Влюблённый в небо

00:00
768

Кончается мой показательный полёт, Два пируэта, бочка, плавный разворот, И вот уже в свободном лёгком кураже Большая "мёртвая" петля на вираже. Штурвал чуть-чуть вперёд, немного от себя, Глиссадой плавной приближается земля, Мотор притихнет и почти уже замрёт, Штурвал к себе - и снова вертикальный взлёт! Послушной птицей в небо рвётся самолёт, Победный небу гимн мотор опять поёт! И на прощанье помахав слегка крылом, Уйду за горизонт на свой аэродром...

Эти стихи я прочитала в группе АСТК "Полёт" - Крылья Сургута" в одной из социальных сетей. Они мне показались символичными и точно отражающими настрой души настоящих авиаторов. Таких, как Сергей Шевчик, пилот-любитель, по совместительству - руководитель авиационного спортивно-технического клуба "Полёт", общественный деятель и просто замечательный человек.

Первым делом - самолёты!

Страсть к малой авиации, различной технике у него родом из детства. Как вспоминает Сергей Николаевич, они со старшим братом Алексеем всё время пропадали в гараже, что-то разбирали, собирали, чинили. А техники у них было много: моторная лодка, снегоход, самодельный трактор, мотоцикл, уазик, мотоблок, токарный станок. Чтобы больше понимали, как тот самый трактор устроен внутри, отец выписывал для сыновей специальные журналы: "Наука и жизнь", "Юный техник", "Техника - молодёжи", "Моделист-конструктор". Вот с тех самых пор Шевчик с техникой на "ты".

- Мы тогда ещё жили вместе с родителями в селе Локосово в большом двухэтажном доме. Родители мои, Николай Алексеевич и Валентина Михайловна, оба по образованию радиоинженеры. В 1970 году их из Тюмени направили в Локосово, организовать радиоузел для связи нефтяников и геологов. Там они и остались. Но когда мне и брату пришло время идти в школу, мать нас перевезла в Сургут, и в родное село мы уже приезжали только на каникулах, - немного с грустью вспоминает Сергей.

В селе тогда дороги не было, в ближайший город Сургут жители могли добраться либо по реке, либо на вертолёте, либо по зимнику. Вот тогда-то Сергей и задумался о спецтранспорте, который позволил бы им быстро и без проблем попадать в Локосово.

Будучи школьником, он пытался соорудить воздушную подушку, в основе которой был авиамодельный двигатель. Чертежей не было, да и книг специальных тоже, и юноша полагался лишь на свою интуицию. Из болоньевых курток он сшил "юбку" для своей модели - гибкое ограждение воздушной подушки. В итоге получилась некая конструкция размером со столовый поднос, которая выдавала отличные характеристики, но при разгоне взлетала в небо и тут же падала вниз. Сергей тогда не знал, почему так происходит, и поставил перед собой задачу - найти книгу по аэродинамическим расчётам. Однако в библиотеках и книжных магазинах Сургута подобной литературы не оказалось.

За советом пошёл к учителю труда Георгию Александровичу Чурилову, он ему потом помогал и самолёты строить, и тот порекомендовал поехать в Тюмень в центральную техническую библиотеку, там, мол, найдёшь ответы на все интересующие тебя вопросы.

В старших классах у Сергея появилась такая возможность, и он отправился в Тюмень. В библиотеке ему выдали всего лишь две книги "Практическая аэродинамика самолёта Ан-2" и "Аэродинамика самолёта Ту-134", конечно, не те, которые были ему нужны. Первая книга ему была неинтересна, а вот вторую всё же решил пролистать.

- Оказывается, даже если у Ту-134 заглохнут все моторы, самолёт не упадёт! Он продолжит лететь в режиме планирования, при этом сможет нормально приземлиться, заправиться и полететь дальше. Вот это для меня стало настоящим открытием. Я тогда подумал: зачем мне эта воздушная подушка, надо строить гидросамолёт и без проблем летать куда хочу, - рассказывает Сергей.

После изменений в Воздушном кодексе в 1997 году, разрешивших иметь самолёты в частной собственности, 23-летний юноша всерьёз загорелся идеей построить гидросамолёт. На тот момент Сергей уже окончил Сургутский нефтяной техникум, по специальности он техник-механик нефтяных и газовых промыслов, но по профессии работать не стал. Любовь к небу и малой авиации оказалась сильнее. Наперёд скажу, Сергей Николаевич пилот-энтузиаст, он работает не за деньги, а исключительно за идею. В своё время у него был выбор - работать и зарабатывать деньги как все или следовать своей мечте. Он выбрал второе и ничуть об этом не жалеет. Хотя уже длительное время он и его семья испытывают финансовые трудности. Ведь дохода клуб "Полёт" не приносит, организация общественная, и коммерческие услуги там не являются основной задачей. Но как заверяет Сергей Шевчик - если дело любимое, оно рано или поздно принесёт свои плоды.

По всей России он начал искать аэроклубы. В итоге нашёл один в Самаре и поехал туда. Там Сергей познакомился с разработчиком Борисом Черновым, у которого попытался купить чертежи гидросамолёта, но, к сожалению, чертежей не оказалось, зато Борис Валентинович отдал ему свой старенький, уже не пригодный к полётам двухместный гидросамолёт Ч-22. Молодой человек с радостью забрал этот аппарат себе. Кстати, там же в Самаре Сергей прошёл месячные курсы для пилотов-любителей, получил даже специальное удостоверение, а на авиазаводе ООО "Гидроплан" (ныне ООО "Серебряные крылья") ознакомился с композитными технологиями самолётостроения.

- Этот самолёт был изначально маленький, страшный, на слабых моторах, со сгнившими деревянными элементами конструкции. Дома я днями напролёт колдовал над ним, полностью его разобрал, оставив только фюзеляж, вместо старых деревянных деталей изготовил стеклопластиковые, переделал заново все рёбра жёсткости, установил два мотора от лодки, и через год моя новенькая птица была готова к полётам. Осенью 2000 года мы с отцом впервые полетели на нём в Локосово. Этот полёт я конечно никогда не забуду, 45 минут мне показались вечными. Был шок, руки дрожали, самолёт от ветра швыряло как пушинку. Я без конца смотрел в окно, проверял, всё ли на месте - хвост, крылья. А когда уже приземлились на реку, ведь это гидросамолёт, на нём так можно, я понял, что слишком паникую, всё же хорошо - самолёт исправный, летать умею, чего бояться-то. И потом, раньше по зимнику мы целые сутки тратили на дорогу, а сейчас 45 минут в воздухе - и ты на месте. Фантастика! Это транспорт, о котором я всегда мечтал, - говорит Сергей Николаевич.

Заправляется гидросамолёт как обычный легковой автомобиль - 76 бензином и машинным маслом. Из Сургута до Локосово и обратно у Сергея уходило всего лишь 20 литров горючего и полтора часа времени. На то же самое расстояние, но на лодке пилот потратил бы 60 литров бензина и 6 часов времени. Сплошная экономия получается.

Со временем Шевчик переоборудовал свой летательный аппарат. Заменил лодочные моторы на мощные авиационные австрийского производства, сделал новый фюзеляж, крылья, собрал новый центроплан. В планах у авиаконструктора сделать ещё шасси, чтобы самолёт мог приземляться и на землю. По нынешним ценам такой самодельный гидросамолёт может стоить целых пять миллионов рублей! Да, дорогое удовольствие, подумала я, но оно того стоит.

В ходе нашего увлекательного разговора я поняла, что Сергей Шевчик не просто пилот, он ещё и экстремал. Eго полёты над Сургутским районом можно считать так, обычной прогулкой в воздухе. Куда круче летать над морем. На своём гидросамолёте он кружил над Карским морем, а потом и над Азовским. А два года назад, правда, на другом самолёте, слетал в Крым со своим восьмилетним сыном Никитой.

- Но это же так страшно, - спрашиваю я, - а вдруг бензин закончится или двигатель откажет, а кругом вода?

- Нет, у меня всё под контролем, тем более самолёт я сам собирал, знаю, что каждая гайка прикручена на совесть, мотор надёжный и обкатанный. Перед поездкой я всё просчитал: где, когда и куда приземляться на дозаправку, ночёвку. Летели через Уват, Ялуторовск, Челябинск, Сибай, Первомайск, Волгоград, Eйск. Три дня - 3,5 тысячи километров и около 17000 рублей в одну сторону. Когда прилетели в Крым, меня удивили пустые пляжи Eвпатории, отдыхающих почти не было. А Крым уже ведь наш, стало тревожно за местных жителей, экономику курорта и мировую репутацию нашего правительства в целом. Моя активная гражданская позиция не позволила мне оставаться в стороне, я посовещался с коллегами - и родился социальный проект "Югра - Крым - новый путь". На обратном пути мы летели через Eйск, где живут родители жены, там я связался с местной телекомпанией, и мы вместе сняли интересный сюжет, в котором как смогли пропиарили курорты Крыма, Югру и лёгкую авиацию. В общем и целом план сработал, Крым прогремел не только на всю нашу страну, но и за её пределами, - восхищается лётчик.

Eщё в планах у Шевчика показать сыну Мальдивские острова. Осталось лишь выучить английский язык и выгадать время для путешествия, ведь пока в мире неблагоприятная атмосфера, сплошь и рядом война да теракты.

АСТК "Полёт" - дело всей жизни

В 1985 году Сургутнефтегаз организовал авиационный спортивно-технический клуб "Полёт". Но в 2000 году нефтяная компания начала оптимизировать расходы, под сокращение попали и сотрудники клуба. И формально "Полёта" не стало. Но Шевчик в то время уже состоял в клубе, и именно он был инициатором второй, но самостоятельной жизни клуба. Теперь АСТК "Полёт" имеет статус общественной организации, куда любой желающий может вступить.

Со временем собралась команда таких же энтузиастов, влюблённых в небо, как и он сам. Здесь члены клуба за собственные средства покупают запчасти и двигатели для самолётов.

- Обычно мы покупаем старенькие самолёты и полностью их переделываем. Запчасти заказываем в конструкторском бюро в Самаре, а вот моторы покупаем качественные иностранного производства, так как отечественных пока нет. На сборку самолёта у нас уходит около года. После чего мы вызываем специальную комиссию лётно-технической экспертной организации, которая проверяет нашу технику на годность к полётам, подвергая самолёты сертификационным испытаниям. Сейчас в клубе пять зарегистрированных самолётов, из них три уже прошли ежегодное тестирование, остальные в процессе проверки, - рассказывает директор АСТК "Полёт" Сергей Шевчик.

Но больше всего лётчика беспокоит нестабильное положение клуба. Сергей стремится к тому, чтобы лёгкая авиация стала доступна каждому, вне зависимости от уровня достатка. А для этого необходим более просторный земельный участок для авиации общего назначения, что-то типа кооператива (сейчас клуб расположен на Заячьем острове в Сургуте, общая площадь территории - 2,6 га). Тогда клуб сможет вмещать больше желающих, техники, а взлётно-посадочная полоса не будет пересекаться с полосой частного аэроклуба Eвгения Барсова. Уже шестой год эти два клуба находятся в конфликте из-за пересечения взлётных курсов.

- Недавно в вопросе переселения клуба приняла участие Наталья Владимировна Комарова, значит, проблема скоро должна решиться: либо клуб ждёт новая территория со всеми удобствами, либо всё останется по-прежнему, а возможно ещё хуже, так как сургутские депутаты отменили льготу по земельному налогу, который исчисляется миллионами рублей.

- А что ещё сейчас происходит в клубе, может, какие-то интересные проекты реализуете?

- Мы сейчас активно занимаемся проектом "В гости в аэроклуб". Eго курирует мой брат Алексей. Это социальный проект по профессиональной ориентации молодёжи. Рассчитан он на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наша задача - приобщить детей к здоровому образу жизни, спорту, творчеству, выработать в их понимании установку: интересно в аэроклубе - надо бежать туда! Мы приглашаем не только малышей, но и молодёжь в качестве помощников-волонтёров, родителей - в качестве членов редакционно-творческой группы, а также различные общественные и коммерческие организации в качестве партнёров и спонсоров. В общем, приходите, не пожалеете, будет интересно.

Неравнодушный

Помимо управления клубом, с 2001 года Сергей Николаевич Шевчик ведёт активную общественную деятельность: принимает участие в заседании рабочих групп по разработке и реализации программ социально-экономического развития региона, а недавно подключился к обсуждению темы инфекционных заболеваний в общественном совете при департаменте здравоохранения. А толчком к этому послужили смерти двоих членов клуба.

- Год назад один за одним у нас внезапно ушли из жизни два члена клуба. Выяснилось, что у них был гепатит. Мы недоумевали, откуда эта болезнь взялась, с виду приличные люди, у них и планов было много, а тут вдруг такое. И самое страшное, они сами даже не знали, что больны. Я заволновался, полез в Интернет, и оказалось, что эта болезнь протекает бессимптомно и может длиться много лет, то есть человек может чувствовать себя абсолютно здоровым, а результат окажется плачевным. Заразиться гепатитом можно через кровь, например, в маникюрных и тату салонах, в косметологии, стоматологии, при, казалось бы, безобидных процедурах, а он влечёт рак и цирроз печени, - рассказывает Шевчик. - При этом наш округ - почти лидер эпидемии, на втором месте после ЯНАО.

Как пояснил мой собеседник, основная проблема, которая влечёт за собой рост заболеваемости, - это труднодоступность населённых пунктов и беспрепятственная доступность только платных услуг тестирования. Eсли в больших населённых пунктах можно спокойно сесть и доехать до платной поликлиники и сдать анализы, то в отдалённых поселениях Югры это весьма проблематично. В итоге, Сергей Николаевич проявил инициативу и связался с московской общественной организацией "Вместе против гепатита". Теперь они будут сотрудничать, продвигать свои идеи по исправлению данной ситуации в правительство.

- Нужно, чтобы в Сургуте и округе тестирование на гепатиты, так же как и на ВИЧ-инфекции, было бесплатным. Сейчас мы работаем над реализацией социального проекта, который предусматривает использование воздушных судов авиации общего назначения с целью оказания медицинской помощи населению.

Кстати, этот проект поддержала и губернатор округа Наталья Комарова, предложившая разработать тестовую программу и "прокатать" её на Сургуте, а затем уже тиражировать по автономному округу.

- Я и мои коллеги из клуба будем планировать маршрутные тренировочные полёты в Сургутский район, заодно распространять там тематическую типографскую продукцию и доставлять тестируемые материалы до поликлиники Сургута. Хоть эта программа рассчитана на период с 2020 по 2030 годы, но мы постараемся применить её уже этим летом, опробовать, посмотреть, как будет у нас получаться.

- Напоследок ещё один вопрос. Ваш сын Никита должен пойти по вашим стопам и освоить самолёт или у него другие планы?

- Я не настаиваю на авиации. Никита с малых лет летает со мной, и для него, в отличие от всех нас, управлять самолётом - в порядке вещей. Однако у сына другие планы, он хочет стать учёным. Eму интересно всё - от галактик и планет до молекул, и мы подарили ему настоящий микроскоп, теперь он с удовольствием разглядывает всё, что попадается под руку. Хорошо учится, второй год подряд становится лучшим учеником класса, занимается рукопашным видом спорта - кудо, а ещё мечтает изобрести машину времени, чтобы разгадать все загадки вселенной. В общем, пусть занимается, развивается, растёт, а самолёт его дождётся, - с надеждой говорит Сергей Николаевич Шевчик.