Театр - это праздник

то такое театр? Театр - это радость, театр - это праздник, театр - это жизнь. Знакомство с театральной деятельностью начинается в раннем детстве и находит выражение в постановках по мотивам русских народных сказок. Найдётся ли ребёнок, равнодушный к сказке?! Дети обожают их, а взрослые всячески потакают им в этом пристрастии. Детский сад - прекрасное место для погружения в мир сказок и чудес, перевоплощений в принцесс, магов и чародеев.

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как люблю его я...» - спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убеждённый в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нём?

Ему принадлежит особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребёнка как личности. Каждому ребёнку театр может предстать в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого он выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Обе роли (и зрителя, и актёра) для детей значимы. И не случайно театрализованная деятельность в виде занятий в театрально-игровой студии «В гостях у сказки» прочно вошла в жизнь белоярского детского сада «Сибирячок» и стала её неотъемлемой частью. Множество театральных постановок по мотивам сказок поставлено, таких как «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «С Новым годом, теремок!», «Золушка». Ежегодно ко Дню театра, в апреле, ребята подготовительных и старших групп готовятся к показу спектакля на сцене посёлка и занимают призовые места в фестивале театральных коллективов «Премьера».

Для меня, как для «режиссёра юных актёров», основной целью работы является развитие эмоционально-чувственной сферы посредством театрализованной деятельности с целью личностного развития ребёнка. И здесь мои задачи - вызвать интерес к театрализованной деятельности, научить глубоко чувствовать события жизни, сформировать желание выступать вместе с коллективом сверстников, выстраивая взаимоотношения с партнёром. Побуждать к импровизации и созданию выразительных образов с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (интонации, мимики, жестов). Способствовать формированию знаний ребёнка о его внутреннем мире, желаниях и интересах. Научить детей видеть прекрасное в жизни людей, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Вызвать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги. Знакомить детей с видами театров, театральными профессиями, развивать творческие способности детей.

еатрализованная деятельность не только позволяет решать воспитательно-образовательные задачи, но и сохраняет эмоциональный комфорт детей. Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у них появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Ни для кого не секрет желание современных родителей, чтобы их дети, заканчивая детский сад и поступая в школу, умели читать и писать. Но разве это самое важное? Пусть для ребёнка его путеводной звездой в школьные годы будет умение свободно общаться в коллективе, с лёгкостью заводить себе друзей, проявлять сочувствие, быть доброжелательным.

Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития: играя роль, ребёнок эмоционально переживает поступки своего персонажа. Работа над ролью учит ребёнка самостоятельно мыслить, развивает речь, обогащает её образными выражениями, формирует коммуникативные навыки. Искусство перевоплощения помогает кропотливо работать над интонационной выразительностью речи, характером движений, мимикой. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что так же важно для их социального развития. Школа научит читать, писать и многому другому, но поверьте, что опыт, приобретённый детьми в детском саду, в театральной студии, не пройдёт даром, не останется незамеченным.

Знакомство с театральной студией детского сада начинается с разнообразных видов театра: настольный (плоскостные и объёмные фигуры персонажей), на фланелеграфе и теневой, театр Петрушки или бибабо (перчаточные куклы), куклы-марионетки и многое другое. Театральные постановки требуют костюмов и декораций, специализированных помещений - костюмерной. Дети имеют возможность принимать активное участие не только в постановке спектакля, но и процессе оформления сцены, подготовке декораций. Здесь происходит знакомство с творчеством модельеров, декораторов, художников. У гримёрного столика задерживаются и девочки, и мальчики, можно не только примерить на себя маску, очки или парик, но и перевоплотиться до неузнаваемости, нанести на лицо грим.

Успешное овладение детьми театрализованной деятельностью зависит от заинтересованности родителей. Опираясь на историю отечественной и зарубежной литературы, можно отметить, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. В воспоминаниях выдающихся учёных, писателей, поэтов, художников мы находим много добрых слов в адрес родителей, родных и близких, которые приобщили их в детстве к этому прекрасному виду искусства. Проводимая мною работа позволяет не только привлечь родителей к процессу изготовления костюмов, декораций, реквизита, но и к исполнению ролей в спектаклях, что является причиной желания родителей с радостью вести своих детей в наш детский сад.

Детский сад - практически второй дом для его сотрудников и детей, а дом в первую очередь ассоциируется с уютом, теплом, красивой и не похожей ни на что другое обстановкой.

К сожалению, в настоящее время в массовой практике дошкольных образовательных учреждений театрализованная деятельность остаётся Золушкой, и её судьба, как от злой мачехи, зависит от желания и интересов педагога. Только учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, мы сможем помочь Золушке в педагогике стать принцессой. Если вы помните сказку о Золушке, то стать принцессой ей помогла добрая Фея. В дошкольном учреждении эта роль может и должна быть возложена на воспитателя. Только от них, как от добрых волшебниц, зависит, «быть или не быть» театрализованной деятельности в жизни ребёнка. Только они помогут Золушке стать принцессой и тем самым доставить детям ни с чем не сравнимую радость приобщения к театральному искусству.

Любите театр, как люблю его я, мои ребятишки и их родители!

00:00
329