Создать условия для развития

С 1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании», которым определены стандарты обучения не только школьников, но и воспитанников детских садов. О введении новых образовательных стандартов для дошкольников в Сургуте (этими же стандартами будут руководствоваться и педагоги Сургутского района) на пресс-конференции рассказала директор управления дошкольными образовательными учреждениями Сургута Ирина МУРАШОВА.

Главный период в жизни человека

Руководитель учреждения отметила, что вступившим в силу законом впервые в России дошкольное образование определено как уровень общего образования. Теперь, согласно документу, дошкольное образование состоит из двух составляющих. Первая - реализация собственно образовательных программ, вторая - присмотр и уход за детьми.

«Стандарт - это совокупность требований, которые должны соблюдаться при реализации программы, - объяснила Ирина Мурашова. - При этом он должен обеспечивать преемственность между дошкольным образованием и начальным. При разработке стандарта учитывалось, что период дошкольного детства - самый главный период в жизни человека, а ведущий вид деятельности у дошкольника - игра, то есть ребёнок познаёт мир только через игру. Теперь эти два пункта учтены в стандарте».

Сама программа разрабатывается на основе уже существующих. Ирина Мурашова призналась, что пока нет рекомендованной Министерством образования и науки и включённой в реестр программы, соответствующей ФГОС. Но работа в этом направлении ведётся.

По стандарту образовательная программа должна состоять из двух частей. Первая - обязательная, её необходимо будет выполнять всем педагогам на всей территории нашей страны. На реализацию этой части отводится 60 % времени, предусмотренного программой в целом. Чем занять детей в оставшиеся 40 % (вторая часть программы), педагоги каждого детского сада вместе с родителями будут решать сами. В некоторых учреждениях разработаны (и будут разрабатываться) две программы: для детей, не имеющих отклонений в развитии, и для детей с особыми возможностями здоровья.

Стандарт предъявляет определённые требования и к условиям реализации программы. «Среда, в которой находится ребёнок, должна быть развивающей, - говорит Ирина Мурашова. - Соответственно должен быть оптимальным и достаточным набор игр, игрушек, оборудования, которое позволит ребёнку реализовать весь свой потенциал в творчестве, в речевом развитии, двигательной активности». То есть, без современной и безопасной материально-технической базы никак не обойтись.

И, естественно, в документ входит пункт, касающийся диагностики. При этом Ирина Мурашова подчеркнула, что детям никакие оценки не ставятся, а диагностика нужна только для коррекции работы педагога. Существует ещё и психолого-педагогическая диагностика, но она проводится только с согласия родителей. Такое обследование позволяет определить, соответствует ли уровень развития ребёнка возрастной норме: насколько у малыша развиты память, мышление, речь, воображение и т.п.

В школу - в шесть или в восемь?

Согласно стандарту (который дошкольным определяет возраст от 3 до 8 лет), с 6 лет и 6 месяцев ребёнок может начать обучение в школе. «Программа в дошкольных учреждениях сформирована так, что каждый ребёнок, который не имеет проблем со здоровьем или каких-то отклонений личностного плана, способен к освоению дисциплин начального общего образования», - говорит Ирина Мурашова. При этом ФГОС допускает, что в детском саду осваивать образовательную программу могут дети до 8 лет. Но, в первую очередь, это те дошкольники, у которых есть определённые проблемы со здоровьем.

«В стандарте чётко сформулированы и целевые ориентиры, которые позволяют понять, что ребёнок к школе готов, - говорит директор управления ДОУ Сургута. - Ребёнок умеет определить замысел игры, включиться в эту игру, найти для себя роль в ней? Если да, то к школе он готов. Те родители, которые считают, что малыш перед поступлением в первый класс должен уметь читать, писать, считать, -заблуждаются, - говорит Ирина Мурашова. - Перед системой дошкольного образования никогда такие задачи не ставились».

НАША СПРАВКА

Переход на новый стандарт означает и необходимость переподготовки педагогов. Ведь воспитатель должен уметь «подобрать ключик» к каждому ребёнку, увидеть, понять, почувствовать каждого малыша. Для повышения профессиональной компетенции педагогов с декабря 2013 года в Сургуте реализуется культурно-просветительский проект «Самое важное» (руководитель Л.Д. Клейн, Москва).

00:00
355