Лариса Гергиева: «Лучше пусть поют»

00:00
765

Во время Пасхального фестиваля (7 мая), когда на сцене Сургутской филармонии артисты Мариинского театра давали оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» (лирические сценки в концертном исполнении), в перерыве между действиями мне удалось побеседовать с руководителем программы и концертмейстером, народной артисткой России Ларисой Гергиевой (как вы понимаете, сестрой маэстро Валерия Гергиева). Мне она была очень интересна как художественный руководитель академии молодых певцов Мариинки (см. «Вестник» № 19 от 9 мая и № 20 от 16 мая). Поразительно, сколько эти талантливые люди, брат и сестра, делают для культуры - и русской, и общемировой.

... Разглядеть драгоценную породу в необработанном камне гораздо проще, чем услышать голос и увидеть актёрские данные в ещё нераскрывшемся молодом артисте. Лариса Гергиева -чуткий педагог и концертмейстер, чья сложная и кропотливая работа в Академии молодых певцов состоит в том, чтобы увидеть, услышать и позволить раскрыться вокальному и актёрскому таланту начинающего артиста. Результат этой грандиозной и скрупулёзной работы ценят меломаны по всему миру: Мариинская труппа ассоциируется у всех, прежде всего, с прекрасными голосами.

Лариса Абисаловна Гергиева художественный руководитель не только Академии молодых певцов Мариинского театра, но и Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ). Она обладает выдающимися музыкальными и организаторскими качествами, является одним из лучших вокальных концертмейстеров с мировой известностью, директором и членом жюри многих престижных международных вокальных конкурсов. Среди её воспитанников - 96 лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов. Более 100 оперных постановок подготовила она для разных театров мира.

... Поскольку поводом для приезда Ларисы Абисаловны стал Пасхальный фестиваль, разговор я начала с вопроса, касающегося этой темы, а именно:

- Почему Сургут вошёл в состав счастливых городов, в которых проходит Пасхальный фестиваль?

- Ну а почему нет?.. Пасхальный фестиваль ездит по стране, постоянно расширяет свою географию, масштаб. И на сей раз, по-моему, более 50 российских городов, больших и малых, охватил. Это не может не радовать и очень впечатляет. Благодаря этому фестивалю жители небольших или очень отдалённых от Санкт-Петербурга и Москвы городов имеют возможность послушать концерт, оперу или какие-то редкие симфонические программы с нашим знаменитым оркестром. Или же камерные программы с удивительными произведениями - и малознакомыми, и хитами русской и западноевропейской музыки, что и произошло сейчас, когда мы ездили на Алтай, по городам Сибири с камерными программами, которыми я ведаю. Они очень большой вызывают интерес у любителей музыки, а молодым солистам позволяют знакомиться со страной. Я учу их петь одинаково хорошо, выкладываться, и в Париже, и в Лондоне, и, скажем, в Кемерово, Барнауле и Томске... В первую очередь - в нашей стране, для своего зрителя. В советское время, когда я была молодой, культурные связи между городами, республиками внимательно отслеживались государством. Артист просто обязан был ездить на гастроли, представлять свой театр или филармонию. Были очень интенсивные творческие связи. Потом долгое время ничего не проводилось. И сейчас театры с трудом находят возможность выезжать на гастроли. Слава Богу, что есть Пасхальный фестиваль, благодаря которому у зрителей, меломанов страны есть возможность послушать академическую музыку.

- В последнее время у нас, в Сургуте, культурная жизнь снова всколыхнулась благодаря открытию нового здания филармонии...

- Кстати, меня приятно удивляет то, в каком состоянии ваша филармония. В стране очень много филармоний полуразрушенных, в которых дела идут не так хорошо и внутри не так уютно. А у вас такое замечательное помещение!

- Как вам наш зритель?

- Зритель?! Зритель неплохой. Но бывает и горячей. Видимо, климат сказывается (смеётся).

- Лариса Абисаловна, как в целом, на ваш взгляд, воспринимают сегодня местные любители музыки оперное произведение?

- Мне кажется, настороженно. Может, не очень ещё подготовлен зритель к восприятию академической музыки. Надо с оперой больше знакомить, потому что есть определённые традиции. Например, где аплодировать, а где не нужно. Надо знать арии. Для этого ухо должно быть воспитано. Публику тоже надо воспитывать. Вывод один: как можно чаще привозить таких исполнителей, такую музыку, и, я думаю, всё будет хорошо.

- А город наш понравился?

- Я совершенно его не видела, потому что приехала ночью и еле успела выспаться... Надеюсь, что не последний раз я в Сургуте и у меня будет ещё время познакомиться с ним поближе. Когда приезжаешь в незнакомое место, хочется узнать, чем оно замечательно. Хотя судьба артиста такая, что не всегда удаётся это сделать. Но я стараюсь, есть города, которые ты знаешь. Например, если я везу своих артистов в Лондон, то говорю им, что нельзя не побывать там-то и там, даже если у нас всего один гастрольный день. Очень надеюсь, что у вас есть тоже такие достопримечательности, которые просто необходимо посмотреть. Поскольку теперь в орбиту Пасхального фестиваля включился Сургут, думаю, есть смысл планировать и в следующем году приезд сюда нашего театра с камерной программой.

- Лариса Абисаловна, вы ездите по всей нашей стране, да и по зарубежью, выискивая поющие «бриллианты», скажите, много ли в России красивых голосов?

- В России есть, да. Но надо заниматься с ними, шлифовать их, полировать. Надо очень многих ребят просто духовно развивать, приобщать к культуре вообще. Ну, наверное, призывать читать. Сейчас время не очень читающих молодых людей. Надо отрывать их от телефонов, компьютеров. Им следует много слушать. Как поют другие, как играют оркестры. Что пишут о музыке. Есть такие ребята, приезжают из провинции и сначала теряются в Петербурге, а потом хорошо осваиваются и многого достигают. Если трудолюбивые, если фанатично хотят стать певцами, то они находят своё место под солнцем. Но это адский труд. Это профессия, которая... от самого человека много зависит, но и очень много зависит от других: педагогов, дирижёров...

- И от удачи?

- Да. Помимо голоса и актёрских данных, надо ещё обладать харизмой и иметь стабильное здоровье. И быть уверенным в себе. А если этого нет, то профессионально вокалом заниматься не стоит, потому что конкуренцию не выдержать.

- Как вы считаете, важно ли вокалисту окончить высшее учебное заведение, связанное с музыкой?

- Есть случаи, когда у меня в академии занимались молодые люди и без специального образования. Один мальчик пришёл после окончания лётного училища, сейчас он ведущий солист нашего театра и поёт в нью-йоркском оперном театре «Метрополитен» часто. В академии пробыл несколько лет. А если окончили консерваторию, например, ещё лучше. Всё зависит от того, какой педагог. С педагогами тоже не так всё хорошо, как хотелось бы, не так много достойных.

- Портят голоса?

- Бывает и такое. Но, в принципе, многому человек учится сам. Надо только, чтобы был рядом тот, кто направит в нужное русло. На каком-то отрезке жизни надо очень плотно заниматься с талантливым педагогом. В то же время поющий какой-то век настал, все поют - и стар и млад, все берут уроки, даже частные. Но это хорошо. Пусть лучше поют. Приобщаются к прекрасному, нежели гоняют по улицам и чёрт-те чем занимаются. Я много езжу по стране, и мне удаётся встречать талантливых людей в глубинке, в провинциальных городах. И некоторые проходят определённый путь развития и становятся хорошими вокалистами, профессионалами настоящими.

- Могут ли стать великими артистами, певцами те, у кого вокальные данные не очень хорошие, а техника потрясающая?

- Нет-нет, они всегда проиграют тому, у кого природа. Да, можно научиться правильно петь, можно культурно петь, технично. Но если нет природных данных, рассчитывать особенно не на что.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: