Татьянино восхождение

00:00
1083

Спектакль «Он и она» столичного православного театра «Живая вода», приезжавшего с гастролями в Сургут в середине марта, явился откровением для зрителей. После того, как опустился занавес, было много желающих пообщаться с труппой во главе с художественным руководителем Ларисой Никулиной. Встреча надолго запомнилась её участникам своей доверительной атмосферой, взаимной признательностью публики и актёров. Особая гордость переполняла сердца сургутян оттого, что одна из участниц этого удивительного коллектива - наша землячка Татьяна Пашкова. А я была горда ещё больше - она районная, из посёлка ГПЗ, и это, конечно, был повод для новой встречи.

- Ровно двадцать лет назад стояла я на этой сцене в Доме культуры «Камертон» в качестве победительницы в конкурсе юных вокалистов «АТАС», - призналась взволнованная воспоминанием Татьяна.

Символично, что она снова оказалась на той сцене, с которой и начался её творческий путь - восхождение. Сегодня Татьяна Пашкова незаменимый человек в московском театре - одном из тех немногих, в репертуаре которого есть постановки, затрагивающие важные духовно-нравственные темы: любви, семьи, православной веры, выбора жизненного пути... Театр, где она успешно реализует свой талант - певицы, актрисы, сценариста, режиссёра!

Бытует устойчивое мнение, что нынешняя молодёжь, да и поколение чуть старше, к которому принадлежит Татьяна, больше деградирует, чем тянется к высшей цели. Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, временности всего происходящего. Судьба Тани Пашковой доказывает, что «племя младое» не потеряно окончательно, что есть в нём живые ростки. Её путь - это тернистая дорога к духовному началу в себе.

Так складывалось, что постепенно шло её воцерковление. На первой исповеди батюшка сказал: «Ты же певица, и режиссёрское у тебя образование есть, ну вот и служи Богу своими дарами». Она спросила: как?.. на клиросе петь? А он задумчиво ответил: «Не знаю, может быть, театр... » Театр и служение Богу?.. Как это возможно?! Тане эти две вещи казались несовместимыми. Но года через три после этого разговора она оказалась в православном театре, где её знания, устремления, её понимание профессии - всё сошлось в одной точке. Где Таня встретила людей, которые так же, как и она, пробирались к себе разными тропами - через какие-то проекты, через ошибки... В театре, который десять лет назад батюшка благословил.

Хочется понять, откуда в этой девочке, выросшей в маленьком посёлке, где даже и школы-то не было, в семье, где родители трудились на газоперерабатывающем заводе: мать оператором, отец слесарем, - откуда в ней это острое желание охватить многое?! Стремление идти вперёд? На примере Таниной жизни можно увидеть, какую огромную роль в становлении личности играет семья. Те способности, которые были у неё в зародыше, благодаря любви матери и её мечте вырвать ребёнка из плена обыденности, проросли и дали свои плоды. Материнская вера помогала Татьяне развиваться и расти, Тамара Ильинична и сегодня является источником её вдохновения, недаром сольная программа Татьяны называется «Дорога домой».

Творческие наклонности проявились у Тани рано. Пела она, кажется, всегда, сколько себя помнит, и везде. Дома, во дворе и даже в автобусе по дороге в школу или в Сургут, куда ездили с мамой по делам или отдыхать в парк, где можно было покататься на каруселях. Таня сидела у окна, глядела на уплывающие вдаль мохнатые лапы сосен и пела разные песни, начиная от «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко...» до какого-нибудь взрослого хита. И не стеснялась никого, а пассажиры слушали, и им нравилось. Мама эти «дорожные» концерты поощряла.

По воспоминаниям Тани, в детстве ей была дана полная свобода самовыражения. Мать разрешала ей делать дома всё, что она захочет, какую угодно перестановку, лишь с одним условием: к их с отцом возвращению всё должно стоять на своих местах, чтобы и намёка не было на то, что здесь происходило. и она с подругами в отсутствие родителей превращала свою квартиру то в больницу, то в школу или магазин... Все возможные профессии они в своём детстве проиграли, становясь то врачами, то учителями, то продавцами. Причём, старались, чтобы всё было «по-настоящему», родители им в этом помогали. Тамара Ильинична договаривалась с медсестрой и приносила коробки жестяные со шприцами, а Юрий Николаевич мастерил металлическую полочку со стеклом, чтобы звук предметов, когда их ставишь, был такой же, как в настоящих медицинских кабинетах. А для игры в школу отец делал доску, на которой можно было писать мелом. Девчонки сами организовывали пространство, в котором жили целый день: сдвигали шкафы, столы ставили как парты... вот уж где включались фантазия и воображение!..

- Мама мудро воспитывала меня, - признаётся Татьяна. -Всегда настраивала на то, что надо быть хорошим человеком и относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Основные общечеловеческие понятия она в меня заложила. Мама сама очень добрый человек, и её пример, то, как она поступала в определённых ситуациях, он, наверное, и был самым главным моим воспитателем. Мама говорила: «Я очень хочу, чтобы ты как-то красиво жила! Чтобы тебя окружали интересные люди». У неё всегда было желание немножко приподнять меня. Я думаю, благодаря её материнской молитве и происходит всё хорошее в моей жизни.

А ещё в этом небольшом населённом пункте Сургутского района был Дом культуры, директор которого Любовь Николаевна Львович старалась хоть как-то приобщить ребятишек к миру искусства, культуре, привить им чувство прекрасного. И её муж, Николай Борисович, работавший в профкоме завода, содействовал этому. Дети занимались танцами, шили костюмы, участвовали в мероприятиях. и гитару Таня впервые взяла в руки в этих стенах. Она до сих пор вспоминает чету Львович с благодарностью и теплом.

Однажды Таня увидела по телевизору программу «Утренняя звезда», и ей очень захотелось в ней поучаствовать. К тому времени она уже прилично играла на гитаре и пела собственные песни, сочинённые под влиянием первой любви. За плечами были и походы летние, и Грушинский фестиваль, хотя и в качестве зрителя, и была уже тяга к исполнительству. На «Утреннюю звезду» девушке не суждено было попасть, а вот другая программа, похожая на ту, что на Первом канале, но местного разлива, не прошла мимо неё.

О том, что в Сургуте, в ДК «Камертон», проходит очередной этап конкурса «АТАС», Таня узнала случайно. и сразу же почувствовала: надо ехать. Немедленно. Об этом сказала старшему брату Олегу (он, кстати, тоже работает на ГПЗ), тот отговаривал, было поздно, и автобусы уже не ходили. Но она настояла на своём! и много позже поняла, что это была одна из тех судьбоносных минут в жизни, когда настолько переполняет чувство, что если ты не сделаешь сейчас, то умрёшь на месте.

Они вышли с братом на дорогу и стали голосовать. Никто не остановился, кроме одного «КАМАЗа». Сидя в высокой его кабине, девушка ощущала себя королевой на троне. Когда приехали, оказалось, что первый тур уже прошёл, и на второй ребят отобрали. Но всё-таки девушку послушали, она спела несколько своих песен, и её взяли, нарушив правила. И не зря! именно она стала победительницей конкурса! С песней «Мелодия любви», которую пела в финале, Татьяна выступала в разных городах Югры, на праздничных газпромовских вечерах. Потом её направили учиться от Газпрома в училище им. Гнесиных на отделение «эстрадно-джазовый вокал», по окончании которого Татьяна пыталась в шоу-бизнес как-то пробиться. А почему бы и нет?! Образование позволяло, да и Газпром снова помог: выделил средства для записи собственного диска.

- Но так удивительно сложилось, я думаю, это Божий промысел, - делится со мной Татьяна. - Дальше уже не было от предприятия поддержки, а шоу-бизнес - место, куда надо постоянно «вливать»... В итоге, окунувшись туда, я поняла, что это настолько мне не близко, настолько не по характеру моему, не по моему мировоззрению. Это иной мир, о котором я даже судить не берусь. У каждого дорога своя. И в шоу-бизнесе много людей, которые приходят к Богу, активно занимаются благотворительностью, не афишируя этого. Но в целом сама система взаимоотношений, система работы там мне не по душе.

Помыкалась Татьяна года два, потом решила, что не стоит терять времени даром, и пошла учиться на режиссёра театрализованных представлений и шоу-программ в университет культуры и искусств в Химках, куда набор уже шёл. и опять проявила решимость и расторопность: быстро собрала нужные документы и поступила на заочное отделение. Как считает Татьяна, ей несказанно повезло, потому что оказалась в классе педагога, который окончил ГиТиС и был художественным руководителем театра «Вернисаж» в Москве.

Татьяна сама оплачивала съёмную квартиру и обучение, и ей приходилось добывать средства к существованию. Во-первых, её приглашали на концерты, поскольку в определённых кругах успели познакомиться с её пением. А ещё по субботам она подрабатывала в одной фирме, из-за чего пропускала занятия. и однажды худрук сказал: надо научиться чем-то жертвовать, если хочешь чего-то добиться. Она ушла из фирмы, и всё как-то устроилось. Уже на 4 курсе её пригласили в концертный дом «Россия», где до его закрытия Таня успела поучаствовать в качестве режиссёра-постановщика и сценариста пяти постановок в большой сложившейся команде. Её дипломная работа - концерт-реквием после трагедии в Беслане - была сделана там же. Концерт показали на Первом канале, ей удалось его посмотреть по телевизору. Эта работа перевернула её мировосприятие.

- Я стала понимать, что профессия моя может служить высоким идеям. Она, с одной стороны, как инструмент, которым можно лишь примитивно развлекать людей, а можно средствами искусства, театра и даже концерта говорить об очень глубоких вещах. Тогда я впервые серьёзно задумалась о том, что моя профессия -не просто развлечение, она может быть сильнейшим оружием в борьбе за сердца людей.

Таким оружием и стал для Татьяны православный театр, где, по её мнению, случайных людей нет. Руководитель театра Лариса Никулина имеет два высших театральных образования, одно из них она получила в Саратовском театральном училище, которое в своё время окончил Олег Табаков и многие другие выдающиеся театральные деятели. Педагогом по актёрскому мастерству у Ларисы была Мария Осиповна Кнебель - актриса, режиссёр, педагог и ученица самого Константина Сергеевича Станиславского - основателя системы актёрского мастерства, по которой учатся во всём мире. То есть, прямая веточка в её неискажённом виде.

Когда Станиславский и Немирович-Данченко задумывали свой театр, они трое суток сидели и обсуждали всё до мелочей, в том числе и вопросы духовно-нравственного облика состава труппы. И это было очень важно. Вот и актёры театра «Живая вода» понимают, что на сцене зрители видят верхушку айсберга, основанием которого являются взаимоотношения за кулисами. Жизнь вне театра - общение, чаепития, совместные поездки, взаимовыручка, - зрителям не видна, но она напитывает артистов той светлой энергией, которая даёт посыл в зал, подкупает своей искренностью. И очень важно, что сейчас, когда огромное информационное пространство носит в массе своей разрушающий характер, этот театр пытается дать свежий глоток живой воды. И у него получается воздействовать на любую аудиторию, в том числе молодёжную. Помимо искренности актёров, в спектаклях используются яркие точные выразительные средства. И заложенное там духовное начало идёт импульсами к зрителям, создавая особую атмосферу и всех в неё вовлекая.

С Ларисой Никулиной у Татьяны Пашковой творческий тандем. И спектакль, который они к нам привозили, и сольная программа Тани - всё создавалось в сотворчестве. Они начинают о чём-то рассуждать, слово за слово - и рождается целый спектакль, как будто бы из ничего. Вообще в коллективе, - а это более 50-ти талантливейших людей - артистов, музыкантов, режиссёров, - все участвуют в творческом процессе. В этом театре существует некая соборность - и в творчестве, и в отношениях друг к другу.

В репертуаре театра уже 12 программ на серьёзные, социально глубокие темы. И все они такого же плана - не назидательные, а музыкальные, доходчивые, сделанные на высоком художественном уровне. Тематику им подсказывают священники, уж они-то, исповедуя людей, зная их беды изнутри, явственно видят, чем заражено общество, какие глубинные процессы происходят в нём. Они и подсказывают: пора бить в колокола.

...С Таней Пашковой мы встретились ещё раз. Наша беседа была продолжительной и очень насыщенной. И насколько глубоким и тёплым человеком оказалась она!

- Что главное для вас в жизни? - поинтересовалась я.

- Быть на одной волне с Богом. Это не значит, что быть всегда в храме, а быть доброй с людьми, понимать, что ты сейчас созвучен со своей совестью. Совесть - это такое наследство. Она в каждом человеке заложена. Совесть, как та самая радиостанция, которую ты можешь и должен настраивать, потому что помех очень много - разного рода информация. Наверное, самая главная в моей жизни забота - держать этот передатчик в чистоте.

- Бывают минуты отчаяния?

- Нет. Бывают минуты какого-то сомнения, забывчивости того, что всё в руках Божьих и любая ситуация -тебе во благо. Вот это бывает. Иногда теряешь ориентир и начинаешь глубоко задумываться над тем, как решить ту или иную проблему. И забываешь, что нужно обратиться за помощью к Богу, и всё само наладится. Не внешние обстоятельства играют основную роль в жизни, важно твоё внутреннее состояние. Твоя настроенность. Вот говорят: я не в настроении. Или ещё есть слово такое - бесит. Человек открыто говорит, во власти каких сил он сейчас находится. Я, когда слышу это слово от своих друзей, стараюсь поправлять их, потому что слово - это живой организм. Нужно понимать, что всё, что мы произносим, имеет свою плоть. Оно воздействует на других и на твою жизнь. И поэтому я стараюсь такие состояния убирать и быть в нужном настроении. Не в настроении лихой радости или глухой печали, потому что это всё крайности, которые ничего хорошего не приносят ни тебе, ни окружающим людям. Стараюсь жить ровно - не безразлично, не равнодушно, а ровно. Это -как тёплая печь: и освещает, и греет, но не обжигает.

- Может ли человек быть счастливым, когда в мире столько зла?

- Каждый человек призван быть счастливым. А счастье - составление частей. Просто иногда мы эти части воспринимаем неправильно. Считаем, например, что квартира, машина, работа, когда дети не болеют - это части, которые составляют наше счастье. И забываем о том, что самая главная часть в этом комплексе - это слышать Бога. Потому что Бог - в каждом человеке. Сейчас, когда люди зациклились только на теле, происходит перекос. А если дух сильный, тогда и тело здоровое, и настроение хорошее, и вокруг всё образуется по-другому. Тогда ты и на все эти события прискорбные смотришь другими глазами. Соучаствуешь, но находишься в нужном состоянии духа, который ободряет не только тебя, а и людей. Как батюшка Серафим Саровский говорил: собой занимайся, себя настраивай на нужную волну, и тысячи вокруг тебя спасутся. Зло оно с человеком от начала мира, оно всегда было и будет. Невозможно уничтожить зло, потому что человек несёт его в себе... Если каждый начнёт заниматься своим внутренним миром, уделять ему должное внимание, то всё остальное само будет выправляться. Общество начнёт выздоравливать.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: