Как любовь к животным привела молодую девушку на службу в полицию

08:00
1.44K
Как любовь к животным привела молодую девушку на службу в полицию

Дознаватель раскрывает секреты

Алёна Герман, дознаватель отдела дознания ОМВД России по Сургутскому району, служит в полиции 12 лет. На неё спускали собак, злились, просили о помощи. В общем, ничем не примечательная жизнь служителя закона. А ещё работа подарила Алёне мужа и троих детей. Как провести на службе больше десяти лет и не стать циником, расскажет сама героиня, с которой мы встретились в канун Дня сотрудников ОВД.

– Алёна Юрьевна, поделитесь, как вы вообще пришли в полицию?

Быть блюстителем закона, по-моему, – это престижно. Мне всегда хотелось романтики в жизни. А в школе у нас была программа УПК, и я училась на кинолога. Очень люблю собак, и эта любовь в итоге привела меня в полицию. Это было дико интересно: нам давали задания что-то найти, и вместе с псом мы становились отличной парой сыщиков. Я влюбилась в профессию кинолога, потому после техникума сразу пошла в полицию. Мне тогда было 22 года.

– А чем именно занимается кинолог? Что входило в ваши обязанности?

Кинолог выезжает на место преступления вместе с собакой. Для этого её нужно поставить (т.е. обучить) на след в специальной учебной части. В те годы одна из лучших школ для четвероногих была в Ростове, туда мы и ездили. После того, как собака научится находить людей по следу, все приёмы нужно отработать на тренировках. Я непосредственно участвовала в этом процессе. На меня надели огромный брезентовый костюм, в котором очень тяжело просто двигаться, а нужно убегать от собак. Страшно не было, потому что костюм прокусить невозможно, я точно это знала. Ещё нюанс: на меня спускали чужих собак, свои бы узнали и не стали нападать.

– Расскажите о самом запоминающемся случае в работе кинологом.

Однажды вечером выехала на дело: мужчина сбежал в лес от сотрудников ГАИ. Честно говоря, особо ни на что не надеялась, мы с собакой несколько часов бегали, искали. Лес ещё был такой дремучий, деревья плотные. Но поиски увенчались успехом – нашли! Пёс – молодчина.

– Кинологом вы работали четыре года. А потом почему решили сменить род службы?

Собаки – это, конечно, здорово. Но я понимала, что хочу расти профессионально. Ещё будучи кинологом, хотела работать в службе дознания. Интересно было посмотреть, как вообще расследуются дела, что это такое. Так сказать, прочувствовать кухню изнутри. Так что я параллельно с работой училась заочно в Кургане, получала высшее образование по специальности «Юриспруденция». По сути, дознаватели – это мини-следователи. К нам относятся дела средней тяжести: угоны, причинение вреда здоровью, кражи, в том числе и в магазинах.

– Существует много стереотипов, связанных с работой полиции. Например, в фильмах можно подать заявление в полицию, а потом передумать и забрать его. Так ли это?

Нет, конечно. Все заявления у нас регистрируются, забрать их назад невозможно. Все заявления хранятся в книге учёта, отозвать их нельзя. Вообще почти всё, что показывают в фильмах, – неправда. Например, мы не можем по своим личным предпочтениям «навешать» подозреваемому статьи или, наоборот, скрыть какие-то факты. Для этого и существует доказательная база.

– То есть вашему слову в суде не поверят?

Нет. Каждое обвинение нужно доказать. Без этого ни один суд не встанет на нашу сторону, нас не поддержит даже государственный обвинитель. Если речь идёт о противоречивых случаях, когда показания потерпевшего и подозреваемого расходятся, проводятся следственные мероприятия. Например, очные ставки: с ними беседуют, задают каверзные вопросы. В большинстве случаев всё становится ясно.

– Что, если преступника так и не удалось найти?

Это крайне редкие случаи, но они бывают. На расследование уголовного дела даётся ровно месяц, если за это время мы не успеваем – пишем заявление на продление в прокуратуру. Если и так не удалось найти преступника, то дела приостанавливаются и хранятся в архиве.

– Бывает такое, что сердце диктует одно, а закон требует другое? Что в таких случаях делать?

– Бывает иногда и так, да. Я – служитель закона, поэтому… Если есть какая-то возможность смягчить наказание, и это не противоречит ходу дела, то, конечно, мы помогаем. Иногда советуем пойти на примирение. Вообще, примирение – довольно частая практика. Помню одно дело: оно долго не могло уйти в суд из-за того, что подозреваемый никак не мог вернуть оставшуюся часть ущерба. Он похитил металлические трубы у предпринимателя, которые, как говорится, «плохо лежали». Они в итоге помирились ещё до суда.

– Алёна Юрьевна, как вы нашли свою пару? Быть полицейским и одновременно многодетной мамой, наверное, не просто?

Мы с мужем познакомились на работе: он – оперуполномоченный. Он непосредственно находится «в поле» – ищет и находит преступников. Единственное, Женя постоянно в командировках. В связи с особенностью Сургутского района его часто отправляют в поселения, где нет своего оперуполномоченного. Его может не быть дома неделю. Конечно, это тяжело. Но ничего! Зато в отпуске хорошо – каждый день мы все вместе. А быть мамой троих детей – это счастье. Наш старший сын Марк в следующем году пойдёт в школу. Пока что он мечтает быть пожарным, и мы с мужем поддерживаем его решение. Средняя – дочь Маша, которой пять, – обычный творческий ребёнок: рисует, танцует, стоит на ушах. Самая маленькая, Мия, появилась на свет один год и четыре месяца назад. Я только недавно вышла из декрета. Своим детям я, как ни странно, не посоветовала бы выбирать работу в полиции: слишком много личного времени она занимает.

– Вы любите свою работу. Какие качества характера вам помогают на службе?

Вы знаете, всё-таки мне очень нравится работать в полиции. Хочется, чтобы был порядок, чтобы правда торжествовала. Если не во всей стране, то хотя бы у нас в Сургутском районе. Мне нравится помогать людям, ведь часто к нам обращаются именно за помощью – кого-то найти, восстановить справедливость. Самое главное – уметь сохранять спокойствие в любой ситуации. Быть стрессоустойчивым. Нужно находить золотую середину – не принимать всё близко к сердцу, но при этом оставаться человечным: сопереживать и сочувствовать.

Александр МЕЛЬНИКОВ, главный специалист службы взаимодействия
с правоохранительными органами, противодействия коррупции, аналитической работы администрации Сургутского района:

– Сотрудники ОМВД по району успешно справляются с несением службы, несмотря на дальность поселений и огромную территорию. Их работа тяжела и временами опасна, но она выполняется неукоснительно. Так, работники ДПС следят за состоянием дорог в любое время года и при любой погоде. Зимой они оказывают помощь автолюбителям.  Дознание – особое подразделение полиции. Дознаватели расследуют дела небольшой и средней тяжести, максимальный срок лишения свободы за которые – пять лет. Это более 100 составов преступлений. Проводя расследования на ранних стадиях, дознаватели пресекают преступления с более тяжкими последствиями. Сотрудник этой службы принимает решение о возбуждении уголовного дела, имеет право заключить подозреваемого под стражу. Работа дознавателя интересна и многогранна, он ежедневно принимает решения, от которых зависит судьба человека.

БЛИЦ-опрос

– Чего боится сотрудник полиции?

– Остаться невостребованным.

– Можно ли сломать или открыть наручники без ключа, как в кино?

– Нет. Сломать их невозможно, они слишком крепкие. Но открывать без ключа лично я не пробовала.

– Что делать, если полицейский (например, сотрудник ДПС) провоцирует конфликт?

– Прежде всего не поддаваться на провокации, говорить спокойно. Чаще всего граждане начинают вести себя нагло, хамят. Между тем полицейские просто делают свою работу, и, если водителя остановили, значит, причина была.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Маргарита ВОЛЬФСОН

ФОТО автора \ из архива семьи Герман

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации