​Секрет успеха – в хозяйском отношении к делу

​Секрет успеха – в хозяйском отношении к делу

Везёт тому, кто везёт

Формула человеческого счастья известна давно: когда выходишь из дома на работу с радостью и возвращаешься домой с не меньшим рвением. У Николая Матвеева, водителя Лянторского дорожно-строительного управления треста «СНДСР», всё именно так.

Жаворонки

Его день начинается затемно – подъём в 4:45. Завтрак, сборы, и через полчаса Николай Николаевич, поцеловав свою Любовь, выезжает на работу. Жена, хоть и на пенсии уже, встаёт ещё раньше, чтобы накрыть стол и проводить мужа – так заведено в этой семье. Их союзу 33 года, двое сыновей, растёт внук Кирюша. Остаётся верным Матвеев и профессиональному выбору, родному предприятию: 2 февраля исполнилось 36 лет, как он устроился водителем в Лянторское ДРСУ. Ветеран производства и по сей день за рулём.

– Приехал на Север сразу после службы в армии вслед за двоюродным братом Володей. Родом мы из Украины, Калининская область. Решил заработать себе на свадьбу. И суженую тут же нашёл. Мы познакомились в ДК «Нефтяник» на дискотеке осенью 1986 года. Через год, 16 сентября, сыграли свадьбу. Гуляли в столовой «Берёзка» в шестом микрорайоне, тогда здесь никаких кафе и ресторанов в помине не было. Свадьба была комсомольско-молодёжная, я пригласил всю нашу бригаду, Люба – своих коллег. Помню, в этот день пошёл снег с дождём, свет отключили. В общем, весело было, и трудностей мы не боялись. В Лянторе прошли через все типы жилья – бочка, вагончик, общежитие… Отдельная квартира в типовой деревяшке казалась роскошью. Когда жена носила первенца, нам дали участок земли – начали строить дачу, – рассказывает Николай Николаевич. Его назвали в честь отца, а он своих сыновей – в честь дедов. Старший – Иван, младший – Николай III, шутят в семье.

Трудяга и наставник

Матвеевы жили «на земле», Николай с детства был приучен к труду.

– Я деревенский парень, в восьмом классе уже мог на тракторе огород вспахать и в поле выйти – пахал, бороновал. Сено косил. Чтобы зимой скотину кормить, закладывали силосные ямы, сено «топтали» тракторами. В 1981 году по направлению от совхоза поступил в СПТУ на шофёра-водителя, как раньше говорили. Тогда платили стипендию 97 рублей – хорошие деньги. На питание уходило рублей 30, – вспоминает Николай Николаевич.

В школьные годы он был середнячком, в дневнике носил преимущественно тройки с четвёрками. А во взрослой жизни сумел добиться успеха и признания – на работе к нему относятся с большим уважением. Неспроста все новички проходят стажировку у Матвеева.

– Приходят молодые ребята и уже с опытом вождения. Но когда переходишь с одной машины на другую, надо пройти стажировку. На каждой модели своя специфика: как управлять, как подъехать, как выгрузить. Опытные ребята за пару дней всё усваивают, молодые до пяти дней стажируются. Едешь с новеньким по маршруту, который записал в путевом листе, инструктируешь, чтобы он потом спокойно самостоятельно смог выйти на линию, – за 36 лет в ЛДРСУ число учеников Матвеева достигло 98 человек.

А его первая машина – КрАЗ, Север начинал строиться с них. Поработал Н. Матвеев и на «белорусе» МАЗ, дальше пошли Татры. Потом МАЗ – МАН, который берёт груз до 40 тонн. В основном все – самосвалы, но бывало, с прицепом ходил.

– Если говорить о предпочтениях – Тат­ра. Хорошая машина: надёжная, тёплая, проходимость хорошая. Их закупили в 1990-х годах, для нас были в диковинку. Сейчас на МАЗе работаю – новую машину получил недели три как, привыкаем друг к другу.

Хозяйский подход

В служебной характеристике водителя Матвеева подчёркивают: бережное отношение к технике и оборудованию, высокий профессионализм позволяют Николаю Николаевичу увеличить межремонтный пробег автомобиля на 25 %. Интересно, за счёт чего?

– Нужно следить за машиной, вот и весь секрет. Как бы высокопарно не звучало, я с любовью отношусь к своей технике. Знаете, как бывает: придёшь в дом к одному – потолки текут, из окон дует. Жалуются, крайних ищут. Разве не вы тут живёте?! Не вы хозяева?! Нужно относиться по-другому: раз я здесь живу, значит, это моя зона ответственности. То же и с машиной – если ты эксплуатируешь, не вкладывая, естественно, со временем начнёт «сыпаться». Да, машина не моя личная – Сургутнефтегаза, но в то же время – моя, ведь я на ней работаю и заинтересован, чтобы всё было исправно. По-хозяйски надо относиться.

Водитель своевременно и качественно проводит планово-предупредительный ремонт погрузчика и грузозахватных приспособлений, что способствует экономии запасных частей, деталей и топлива.

Звёздный час

Накануне Нового 2021 года – Николай Матвеев был первым, кому губернатор ХМАО – Югры Наталья Комарова лично вручила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Государственными наградами в честь 90-летия региона тогда отметили ветеранов нефтяной отрасли, образцовых работников ПАО «Сургутнефтегаз».

– Конечно, приятно, что ценят мой труд. Торжественная церемония состоялась в Сургуте в ДИ «Нефтяник». Можно сказать, мой звёздный час, большое событие! Почему-то вспомнились школа, мои учителя. Думаю, они были бы рады за меня. Эту награду хочу разделись со своими близкими, сказать жене, детям спасибо за надёжный тыл, понимание и поддержку. Работа такая, что часто меня не бывает дома, мотаюсь по командировкам.

Николай Николаевич принимал активное участие в строительстве автомобильных дорог и зимников к Северо-Селияровскому, Рогожниковскому, Северо-Лабатьюганскому, Ватлорскому, Верхненадымскому месторождениям ПАО «Сургутнефтегаз», что обеспечило бесперебойную и безопасную доставку работников и грузов к нефтяным промыслам.

– Первая моя дорога Сургут – Лянтор. В 1985 году дали новый КрАЗ с госномером 5740 – и сейчас помню. В бочке я возил воду для катков. До этого лежали плиты, местами они «гуляли», особенно после дождя, обочина – полметра. Ездить было рискованно. Мы обочину поднимали, плиты перекладывали, асфальтировали участок от Быстринки до Лянтора...

Мы строим дороги, содержим их, мы же их эксплуатируем. Я считаю, что любую дорогу надо оценивать по тому, какой труд в неё вложен. Что такое отсыпка, знаете? Люди живут на зимниках, в городках – это довольно тяжело, особенно в сильные морозы. Когда всё это видишь, отношение становится другим. На «большой земле» иной состав почвы, там легче работать, а здесь, бывает, отсыпку делаешь всю ночь, а продвинуться и на сто метров не можешь, потому что всё в землю уходит, в болото.

Несмотря на все трудности, Николай Николаевич любит своё дело и не без гордости отмечает, что многие дороги вокруг Лянтора построены при его непосредственном участии.

Хвалит земляков за отзывчивость: случись что на дороге, никогда без помощи не останешься. Другие водители обязательно притормозят, спросят, чем помочь. Причём это правило не знает исключений по возрасту и национальному признаку. На дороге, как и в бане, все равны.

Лянторское дорожное ремонтно-строительное управление треста «Сургутнефтедорстройремонт» образовано 26 февраля 1984 года. География деятельности ЛДРСУ – это сотни километров магистральных и промысловых дорог. Сложное и ответственное дело – идти первым и проклады­вать путь через реки и топи болот, сквозь тайгу и туманы. Сегодня на содержании управления числится 1 757 км дорог.


Если выходной, то на дачу! Лянторцы Матвеевы – заядлые дачники. Земельный участок хотя и требует постоянного вложения труда, в то же время даёт силы: щипая усы клубники и поливая огурцы-помидоры, Николай Николаевич отдыхает душой. Убеждён: то, что выращено своими руками – самое вкусное и полезное. Каждый сезон лично высаживает цветы, обожает георгины и тюльпаны.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Анастасия ВОЛКОВА

ФОТО из личного архива Н. МАТВЕЕВА / Вадима ВИДЯЙКИНА 

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации