Такая современная классика

Восемь удивительных июньских вечеров подарил сургутянам один из старейших театров России - Государственный академический Малый театр, который привёз в город четыре лучшие постановки из своего репертуара: «Горе от ума» Грибоедова; «Правда хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы» - Островского; «Свадьба, свадьба, свадьба!» по водевилям Чехова.

Алексей Двоеглазов

Юрий Соломин и Людмила Полякова на пресс-конференции.
Автор фото: Алексей Двоеглазов

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Отрадно, что в Сургуте есть теперь добротное здание с хорошим зрительным залом и сценой, позволяющей играть не антрепризы, а полноценные спектакли известных театров страны. И жители нашего далёкого от столицы города и района имеют уникальную возможность соприкоснуться с настоящим искусством. Очень важно, что первым репертуарным театром, обновившим сцену сургутской филармонии, стал именно Малый, славный своими традициями, уходящими вглубь веков. Этот российский театр образован ещё в 1756 году указом императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшем рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...». Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при Московском университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.

Расцвет актёрского искусства Малого театра теснейшим образом связан с блестящим взлётом русской драматургии XIX века. 50-60-е годы позапрошлого века - это новый этап в становлении русского актёра и русской драматургии. И именно творчество А.Н. Островского стало тем «литературным материалом», который позволил раскрыть новые качества искусства актёров. Островский дал театру слово, которого в большинстве не знал прежний театр, он принёс язык, который оформлял чувства изображаемых героев. Пьесы жизни Островского словно открыли в театральном искусстве те вечные, постоянные начала, что до сих пор живут в Малом. Островского играли несколько поколений актёров театра: Ермолова, Ленский, Михаил и Ольга Садовские. Его пьесы всегда составляли основу репертуара Малого.

В прошлом году театр открыл 257-й творческий сезон! В Москве сегодня спектакли идут на двух площадках (в 1995 году был открыт после ремонта филиал Малого театра на улице Большая Ордынка) при полных зрительных залах.

Творческая жизнь театра по-прежнему плодотворна: в каждом сезоне появляется по нескольку новых спектаклей. Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния, он включён в список особо ценных культурных объектов страны.

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР?

Современная театральная культура немыслима без традиций Малого театра, без его постоянной опоры на классику и большое искусство актёра. Его цель - сохранить лучшее, оградить от разрушения сами принципы существования русского театра. И сегодня в его репертуаре классику играют блестяще.

О сохранении традиций, преемственности и многом другом шёл продолжительный разговор на пресс-конференции, предваряющей спектакли в Сургуте. На встрече с журналистами присутствовали народная артистка России Людмила Полякова, заслуженный артист России Глеб Подгородинский, молодая актриса Полина Долинская и, конечно же, народный артист СССР, художественный руководитель театра Юрий Соломин.

- Кто-то скажет: ну как же это так? Вы отстаёте от современного театра! А что такое современный театр? Мне пока никто из критиков на этот вопрос ответить не может, - сказал журналистам Юрий Соломин.

- Современный театр - это, когда классика, находясь в устах артистов на сцене, становится современной и «современные мысли нас куда-то ведут, мы куда-то идём. Но никто не знает, куда и зачем». Это слова из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Я бы мог процитировать персонажей «Ревизора», «Горе от ума», там тоже много современных высказываний. Причём, этот интеллигентный дипломат 18 века Грибоедов написал такое, что некоторые его изречения стали крылатыми, и их повторяют даже в глубинках, порой, и не зная, кто их автор.

Сохранение традиций - основная наша задача. Это непросто. Но у нас есть своя ниша в искусстве. И мы говорим так: да, мы вот такой старый театр со своими традициями. Кто хочет, попробуйте, заберите эту нишу! Мы никого не заставляем покупать билеты. У нас в репертуаре более 30 спектаклей, из них, по-моему, 1213 - по пьесам Островского... Мы подаём всё с уважением к зрителю, к его мыслям, к его чувствам. Многие спектакли идут в театре по 10-20 и более лет, но интерес публики к ним не ослабевает. И даже «Горе от ума», его поставил у нас современный талантливый режиссёр Сергей Женовач, тоже уже можно записать в долгожители - 13 лет! А «Недорослю» Фонвизина уже 30!..

Алексей Двоеглазов

Сцена из спектакля «Свадьба, свадьба, свадьба!»
Автор фото: Алексей Двоеглазов

Через Фонвизина, по словам Соломина, в театре прошло не одно поколение артистов, многие из которых - уже заслуженные. Сам Юрий Мефодьевич, придя в театр ещё студентом, застал там великих мастеров сцены, у которых многому научился. Например, он работал с замечательной трагической актрисой Верой Пашенной. Будучи студентом, он, в гриме негра, вывозил в коляске саму Александру Яблочкину в спектакле «Ярмарка тщеславия». И на всю жизнь запомнил слова Веры Пашенной о том, что артист должен так работать на сцене, чтобы чувствовать усталость, а, уходя со сцены, оставлять кусочек своего сердца зрителю. И он хранит эти традиции.

ЧУВСТВОВАТЬ ВРЕМЯ

Сегодня в Малом вместе со старейшими артистами полноправно работает молодёжь, которой, в отличие от прежних лет, доверяют играть и главные роли.

- У нас потрясающая молодёжь, - признаётся Людмила Полякова, - я её так люблю. Нам ужасно повезло в жизни, мы птенцы из одного гнезда. Традиции в нас закладываются ещё в училище имени Щепкина. И мы верны им всю жизнь.

Ставят в театре и современные пьесы, например, спектакль «Как обмануть государство», который одним названием привлекает зрителей, или «Последний срок» (по Распутину). Но таких постановок немного: по словам артистов, сегодня хороших пьес мало. Как заметила Людмила Полякова, Островский - самый современный драматург. Его творчество - энциклопедия русской жизни. К тому же ответы на вопросы современности, полагает она, можно найти в том же «Ревизоре». В постановке Малого - это 4 часа беспрерывного смеха, живой реакции - всё слышится, всё читается. Казалось бы, когда написано, а получается - о нашей жизни. «Что за народ, не успеешь поставить забор, как навалят мусора».

- Что такое современная манера игры, современный театр? - задала риторический вопрос Людмила Полякова. - Вот я абсолютно современный человек, современный по духу. Я чувствую время, я чувствую, что происходит. Поэтому беру тот материал, ту пьесу, которую чувствую. Вот сейчас мы выпустили спектакль «Дети Ванюшина», там трагическая тема - распада семьи - она мне близка, потому что я вижу, что происходит с нашими семьями сегодня, с домами, с детьми... Найдёнов - современный автор.

Алексей Двоеглазов

Сцена из спектакля «Горе от ума».
Автор фото: Алексей Двоеглазов

... В Сургут Малый театр привёз свои лучшие спектакли, спектакли-долгожители. Сургутяне смогли в полной мере насладиться блистательной игрой известных по фильмам прекрасных артистов, таких как Борис Невзоров и Людмила Полякова, которая была занята во всех постановках, кроме «Свадьба, свадьба, свадьба!», и сумела покорить сердца тех, кто, возможно, не был прежде её поклонником. А как, действительно, хороша молодёжь! Шквал аплодисментов, цветы - вот та малая толика благодарности, выраженной зрителем за полученную радость от встречи с настоящим театром! Браво, Малый театр!

00:00
390