Спасатель вам не таксист

В конце декабря исполнилось 23 года, как был создан Российский корпус спасателей. И вот уже 9 лет как на территории нашего большого, покрытого тайгой и болотами автономного округа есть учреждение «Центроспас-Югория». Спасатели и пожарные профессионально выполняют свой служебный долг, помогают людям в трудную минуту.

Казалось бы, рыбаки и охотники, жители Югры, должны радоваться, что пришло то время, когда при поломке техники или разгуле стихии, где-то на далёком зимнике, в глухой тайге или безлесной тундре, можно набрать номер спасателей и сообщить о своих трудностях. Это так помогает не чувствовать себя обречённым - знать, что положение не такое уж безвыходное. Но, видимо, правду говорят, что к хорошему быстро привыкают...

История, которую мы хотим вам рассказать, произошла в середине декабря. Вы знаете, что населённые пункты большинства районов автономного округа разбросаны на большие расстояния друг от друга, к тому же их разъединяют тундра, болота, а где-то и горные массивы. А дороги в районе, о котором идёт речь, как, впрочем, и во многих других районах округа, функционируют только в зимний период.

В половине седьмого вечера в региональный поисково-спасательный отряд учреждения «Центроспас-Югория» поступило сообщение о том, что в 15 км от городского поселения в болоте застряли два автомобиля. Помощи ждут три человека. Заявитель просил эвакуировать их, сообщив, что в баках осталось горючего на два часа работы двигателя, но при этом он с товарищами отказался от эвакуации на проезжавшем мимо в направлении населённого пункта вездеходном средстве. А ещё мужчина категорически отказывался оставить контактные данные и номер телефона, но на связь впоследствии выходил неоднократно. В одном из сеансов связи прозвучали нецензурные слова в адрес диспетчера отряда, а угроза учреждению сменилась вопросом: «Что у вас за служба такая, помочь не можете?»

Из разговора с заявителем выяснилось, что потерпевшие желают, чтобы за ними приехал снегоболотоход «ТРЭ-КОЛ» одного из зональных поисково-спасательных отрядов учреждения, который дислоцируется в населённом пункте, находящемся на расстоянии более 200 километров от места происшествия. Объяснения, что «ТРЭКОЛу» по зимнику ехать намного дольше, чем два часа, что эвакуация будет осуществляться в ближайший населённый пункт и техника придёт именно оттуда, не принесли ожидаемых результатов. Мужчина категорически отказывался от эвакуации в ближайший посёлок (не тот населённый пункт!), не согласились ехать на снегоходе с нартами (растрясёт). Никто не знает, как бы он и его спутники отреагировали на предложение эвакуироваться на пожарной автоцистерне (такое могло бы быть, если бы действовала переправа через реку). Идя навстречу заявителям, к ним направили более «комфортабельный» для данных дорог четырёхместный гусеничный вездеход. Узнав об этом из очередного сеанса связи, заявитель никак не отреагировал. А потом друзья просто отказались от эвакуации, демонстративно оставшись ждать, когда почистят зимник в нужном направлении.

Вы спросите, зачем мы вам об этом рассказали? Да затем, что, к большому сожалению, такие ситуации не редкость. Застрявшие на зимниках автомобилисты желают, чтобы их доставили вместе с «железным конём» в точку назначения. Но такого быть не может. При проведении аварийно-спасательных работ у спасателей одна, первоочередная обязанность - спасти людей всеми доступными способами. А доставка клиентов в место назначения по их требованию - это обязанности служб такси или тех, что могут прислать эвакуаторы и манипуляторы. Такие капризы могут иметь тяжёлые последствия для людей, действительно попавших в беду, которым нет разницы, откуда придёт помощь, которым промедление спасателей может стоить жизни. Подумайте об этом, путешественники, желающие комфорта!

Информационно-аналитический отдел КУ ХМАО - Югры «Центроспас-Югория».

00:00
445