В Сургутском районе знают, как в войну выживали колхозники

08:35
1.45K
В Сургутском районе знают, как в войну выживали колхозники

«Нас спасала картошка»

В этом году жительнице посёлка Солнечного Марии Шевцовой исполнится 90 лет. Перебирая старые фотографии, она неспешно рассказывает о своей долгой и нелёгкой жизни, о работе в колхозе в войну, которую она встретила десятилетней девочкой.

Родители Марии Шевцовой в своё время переехали с Украины в Черепановский район Новосибирской области в деревню Верх-Мильтюши. Отец воевал в Гражданскую войну, домой вернулся уже больным – простыл на рытье окопов.

Поначалу жили единоличниками, а в годы коллективизации, так как деревня была большой, образовались сразу два колхоза: «Ударник Ильича» и «Завет Ильича». Родители целый день пропадали на работе, так что с детьми, а их в семье было пятеро, оставалась бабушка.

– Если б не война эта, господи! – вспоминает Мария Гордеевна. – Отца 21-го схоронили, а 22-го войну объявили. Мать с нами осталась. Брат ушёл на фронт в 1941 году, вернулся в живот раненый.Мы обрабатывали зерно, пшеницу. Нас маленькими гоняли, не давали покою. Бригадир с самого утра кричит: «Манька, Васька!». Голодные были в войну. Так нас картошка спасала. Мы много картошки сажали, не ленились даже ночью обрабатывать и засыпали ею две ямы и подполье. Мама сайки пекла и пироги из одной картошки. Зерно в колхозе выращивали, но нам не давали – всё на фронт. А кто сворует, так в тюрьме сгниёт. Вот как хочешь, так и живи. Плохо жили, конечно. Ничего не было.

Ещё варили щи с крапивой и щавелем, чтобы кисленько было. А крапива полезна. Попаришься ею в бане, все боли снимаются. Грибы, ягоды собирали. Есть нечего, так ягод нарвёшь и с молоком покушаешь.

Тогда калмыков ни за что к нам выслали. Они у нас работали. Хорошие люди. Их привезли зимой раздетыми: в чём были, в том и забирали. Некоторые и одеться не успели. Многие из них умерли. А немцам с Волги давали жилище.

По окончании семилетки хотела наша героиня учиться на медика – первый опыт в этом отношении она получила зимой 1943 года, когда сестру разбил паралич, и они вместе с матерью за ней ухаживали. Тогда Мария собирала траву на увалах и варила из неё лекарство, брала у ветеринаров камфорное масло, и, в конце концов, поставили они сестру на ноги. Однако в те годы колхозник мог поехать на учёбу только по справке из сельсовета. И хотя председателем колхоза был родной дядя Марии Остафий, справку он племяннице не дал. Так, в 1946 году стала она учётчицей на ферме в колхозе «Завет Ильича».

Потом стала счетоводом, благо, арифметика в школе давалась хорошо, да и система учёта в колхозе несложная: тогда палочки за трудодни проставляли. Только денег на трудодни колхозникам не давали: всё на госзаём списывали. Позже Мария Гордеевна работала бухгалтером, сумела разобраться в сведении баланса, не имея специального образования. А в 1970 году, когда началась паспортизация сельского населения, наша героиня впервые в жизни получила паспорт.

Сегодня Мария Шевцова находится на заслуженном отдыхе, живёт у дочери в посёлке Солнечном. Как и другие ветераны, ещё детьми заставшими войну, она бережно хранит память о военном лихолетье, ставшим таким тяжёлым, но важным временем в истории каждой семьи и всей России.

Проект «Год памяти и славы» в газете «Вестник» и электронном СМИ «Вестник Сургутского района» реализуется на средства гранта, предоставленного департаментом общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Андрей МАРКИН, фото из семейного архива М. Г. Шевцовой

Материал опубликован в рамках проекта «Год памяти и славы» с привлечением средств гранта Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации