Как в Сургутском районе обучают детей с особыми возможностями здоровья

00:00
1542
"... Слова. Меня окружают миллионы, тысячи слов. Слова снежинками вьются вокруг меня - все разные. Внутри у меня вырастают сугробы, нет - целые горы из слов, фраз, умных мыслей, глупых шуток, песен. В раннем детстве, когда мне ещё не было года, слова казались мне сладким, чудесным напитком. Я его пила, и всё становилось на свои места: сумбурные мысли и чувства получали имена.

Не знаю, как я научилась разбираться в путанице слов и мыслей. К двум годам для каждого воспоминания у меня уже было своё слово и у каждого слова был свой смысл. Но только у меня в голове.

Мне почти одиннадцать. За всю свою жизнь я не произнесла ни слова.



Светлана Лимарева


Я не могу говорить. Не могу ходить. Не могу сама поесть или умыться. Со мной одни проблемы.".

Так начинается книга американской писательницы Шерон Драйпер "Привет, давай поговорим!" о девочке с ДЦП и её взаимоотношениях с одноклассниками. Eстественно, автор из США рассказывает об американской школе. А как обстоят дела у нас? Каким образом в Сургутском районе реализуются программы инклюзивного образования? Как обучаются и общаются с одноклассниками дети с ограниченными возможностями здоровья? С этими вопросами корреспондент "Вестника" обратилась к заместителю директора Белоярской средней общеобразовательной школы № 3 Светлане Лимаревой и педагогу-психологу этой же школы Анне Дик.

"Дети оценивают не физические качества ребёнка, а его поведение и личные качества"

- Слово "школа" в переводе с латинского языка означает "лестница", по ступеням которой восходит ученик. Учитель указывает направление, а ученик самостоятельно проходит свой путь. Для детей с ограниченными возможностями здоровья школьный путь - особый, сложный, а для всех нас - новый. Сегодня мы обучаем 70 ребят с ограниченными возможностями здоровья, шестеро из них - дети-инвалиды, - рассказывает Светлана Лимарева. - В числе обучающихся с особыми образовательными потребностями дети с тяжёлыми нарушениями речи и с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- В вашей школе дети с ОВЗ сидят за одной партой с детьми, у которых нет подобных нарушений?

- Да, такие классы есть, они относительно небольшие - до 25 человек, в одном таком классе могут обучаться до пяти школьников с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам. Для ребят с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития также созданы отдельные классы. Они небольшие - до 12 человек. Дети обучаются по адаптированным общеобразовательным программам. В этом учебном году в нашей школе заканчивают обучение первоклассники и второклассники с тяжёлыми нарушениями речи, перейдут в четвёртый класс детки с задержкой психического развития.



Педагогам в районе помогает и специальное оборудование, например, графический планшет «мультитач-55».


Eсть у нас и дети-инвалиды, которые обучаются на дому и/или в школе по индивидуальным учебным планам. То есть некоторые дети находятся полностью на домашнем обучении, другие приходят в школу, но работают с учителем индивидуально: все 40 минут урока посвящены только одному ребёнку.

Реализуем адаптированные общеобразовательные программы с применением дистанционных технологий, предлагая детям интересные курсы с использованием образовательного ресурса виртуальной "I-школы". Ребёнок вместе с учителем регистрируется на этом ресурсе, у него дома устанавливается компьютер со специальными программами, и в определённое время (один раз в неделю) ребёнок дистанционно общается с педагогом, выполняет задания. В итоге - осваивает курс, получает оценки. В школе для педагогов оборудован кабинет дистанционного обучения.

- Какие предметы можно изучать дистанционно?

- Выбор учебных дисциплин достаточно широк. В нашем образовательном учреждении в начальной школе это обычно ИЗО, ученики с 5 по 10 класс чаще выбирают биологию. Кстати, они успешно осваивают эти курсы, показывают неплохие результаты. Участвуют в дистанционных олимпиадах и заочных конкурсах.

- От чего зависит, будет ли ребёнок с ОВЗ учиться на дому или в классе? Могут ли родители выбирать: инклюзивное образование, обучение на дому или коррекционная школа?

- Конечно, выбирают родители. Именно они решают, что нужно их ребёнку, мы здесь выступаем в качестве координатора, советчика. Но для того, чтобы ребёнок обучался на дому или отдельно в классе по адаптированным программам, нужны определённые документы. Мы основываемся на заключении ПМПК Сургутского района, в котором указано, по какому варианту адаптированной общеобразовательной программы рекомендовано обучение. Для обучающихся индивидуально на дому - это справка врачебной комиссии. И тогда мы с родителями решаем, какой образовательный маршрут подойдёт этому ребёнку, как сделать так, чтобы ребёнок получил, в первую очередь, качественное образование, чтобы ему было комфортно в школе, чтобы он социализировался и в будущем мог получить востребованную профессию.

- Родители здоровых школьников не протестуют, не говорят: "Я не хочу, чтобы мой ребёнок учился вместе с такими детьми!"?

- Да, признаюсь, были такие ситуации, но это были единичные случаи, они возникали несколько лет назад, когда мы только начинали обучать детей с особыми образовательными потребностями. Как мы поступали? Старались включать детей в общешкольные внеклассные мероприятия, в ходе которых ученик показывает (а мы создаём для этого условия), что он такой же ребёнок, и, более того, он может добиться высоких результатов. Постепенно эта граница исчезла, и сегодня восприятие этих детей в полной мере толерантное.

- Возникают ли ссоры и конфликты между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ?

- Класс - это живой организм, и, конечно, ситуации возникают разные, - подключается к разговору педагог-психолог Белоярской СОШ № 3 Анна Дик. - Но если говорить об обычных детях и детях с особыми образовательными потребностями, то последних "обычные" в отдельную категорию не выделяют. Школьники делают отверженными детей жадных, злых, неопрятных. А детей с ОВЗ они изгоями не делают. А вот между собой особые детки, бывает, конфликтуют. Нужно понимать, что у таких ребят органическое поражение мозга, повреждена нервная система, всё это может приводить к агрессии, гипервозбудимости. И здесь учитель очень тактично, очень аккуратно должен себя вести. В каких-то сложных ситуациях - обратиться за помощью к школьному психологу. С такими детьми мы работаем почти ежедневно, занимаемся в основном коррекцией эмоциональных нарушений. Так как многое, например агрессивное поведение, лучше профилактировать, нежели ждать очередной вспышки.

"Доступная среда - это не только пандусы и лифты"

- Светлана Ивановна, работать учителю в инклюзивном классе, очевидно, очень непросто. Как ваши педагоги выстраивают урок? Как добиться того, чтобы и отличник не скучал, и ребёнок с ОВЗ всё успевал?

- Прежде чем начать работать с инклюзией, мы организовали для наших педагогов профессиональную переподготовку, и довольно-таки серьёзную - 500 часов. 48 наших педагогов из 66 имеют документы, подтверждающие, что они могут работать с особенными детьми. Часть учителей находятся в процессе обучения, в том числе те, кто недавно устроился работать в нашу школу. Сегодня кадровая база у нас крепкая. В следующем учебном году мы переходим на ФГОС для детей с ОВЗ, мы к этому уже готовимся. У нас есть преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, и мы знаем, что этой осенью в первый класс к нам такие ребятишки придут. Все педагоги начальной школы, методисты, психологи готовы работать в рамках ФГОС ОВЗ.

По поводу работы педагога на уроке. Предположим, необходимо провести диктант. Первый секрет - предварительная подготовка к диктанту: индивидуально-групповые коррекционные занятия по русскому языку, индивидуальная работа на уроке по подготовке к диктанту, многократное повторение орфограмм, работа по шаблону и т.д. Второй секрет - опорная схема (она отражает основные грамматические принципы по пройденному разделу), которой ребёнок может пользоваться во время диктанта. Результатом алгоритма работы учителя с детьми является то, что ребёнок с задержкой психического развития усвоил программный материал и показал свои знания при написании диктанта хотя бы на "удовлетворительно". Учитель должен приложить для этого все усилия. Как правило, индивидуальная работа в классе выстраивается и с отстающим ребёнком, и с одарённым. И тому, и другому может быть дана индивидуальная карточка для самостоятельной работы и разные по уровню сложности проекты. Возможно, у доски ребёнок с ОВЗ не в силах сразу ответить на вопрос. Тогда учитель даёт ему план ответа и время на подготовку. Главное - не затронуть самолюбие ребёнка, давать подобные задания максимально корректно, не подчёркивать, что они проще, легче, более того - показать успешность каждого ребёнка. Всё в силах учителя, и наши так работать умеют.

- А замечания детям с ОВЗ учитель делает?

- В вопросах выполнения учебного плана и дисциплины мы одинаково требовательны ко всем ученикам. Не делается каких-то поблажек для разных категорий детей. Ребёнок не просто проводит время в нашей школе, он развивается, получает знания и социализируется. К детям с ОВЗ мы относимся как ко всем, есть такое понятие как учебный план, есть определённые требования. Дети должны учиться ответственности, понимать, что с 14 лет наступает ответственность и перед законом, не важно - отличник или испытываешь трудности в обучении.



В школе оборудована сенсорная комната, в которой часто занимаются дети с ОВЗ.


Ценность инклюзии, собственно, в том и заключается, чтобы научить разных детей учиться вместе, стремиться к результатам и достижениям, отвечать за свои поступки, показать, что любой человек способен развиваться, делать выбор, оценивать результаты этого выбора, получать собственный, неповторимый опыт.

- Здание школы было построено 30 лет назад, и, по большому счёту, оно не отвечает всем требованиям доступной среды. Например, ребёнку-колясочнику, даже с учётом пандуса у крыльца школы, у вас будет очень непросто.

- Да, к сожалению, для колясочников у нас не созданы условия на 100%. Пандус мы сделали за счёт спонсоров как могли, сегодня бьём во все колокола по поводу того, что нам нужен пандус, отвечающий всем требованиям. У нас учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с ДЦП, но колясочников пока нет. Трое ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата на домашнем обучении по состоянию здоровья: используем любые возможности, чтобы приглашать их на классные и общешкольные мероприятия. Один ребёнок занимается по индивидуальному учебному плану, его приводят родители в школу. Мы стараемся, чтобы он на дальние расстояния в нашей школе не ходил, на второй этаж не поднимался, пытаемся создать для этого условия.

Eсть ещё один ученик с нарушением опорно-двигательного аппарата, он обучается инклюзивно, и очень успешно. Он отличник, активно принимает участие в жизни школы, спортсмен - занимается мини-футболом, является ведущим школьных мероприятий. На него многие равняются.

Ведь доступность неправильно понимать только как наличие пандусов и лифтов. Доступность - это организация образовательной среды: готовность педагогического коллектива, психолого-педагогические и медико-социальные условия, информационные условия. Всё для того, чтобы ребёнок получил качественное образование. Я считаю большим плюсом приобретение нашей школой аппаратно-программного комплекса для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В кабинете, где обучаются дети с нарушением речи, имеется специальный графический планшет. На средства гранта в школе оборудована сенсорная комната, в которой часто отдыхают или занимаются с педагогом-психологом дети с ОВЗ (по утверждённому графику). Здесь и сухой бассейн, массажное кресло; оборудованы зоны работы с песком и водой; установлен специальный компьютер для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для особых ребят организована и внеурочная деятельность: все занятия, как правило, проводятся в игровой форме, чтобы детям было интересно.

- Могут ли родители детей, которым требуется постоянная помощь (в самообслуживании например), находиться вместе с ними на уроках?

- Eсли в заключении ПМПК Сургутского района будет написано, что ребёнку необходим ассистент-помощник или тьютор, мы обязаны будем найти такого специалиста. Им может быть и один из родителей при наличии педагогического образования.



В будущем дети с особыми потребностями могут получить профессию и уже не потеряются в жизни.


- Дети с ОВЗ сдают экзамены?

- Конечно. Для них предусмотрен государственный выпускной экзамен. Но проходит он при создании специальных условий. То есть, если все обучающиеся выполняют тесты, то эти дети пишут краткое изложение по русскому языку, выполняют упрощённые задания по математике. В Сургутском районе детки с ограниченными возможностями здоровья обычно успешно сдают экзамены, не было случаев, чтобы ученики сдали на "неуд".

Что касается их дальнейшей судьбы: один из наших выпускников с инвалидностью окончил мединститут, работает в Центральной аптеке Сургута. Eщё одна выпускница также окончила мединститут, стала фармацевтом. Что касается детей с задержкой психического развития, два года назад мы выпустили 9 класс, один из учеников пошёл в 10, двое поступили в техникумы. Главное - такие дети социализируются. Они могут получить профессию и уже не потеряются в жизни.

Наша справка

Белоярская средняя общеобразовательная школа № 3 является также инновационной площадкой Сургутского района по работе с детьми с ОВЗ и стажировочной площадкой для Югорских педагогов.