Дети дополнительной заботы

00:00
997

Непорядок в обществе в первую очередь отражается на детях, считывающих моментально уровень тревожности и реагирующих соответствующим образом. Взрослым приходится лишь разводить руками и задаваться вопросами: почему подростки в нашей стране, в том числе и в Сургутском районе, всё чаще решаются добровольно уйти из жизни?! Почему совершают они преступления?.. Одной из причин является семейное неблагополучие, считает заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ирина Венедиктовна ХОДАКОВСКАЯ, с которой мне удалось побеседовать на эту тему в конце прошлого года.

Алексей Бессмертных

Если проанализировать показатели подростковой преступности в районе за несколько лет, то получается практически плавная синусоида. Начиная с 2006 года по 2010 отмечается снижение подростковой преступности с 173 до 56 случаев, а вот в 2011 году показатель этот вырос в 3, 4 раза и составил 193 преступления, в минувшем году вновь наблюдалось снижение почти в 3 раза (за 11 месяцев - 65 преступлений). Однако, как сказала Ирина Ходаковская, относиться к росту преступности несовершеннолетних следует без паники, поскольку это было обусловлено окончанием так называемых многоэпизодных дел, совершённых тремя подростками (общее количество - 144 преступления). Но если один из них давно состоял на учёте, то двое других - из внешне благополучных семей, и ни в чём плохом ранее замечены не были: первый совершил несколько преступлений, не выходя из дома: сидя в кресле за компьютером, он взламывал программы серьёзных компаний. Причём, раскрыли преступления через два года после совершения, парень давно не проживает на территории района, ему уже 19 лет, и к ответственности он не был привлечён за сроком давности. А ещё девушка, работающая у частного предпринимателя и имевшая доступ к кассе, периодически брала оттуда деньги. Когда её спросили, зачем она это делала, ответ последовал лаконичный: «Нужны были деньги».

- А что же третий подросток? - поинтересовалась я.

- На его счету более 10 эпизодов -это кражи, вымогательства... Мы с ним работали индивидуально, и родителей я знаю хорошо. Они в разводе. Отец живёт в другой семье, вообще не общается с сыном и слагает с себя всякую ответственность за него. Видимо, эта ситуация и вызвала у мальчика протест. Мать одна воспитывает ребёнка, но он уже вышел из-под её контроля, она не могла с ним справиться и несколько раз просила судей, чтобы его определили в спецшколу закрытого типа, мы тоже писали ходатайство. Но суд не внял доводам, подростку дали условную меру наказания, а он нарушил определённые обязательства, получил уже реальный срок и помещён в воспитательную колонию.

Вообще для каждого такого «трудного» подростка мы выстраиваем индивидуальную программу реабилитации. Для этого, безусловно, все ресурсы на территории Сургутского района есть и, прежде всего, грамотные специалисты. Внимательно изучив ситуацию неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, мы вырабатываем комплекс действий, направленных на её устранение. И самая главная задача для нас - сделать всё, чтобы ребёнок жил в семье. Этот мальчик был склонен к бродяжничеству, часто убегал из дома и, путешествуя по стране, везде совершал противоправные действия. Вот здесь как раз наша сложившаяся система работы дала сбой. Наверное, самой оптимальной именно для этого подростка, исходя из его индивидуальности, была закрытая система. Не уголовная, а воспитательная, и спецшкола закрытого типа - это всё-таки образовательное учреждение, несмотря на особый режим.

-Какие преступления совершают несовершеннолетние?

- В основном кража имущества: сотовые телефоны - «любимая» тема, а летом - велосипеды. Может, нам акцию провести: каждому ребёнку района - по велосипеду?! И общественно опасные деяния - драки...

- Ирина Венедиктовна, семейное неблагополучие Вы называете одной из основных причин асоциального поведения подростков. Ведётся ли учёт семей, в которых без надзора остаются дети?

- Количество безнадзорных детей по сравнению с 2009 годом уменьшилось с 28-ми до 22 человек. Семьям повышенного риска мы уделяем особое внимание. Всего на учёте в ОДН ОМВД состоит 87 родителей, отрицательно влияющих на детей (в прошлом году -94 родителя). Бывает, работа проходит результативно, тогда семью мы с учёта снимаем. Тяжело идёт реабилитация с теми, кто находится в алкогольной зависимости, а также с теми, которые живут далеко, например, на родовых угодьях. У нас много семей, находящихся в труднодоступных местах, где нет никакой связи, куда невозможно приехать и проконтролировать.

В 2009 году в социально опасном положении находилось 349 семей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а в 2011 году - 183 семьи. А вообще мы стараемся семьи из категории «социально опасного положения» (СОП) перевести в категорию «тяжёлая жизненная ситуация» (ТЖС), поскольку в первом случае нужно работать оперативно, а во втором - работать и работать...

Я не боюсь, когда мне говорят, что у нас много неблагополучных семей состоит на учёте. Мы и должны как можно раньше их выявлять, как можно раньше начинать с ними работать. Мы можем поставить на учёт подростков как оказавшихся в трудной жизненной ситуации, чтобы не допустить перехода в иное качество - социально опасное положение, потому что там уже целый клубок проблем, когда, как правило, у пьющих, зависимых родителей дети остаются без присмотра и совершают преступления. Сегодня в целом по району 62 таких подростка, в отношении них организована профилактическая работа.

- Если говорить о преступлениях, неужели подростки не понимают, что попадают под уголовную или административную ответственность?! Казалось бы, на уровне администрации в этом направлении делается много. Взять хотя бы просветительскую игру «Имею право», которая в очередной раз в конце года прошла в Лянторе...

- Стало уже доброй традицией проводить игру в районе. Она полюбилась подросткам и как-то хорошо прижилась в образовательных учреждениях Лянтора. Помимо этого у нас много других мероприятий, направленных на ликвидацию правовой безграмотности, тот же месячник правового и толерантного воспитания. Кроме того, мы ещё и ещё раз объясняем ребятам их права и обязанности и на заседаниях комиссий. Они сейчас, конечно, стали более просвещёнными. А вот почему совершают? В силу нашей загруженности сегодня, мы, наверное, мало анализируем причины. Возвращаясь к правовой игре, хочу сказать, что я и сама с удовольствием поучаствовала в ней, получила заряд бодрости. Какие дети! У них есть чему поучиться. Десятиклассников интересует уголовное право, гражданское право! Те, кто был впервые на игре, поразились, насколько просвещены подростки, как они умеют говорить! К чести организаторов, они в эту игру вовлекают и тех, кто состоит на учёте.

Недавно психолог предложила мне отходить от выражений «дети, состоящие на учёте», «дети, находящиеся в социально опасном положении». ДЕТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАБОТЫ! Вот это хорошо! И не надо бояться, что их много! Скрытые процессы, которые происходят в детях, намного хуже. Пусть будет больше выявленных, чтобы мы могли с этим как-то работать.

-Ирина Венедиктовна, в округе витает идея возрождения института наставничества, и даже семинар по этой теме прошёл... Какова его цель? И кто они, наставники?

- Целью является профилактика асоциального поведения несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятной среде. Где, например, неполная семья, или мама выпивающая, или она проживает с отчимом, с которым у подростка нет взаимопонимания, а мать защищает больше интересы отчима. Если у ребёнка не находится общего языка с педагогами... И он вынужден защищать себя сам. Но кто-то же должен его поддержать! На помощь может прийти наставник, друг, который не замещал бы родителей, а работал с ними в содружестве. Наставниками могут быть люди, готовые и способные оказать позитивное воздействие на подростка и его семью: молодёжные лидеры, представители различных общественных организаций, заслуженные деятели, ветераны МВД, боевых действий, казаки, специалисты учреждений социальной сферы...

Но здесь не нужна кампанейщина, всё должно быть по велению сердца. И очень важно, чтобы человек понимал всю ответственность этого шага и был уверен в том, что может принять этого подростка, вместе со своими детьми повезти его на рыбалку, условно говоря... Написать ему письмо, позвонить или приехать домой. Наверное, наставничеству надо обучать, чтобы желания совпадали с возможностями. Мы, педагоги, этому обучены, нам проще. К тому же я, мать троих детей, наверное, смогу найти подход к ребёнку... Сможет ли наставник заменить родителей? Нет, конечно. Он может быть другом. Что очень важно в наше время, когда подросток зачастую остаётся один на один со своими проблемами. Очень многие сегодня стали конфликтовать с педагогами. Отсюда и непонимание, и одиночество.

Тревожную картину представили результаты социологического опроса: только 40 % респондентов признались, что могут рассчитывать на родителей, 20 % - на друзей, остальные - на самих себя. Поэтому и важно возрождать наставничество. Что ж, будем пробовать. Думаю, найдутся люди, которые станут помогать этим семьям, этим мамам и этим подросткам!

Работая в данной области уже не первый год, я поняла очень важную вещь: какие бы мы ни применяли технологии, подросткам, прежде всего, не хватает, наверное, какой-то нашей безусловной любви... Есть издержки и в моей профессии, но, слава Богу, моё сердце ещё откликается на чужую боль. Я иногда не знаю, как к тому или иному ребёнку сейчас отношусь, как мама или как специалист?! Наверное, во мне больше материнского и женского... И я вполне осознаю: если мы совершаем какой-то поступок, то должны идти до конца. Если ты понимаешь, что в силу каких-то обстоятельств не сможешь это сделать, тогда не привязывай к себе и без того обездоленных детей. Я уверена в том, что все наши совещания, заслушивания влияют на показатель преступности не более чем на 1,5 - 2, 4 %, а вот скоординированная профилактическая работа - уже процентов на 20 - 25. И мы, безусловно, её ведём, пытаемся найти нужные слова, делаем всё от нас зависящее, чтобы помочь подросткам не потеряться в этой жизни.

НАША СПРАВКА

В настоящее время на профилактическом учёте в ОДН ОМВД России по Сургутскому району состоит 211 несовершеннолетних (2011 г. - 231), из них: осуждённых - 4, подследственных - 23, совершивших правонарушения - 29, употребляющих наркотические вещества - 1, и 103 подростка (2011 г. - 124), совершивших общественно опасные деяния.