Тоска по живому слову

00:00
710

В современном мире есть что почитать и посмотреть. Прилавки книжных магазинов буквально завалены произведениями классиков отечественной и зарубежной литературы, наряду с которыми появляются всё новые имена современных авторов. Как не заблудиться в этом бескрайнем море попыток художественного осмысления действительности? Какие книги представляют собой настоящую художественную ценность, благотворно воздействуя на ум и сердце читателя, а какие - «ни уму, ни сердцу»?.. Какой-то маячок, какой-то путеводитель должен быть. Особенно для тех, кто не читал классику, у кого нет базы, для молодых людей, склонных читать всё подряд и ориентирующихся на острый сюжет, страшилки или клубничку, или ничего, кроме Твиттера, не читающих. Таким поводырём в идеале должен стать учитель литературы в школе, но, увы, настоящих Учителей литературы, словесников - единицы, причин чему много -уровень педвузовского образования последних лет, ЕГЭ, образовательные стандарты...

Алексей Бессмертных

Автор фото: Алексей Бессмертных

Возможны и другие варианты. Хорошо бы, например, чтобы кто-то очень умный и авторитетный высказал своё мнение о состоянии нынешней литературы и кинематографа. В Сургуте тоже и книжных магазинов, и библиотек достаточно, и фильмы есть где посмотреть, а вот обсудить их не с кем, нет своеобразного модератора беседы. И если уж соберутся, то хотят видеть известную личность, знатока, да ещё чтобы не наш, а столичный.

И вот когда заместитель директора Сургутской филармонии Анна Литвин пообщалась в Фейсбуке с известным журналистом, филологом, ведущим радио «Серебряный дождь» Леонидом Клейном, она поняла, что это именно тот человек, который нужен городу. Он и явился автором культурно-просветительского проекта «Волшебная гора», названного в честь «разговорного» романа Томаса Манна. Проекта, который представил Центр культурных инициатив «ПОРТ» 22 - 23 февраля. В эти дни сургутяне имели возможность, помимо вышеназванного светила журналистики, познакомиться с российской писательницей, литературоведом, критиком, лауреатом Бунинской премии Майей Кучерской.

Можно не приезжать, можно всё обсуждать в Интернете, да и радио, телевидение, сотовые - вся информация как на ладони. Но чем выше у нас цифровые технологии, чем лучше мы обеспечены оборудованием для прочтения, просмотра, тем больше тоскуют люди по живому разговору, и не только в Сургуте, в Москве - то же самое, сказал Леонид Клейн журналистам на брифинге. Сегодня люди хотят ходить на живые лекции, так, как это было до распада Советского Союза. Когда приходил лектор из общества «Знание» и просвещал людей по той или иной теме.

Но если книжки хоть как-то обсуждаются, хотя бы в школе на уроках литературы, то фильмы для массового зрителя - это просто развлечение, отдых. Большинство просмотров идут по разряду релакса. На самом деле, кино обладает своим особенным кинематографическим языком, который не каждый понимает. В Москве Клейн ведёт интеллектуальный киноклуб, куда в будни по вечерам приходят студенты, школьники, просто случайные люди и смотрят классику, а потом с удовольствием обсуждают, хотя не умеют анализировать текст, и путают искусство с жизнью, и далеко не всё знают, но как людям хочется выговориться!.. А площадок для этого практически нет.

Недавно Никита Михалков предложил, и Министерство культуры его поддержало, список из ста фильмов, рекомендованных россиянам к обязательному просмотру. И не случайно Леонид Клейн высказывается за эту идею, поскольку, будучи учителем литературы, а потом педагогом в вузе, он для своих учеников и студентов устраивал просмотры разных фильмов, по которым после они писали сочинения, эссе. Он считает, что есть фильмы, без которых молодой человек не может обойтись в жизни, фильмы, которые каждый должен посмотреть обязательно. Например, «Пролетая над гнездом кукушки» режиссёра Милоша Формана и «Римские каникулы» Уильяма Уайлера.

- Общаясь со студентами, я увидел, что молодое поколение не знает советских фильмов, классики, - сетует Леонид. - Это означает, что потеряна связь поколений. Как оказалось, фильм Эльдара Рязанова «Гараж» посмотрели всего два моих студента до нашего общего просмотра. А без этой картины невозможно себе представить советскую действительность определённого периода. Или вот «Мимино» Георгия Данелии, в начале обсуждения все говорили о нём как о лирической комедии, а в процессе разговора пришли к пониманию того, что, оказывается, это очень грустный, философский фильм о безысходности... Понятно, что человек выходит немножко другим после обсуждения. Советское кино - это очень важно, не потому, что оно советское, не в этом дело. А в том, что это наш культурный код. Есть фильмы, которые просмотрены миллионами людей, они и формируют русский национальный стандарт. И они должны передаваться из поколения в поколение.

В Сургутской филармонии был организован просмотр фильма «Стена» (экранизация знаменитого музыкального альбома группы «Пинк Флойд» режиссёра Алана Паркера) и его обсуждение - вместе с Леонидом Клейном зрители анализировали кинотекст, под его руководством учились разбираться в художественных приёмах и имели возможность попробовать себя в роли настоящих кинокритиков. На другой встрече с филологом разговор шёл о поэзии на примере лирики Земфиры. По его мнению, певица не просто пишет песни, она создаёт лирического героя со своим характером, привычками, вкусами, целями. Перед зрителями не ворох разрозненных текстов, а поэтический цикл, художественный мир. О том, каков он и как сотворён, и разговаривал Леонид с аудиторией.

Майя Кучерская свою главную задачу видит в том, чтобы научить сургутян, как не потратить время зря и не запутаться в огромном потоке книжных новинок. Как правильно выбирать книги, какие стоит читать, какие - нет, кто сегодня интересно пишет из недавно пришедших в литературу. Разговор про книги, считает она, не менее важен, чем разговор про кино. А уж кто лучше разбирается в книжных потоках, как не она, - игрок в этой большой литературной игре, человек, который ежедневно пишет, читает и несёт живое слово студентам.

Что происходит в современной литературе? Хорошая литература - это не про скандал, не про моду и не про раскрученность. Это про нашу жизнь, про наши переживания, душевные метания. Сама Майя Кучерская только что выпустила, по отзывам Леонида Клейна, прекрасный семейный роман «Тётя Мотя», действие которого происходит в наши дни в Москве. Это трудное чтение, требующее работы души.

- Прозаики рождаются позже, чем поэты, поскольку написание прозы требует труда и такой прозаической вещи, как знание жизни. Опыта сердечного, душевного, житейского - всякого, иначе ничего не получится. Можно быть замечательным стилистом, но это будет пустота, обёрнутая в красивую обложку. И это нормально, что прозаики появляются, когда им уже за... Их мало. У нас вообще мало хороших писателей, - поделилась Майя своими размышлениями с журналистами. -Это вообще большая тема: почему в русской литературе, имеющей традицию, имена, звучащие на мировом уровне, наступило авторское писательское оскудение. Я не думаю, что люди стали мало читать. Причин, на самом деле, много, в том числе и экономических, в частности, писателю по-прежнему, грубо говоря, не на что жить. У нас слишком разряжённая культурная атмосфера - ещё и поэтому. Существуют и другие причины, почему хороших писателей в России мало.

Майя Кучерская назвала лишь несколько имён современных писателей из тех, которых она считает величинами в литературе. Самое большое впечатление за последние два месяца на неё произвёл Евгений Водолазкин с романом «Лавр», роман «Оса» Владимира Маканина она считает золотым фондом литературы, а у Михаила Шишкина ощущение языка как симфонического оркестра... В этом ряду были названы Людмила Улицкая, Захар Прилепин...

Остальную литературу Майя относит к разряду нишевой, у каждого автора -определённая ниша. Тот, кто начинает читать её, потом не восприимчив к настоящей литературе. С этим утверждением лично я согласна частично. Мне думается, что нишевая литература не отобьёт охоту перечитать Толстого, Достоевского или Чехова у того, кто имеет определённую базу, кто начитан.

... Февральские встречи открыли цикл мероприятий проекта «Волшебная гора», который планируется реализовать в течение года. Результат этих встреч не пощупаешь руками, он - в создании определённой культурной среды, в которую, наверняка, будут втягиваться всё новые ряды молодёжи. И это важно, поскольку и зрителя, и читателя губит отсутствие рефлексии, отсутствие желания думать и обсуждать что-то. Чтение, как и просмотр фильма, требует интеллектуальной и духовной работы.

- Призвание человека в том, чтобы увеличивать количество любви на земле, и чтобы ему это понять, его надо воспитывать. Хорошее кино, хорошая литература воспитывает, - сказала Майя Кучерская. - Если вы хотя бы немного начнёте сострадать ближнему, мир уже станет лучше. Одна из задач литературы - придвинуть человека к добру. Это и есть результат подобных разговоров и обсуждений.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: