90-летие со дня рождения Фармана Салманова встретили в его доме-музее

90-летие со дня рождения Фармана Салманова встретили в его доме-музее

Геолог, легенда, патриот

Дом, с которого началось великое салмановское покорение Западной Сибири, находится в Сургуте по ул. Терешковой, 49. Именно здесь, в районе Чёрного Мыса, поселился Фарман Салманов – будущая легенда геологоразведки с мировым именем. Именно отсюда в 1957 году он и другие геологи, прибывшие в Сургут из Кемеровской области, дали толчок для превращения провинциаль­ного городка в нефтяную вотчину нашей страны.

Фарман Салманов умер 31 марта 2007 года, немного не дожив до открытия мемориального комплекса геологов-первопроходцев, которое состоялось в сентябре того же года. Он жил в доме, впоследствии ставшем музеем, со своей семьёй с 1957 по 1961 год. Мемориальный комплекс был открыт в год празднования 50-летия со дня прибытия в Сургут первых геологов-первопроходцев.

Встречает гостей музейного комплекса мраморный бюст, который был изготовлен скульптором Яном Нейманом из Санкт-Петербурга. Супруга Фармана Салманова Тамара, когда увидела портрет впервые, сказала, что он очень похож на геолога.

– В этот день, в 2007 году, не стало Фармана Курбан Оглы. Здесь, на нашей земле он вырос как профессионал и сделал много открытий. Ему было всего 26 лет, когда он и ещё 20 других семей высадились здесь. Но его любовь к Сибири началась очень давно, с рассказов его деда, – говорит Марина Селянина, директор Сургутского краеведческого музея.– У нас на этот юбилейный год 90-летия Фармана Салманова запланирован целый ряд мероприятий: видеоролики, фильмы, квесты и выставки.

Первые проблески нефти

Фарман Салманов – человек выдающийся, бесспорно. Однако называть его первооткрывателем западносибирской нефти не совсем верно, поскольку залежи полезных ископаемых здесь нашли ещё раньше. Так, в 1934 году было решено развернуть в Западной Сибири разведочные и геолого-поисковые работы, и по Оби потянулись баржи с первопроходцами, которые десантом высаживались на речных берегах. Но из-за Великой Отечест­венной войны 1941-1945 гг. поиски нефти и газа пришлось отложить.

Поиски чёрного золота во­зобновились только во второй половине XX века. Маленькая группа геологов во главе с А. Быстрицким на свой страх и риск продолжила испытание уже пробуренной Берёзовской скважины. 21 сентября 1953 года эта скважина дала мощный фонтан природного газа высотой до 50 м, рёв которого был слышен издалека. Фонтан разрушил буровую, но стал неопровержимым аргументом в пользу перспективности Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Сургут: 1957 год

Сургут в 1950-1960-е годы – это центр крупного сельскохозяйственного района, лесной и рыбной промышленности. Здесь проживало более пяти тысяч человек.

Дома первых геологоразведчиков были возведены в конце 1957-1958 гг. Первыми возвели десять бревенчатых домов, перевезённых на баржах из Кемеровской области. В доме было печное отопление, две жилые комнаты, кухня, прихожая и сени. Сейчас интерьер полностью воссоздан.

– Дом, в котором на заре неф­тепоиска проживал Ф. К. Салманов вместе со своей семьёй, и остался неизменным с той поры, теперь является подразделением Сургутского краеведческого музея. Здесь хранится память о легендарном геологе, о героическом подвиге сотен покорителей недр, чьим трудом было заложено наше сегодняшнее благополучие, – подчёркивает важность объекта заведующая информационно-аналитическим отделом Сургутского краеведческого музея Татьяна Жданова.

20 января 1959 года состоялась торжественная забурка первой глубокой скважины в Сургуте. Всем своим оппонентам Салманов отправил телеграммы одного содержания: «Уважаемый товарищ, в Мегионе с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Салманов». Оппоненты отвечали, что это природная аномалия, и через пару недель скважина иссякнет, так как большой нефти в Западной Сибири не может быть. Но при новых испытаниях скважины фонтан нефти не иссякал.

– Как вспоминает супруга Фармана Салманова Тамара Васильевна, тот мог в любой момент уйти из дома, если того требовали производственные обстоятельства. Частые совещания и планёрки, ликвидация возникших трудностей на буровой, томительные часы ожидания ответа испытателей скважины – всё это заставляло не только Салманова, но и многих его коллег буквально сутками проводить время на работе, – рассказывает экскурсовод дома-музея.

Геологи верхом на «Козлике»

В мемориальном комплексе организовали выставку техники, которая находилась у геологов в период освоения Севера. Стоит отметить, что до прихода в Сургут специалистов механизированной техники здесь не было. Основным видом транспорта был гужевой либо оленьи упряжки. Дороги в селе были грунтовые, и при наступлении дождей они превращались в грязевое месиво, проехать по которому было практически невозможно.

Машина ГАЗ-69, или как её называют в народе «Козлик», появилась в Сургуте впервые у начальника Сургутской нефтеразведочной экспедиции Фармана Салманова. Этот автомобиль повышенной проходимости был рассчитан на пятерых, имел накидную брезентовую крышу, которая спасала от дождя и ветра, но не от холода. Поэтому зимой приходилось ездить в тёплых вещах.

Интересный факт: до того, как у Салманова появилась подобная машина, он перемещался по Сургуту либо пешим ходом, либо на коне Казбеке, с которым наездил не один десяток километров по городу.

Вагончик первый, деревянный

На территории мемориального комплекса расположен вагончик, обставленный в духе прошлого. В нём представлен быт геологоразведчиков, кто трудился за несколько десятков километ­ров от поселений. Кстати, первые вагончики геологов были сделаны из дерева, не предполагавшие сложной конструкции. Впоследствии стали появляться вагончики, обшитые железом, а позднее было налажено их заводское производство.

В музейном комплексе также есть полевая школа для юных геологов. А летом появится выставочная композиция «Эволюция бурового дела». На площадке установят реплики буровых установок – от самых первых, деревянных, до современных. По замыслу, на них можно будет не только смотреть со стороны, но и попробовать что-то сделать.

Лидия ХАЛИЛОВА, одна из подчинённых экспедиции Ф. К. Салманова:

– Я никогда не забуду первую встречу с Фарманом Салмановым, которая случилась в апреле 1961 года. Я родом из Костромы и после окончания учебного заведения по специальности «химик-аналитик» отправилась в Тюмень. Уже там меня направили в Сургут. Летели мы на самолёте АН-2, было очень страшно! Я прилетала в воскресенье и очень переживала: одна в незнакомом посёлке, никого не знаю. И вот стою я на трапе с огромным чемоданом, в котором лежали, кстати, и подушки с одеялом, и жду человека, которого мне описывали. Ну, встретил меня Фарман Салманов, молодой такой, со смешной причёской, распорядился, чтобы меня увезли в гостиницу и накормили. А вообще он был очень стремительный, строгий и любил порядок. Помню, рано утром, ещё до начала рабочего дня, гляжу – а он ходит по территории базы, уже что-то осматривает, подмечает. На часах ещё и восьми нет. Такой человек был, сам любил трудиться и любил трудолюбивых людей.


Салманов, уже будучи главным руководителем геологического треста «Главтюменьгеологии», приезжал по рабочим вопросам в Сургут. На одном из фото руководитель в пальто изображён в момент, когда надевал резиновые сапоги, чтобы непосредственно побывать на буровой. Фармана Салманова всегда отличало то, что он не отсиживался в кабинетах, а всегда старался быть в центре событий.


20 семей геологоразведчиков высадились в первом десанте на Сургутскую землю.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Маргарита ВОЛЬФСОН

ФОТО автора

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации