний

- штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;

- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного лица за период от полутора до трех лет;

- принудительные работы на срок до трех лет;

- лишение свободы на срок до трех лет.

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров.

Эффективное урегулирование споров начинается уже с результата выездной или камеральной налоговой проверки – акта проверки, на основе которого и будет вынесено решение налогового органа. В связи с чем, обращаем внимание налогоплательщиков на тот факт, что более серьезное отношение к представлению письменных возражений позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на начальной стадии досудебного урегулирования налоговых споров.

Один из способов досудебного урегулирования налогового спора еще до вынесения решения налоговой инспекцией – это представление письменных возражений по акту налоговой проверки.

Пунктом 6 ст. 100 НК РФ закреплено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, либо его представитель при несогласии с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, с выводами и предложениями проверяющих вправе представить в налоговый орган, принявший акт налоговой проверки, письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

В письменных возражениях по акту налоговой проверки налогоплательщику следует:

- изложить обстоятельства, с которыми он не согласен и привести мотивированные доводы со ссылкой на нормы законодательства.

К письменным возражениям по акту налоговой проверки налогоплательщику следует приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений. Копии заверяются подписями уполномоченных лиц организации, которые должны быть расшифрованы и заверены печатью.

Срок, установленный на подачу возражений, составляет один месяц со дня получения акта налоговой проверки, составленного по результатам выездной или камеральной налоговых проверок, а также акта, составленного по результатам иных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 100 НК РФ, п.5 ст. 101.4 НК РФ).

Заметим, что присутствие налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки является его правом, а не обязанностью.

По истечении срока, предоставленного налогоплательщику на обжалование, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы проверки и письменные возражения налогоплательщика.

Если же налогоплательщик не удовлетворен принятым решением после подачи письменных возражений, другой способ досудебного урегулирования спора – это подача жалобы.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: