Понять пространство, в котором живёшь

00:00
1230

декабре 2012 года педагоги школ Сургутского района участвовали в ежегодном конкурсе «Учитель года». Его победителем на этот раз стала учитель иностранного языка из Белоярской школы №1 Елена Николаевна Тарас. И это отнюдь не удивительно: в этой школе уже сложившаяся традиция -участие педагогов в профессиональных конкурсах. С 1997 года Сургутский район на окружном уровне представляли 5 педагогов, Елене Николаевне предстоит пройти славным путём предшественников уже в апреле. От души пожелаем ей удачи!

...А наш разговор - с первым и пока единственным в районе победителем окружного конкурса «Учитель года-1999» Татьяной Петровной АНТИПОВОЙ о том, чем она жила всё это время, и какой струной отозвался конкурс в её сегодняшней педагогической жизни.

Вот здесь - стеллажи с краеведческой литературой, а вот и наши пособия, - старший методист Белоярской средней школы № 1, заслуженный учитель Российской Федерации Татьяна Антипова достает с полки в школьной библиотеке три книги. Все три - учебники-хрестоматии по региональной литературе для 5-го («Я слушаю землю»), 6-го («В диалоге культур») и 7-го («Из седых веков») классов. Они были изданы ещё в 2005 году; трудились над их созданием пять учителей-словесников, в том числе директор Белоярской СОШ № 1 Татьяна Соколова и Татьяна Антипова. «С этих учебников, появлению которых предшествовала многолетняя работа по сбору и обработке материала, и началось, собственно, внедрение регионального компонента в образовательное пространство школы», - поясняет Татьяна Антипова.

Что же такое «региональный компонент», зачем он нужен современному школьнику? Можно ли соединить краеведение и математику? И что даёт ученику внеурочная деятельность? Отвечая на эти и другие вопросы, Татьяна Антипова рассуждает о русском языке, национальной культуре и ценности гуманитарного образования сегодня.

«Я слушаю Землю»

- Сознание школьника можно сравнить с портфелем, заполненным отдельными файлами, - говорит Татьяна Антипова. - Мы, учителя, научили школьников раскладывать добытые знания по разным папкам, но не научили целостному осмыслению накопленного. Так почему же не попытаться собрать знания в общий «знаниевый» багаж?

Связующими элементами этого багажа и может стать, по мнению педагога, изучение региональной литературы и региональной культуры в целом.

С 2009 года Белоярская СОШ № 1 является школой-лабораторией окружного Института развития образования с темой научного исследования «Региональная составляющая в образовательном пространстве школы». В феврале этого года выпущено ещё одно - четвёртое - пособие для учеников 7 класса «Стерхи над Югрой» (восьмиклассники будут использовать учебник «Из седых веков»). В настоящий момент полностью переработана книга для 5 класса «Я слушаю Землю» (правда, она существует только в электронном варианте - на издание книги пока нет средств); с сентября прошлого года Татьяна Антипова в соавторстве с литераторами школы работает над учебником для девятиклассников, в котором осталось завершить четыре главы. Таким образом, в ближайшее время в школе будет создана полная методическая база для преподавания спецкурса «Литература и культурные традиции Обь-Иртышского Севера» (такой спецкурс ученики школы уже посещают). Базой для изучения стали культуры ханты и манси, сибирских татар и русских. Отмечу, что программа, на основе которой разрабатывались учебные пособия и спецкурс, была создана тем же коллективом авторов под научным руководством заведующего лабораторией культурной антропологии университета пед-мастерства в Санкт-Петербурге Олега Николаева.

- Дело в том, что региональная культура служит для каждого, кто живёт на той же, что и мы с вами, территории, определённой формой познания самого себя, - объясняет Татьяна Антипова. - Сейчас, когда чётких культурных ориентиров в обществе нет, надёжнее ориентироваться на традиции родного края. Но их ещё нужно сделать своими, нужно суметь войти в этот мир, научиться ориентироваться в нём.

Учитель русского языка и литературы признаётся: когда начиналась работа над учебными пособиями, педагоги сами открывали для себя много нового, ведь представления ханты и манси об окружающем мире коренным образом отличаются от представлений людей пришлых.

- Коренные северные народы до сих пор сохранили связь с природой, в которой всё - живое. Современный человек, тем более урбанист, полностью утратил эту связь. Кто-то, возможно, посчитает, что региональная литература недостойна изучения, - продолжает Татьяна Антипова. - Но я уверена, что в нашем округе, в том числе и в прошлом веке, созданы вполне качественные образцы. Взять, например, «И лун медлительных поток» Анны Коньковой и Геннадия Сазонова. Замечательное произведение, известное и за пределами Югры. А имена Еремея Айпина, Ювана Шесталова, Маргариты Ани-симковой, Сергея Козлова... Относиться к местной литературе уничижительно, пренебрежительно мы просто не имеем права. Ведь она - свидетельство того, что происходило и происходит на нашей территории. И с этой точки зрения она представляет ценность вообще для всей страны.

Пятиклассники первой школы, в режиме эксперимента перешедшие на Федеральный государственный образовательный стандарт, предусматривающий внеурочную деятельность (пока он введён во всех школах только в 1 - 2 классах), раз в неделю посещают «Литературную гостиную». Именно там они изучают литературу и культуру родного края. У шестых, седьмых и восьмых классов спецкурс преподаётся факультативно. Старшеклассники выполняют исследования по краеведению, работают в школьном Музее истории.

Воспитательная работа здесь также строится с учётом региональной составляющей. Краеведческий материал используют и преподаватели негуманитарных дисциплин. «Два учителя математики в нашей школе разрабатывают задачники на базе регионального материала. Региональный компонент используют учителя музыки, изобразительного искусства, физкультуры. Коллега-биолог разработала, к примеру, собственную программу на основе нашей. Час классного руководителя также нередко связан с краеведческой тематикой», - поясняет Татьяна Антипова.

«Из-под палки читать не заставишь»

- Нельзя жить в мире цифр, дат и понятий, жить можно только в мире смыслов, - говорит заслуженный учитель России. - Эти смыслы воплощены в вещах, которые нас окружают, ландшафте, поступках, словах, жестах. Поэтому важными становятся те пласты местной культурной истории, которые актуальны для существования человека в реальности. Это история нравов и обычаев, история хозяйства, промыслов и ремёсел, история вещей, история менталитета, история имён и фамилий, и так далее. И, конечно же, история литературы, в которой этот смысловой мир находит своё отражение в определённой художественной обработке.

К сожалению, сегодня гуманитарные предметы в целом уходят на второй план, их ценность в глазах детей падает, за исключением, разве что, английского языка. Школьники практически не читают или читают мало и неохотно. И никто уже не проливает слёз над страницами тургеневской «Муму» или повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Мир изменился. Но это не значит, что дети стали хуже. Просто нам, учителям, какие-то изменения нужно принять как данность, с которой нет смысла бороться, с чем-то можно и поспорить, а что-то необходимо обязательно требовать на уроках.

- Существует точка зрения, -продолжает Татьяна Антипова, - что современные школьники с трудом воспринимают классическую литературу. Поэтому крупные произведения классиков стоит изучать на примере каких-то значительных эпизодов, центральных, кульминационных, может быть, даже противоречивых. Таких, где раскрываются герои и их позиции. Возможно, это действительно выход, хотя с этим трудно смириться.

А вообще, конечно же, над словом надо работать буквально с начальной школы. Только работа со словом может привить любовь к чтению - другого пути нет. Не только на уроках русского языка и литературы нужно обращать внимание на правильное употребление и написание слов, но следить за грамотностью речи и на других дисциплинах. Не стоит отмахиваться и от Интернета, напротив, нужно использовать те возможности, которые он даёт. Ведь это отличный опыт поиска информации и работы с ней, безусловно, интересный для ребёнка. Да и на уроках в школе учитель может использовать и непосредственно текст, и презентацию, и фрагмент художественного фильма - сегодня это легко осуществить.

Чтение - это, конечно, труд души, и говорить о пользе такого труда для «души растущей» я не буду - она очевидна. Но могу сказать со всей ответственностью - если ребёнок не любит читать, в этом есть и наша, взрослых, вина. Из-под палки читать не заставишь, можно привить любовь к книге, только сделав её частью жизни маленького человека.

Да, сегодняшних школьников принято критиковать, но замыкаться на критике нельзя. Нужно просто искать адекватные современным детям технологии, учиться находить с ними общий язык. И, кстати, краеведение очень может в этом помочь, так как затрагивает близкие детям, почти осязаемые, «родные» понятия.

НАША СПРАВКА

Авторы пособия для 5 класса «Я слушаю Землю» - Татьяна Соколова, Татьяна Антипова, Валентина Турлакова, Асия Сагдеева и Татьяна Ярочкина в 2012 году стали дипломантами Всероссийского конкурса инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодёжи «Патриот России», им вручена серебряная медаль.

НАША СПРАВКА

Татьяна Петровна Антипова родилась 6 июля 1953 года в Краснодаре. С 1983 года живёт на Севере; до 2007 года преподавала русский язык и литературу в Белоярской СОШ № 1, сегодня она - старший методист школы. Татьяна Антипова - победитель конкурса «Учитель года ХМАО - Югры-1999», Заслуженный учитель РФ, мать четверых детей.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: