В Белом Яре прошли IX районные образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения

11:00
1.17K
В Белом Яре прошли IX районные образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения

В СОШ № 1 Белого Яра вновь встретились знатоки и ценители русского языка, чтобы обменяться опытом в рамках IX районных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений по теме «Книга и чтение в духовной культуре России». Посостязаться в ораторском искусстве, чтении, написании сочинений, представить свои проекты и перенять наработки товарищей и коллег съехались школьники и педагоги со всего Сургутского района.

– Нам сегодня предлагается обсудить роль русской культуры и русского языка в самых важных событиях, которые переживает наша страна. Самая главная задача библиотекарей, педагогов, родителей – сохранить основу нашей культуры, которой является русский язык. Всё, что мы видим в книгах, литературных образах, так или иначе соотносит нас с исконно русскими ценностями, которые формировались на протяжении тысячелетий. Русский язык – один из ведущих языков мира, он занимает третью позицию после китайского и английского. Наш язык имеет огромное значение для более чем полумиллиарда человек. Из них 130 миллионов – носители языка, около 25 миллионов – это люди, проживающие в бывших республиках Советского Союза, ещё около восьми миллионов – это те, кто уехал жить в страны Западной Европы, Америку, но по-прежнему остаются носителями языка, – подчеркнула на открытии Татьяна Османкина, заместитель главы Сургутского района.

На пленарном заседании, предваряющем начало работы секций, рассказали об истории словесности России. IX-XIV века – это время становления русского языка. Развитие получили два его направления – деловой и церковно-славянский языки. В XIV веке из-за обособленности юга и запада Руси появился старорусский язык, точнее, три его ветви: старобелорусская, староукраинская и великорусская. Два последних попали под существенное влияние польского языка. В XVIII веке благодаря трудам Ломоносова, Державина, Карамзина родился современный русский язык, на котором мы читаем и говорим сейчас. Именно тогда в обиход вошли слова «термометр», «электричество», «территория» и так далее.

Как отметила Татьяна Османкина, наша страна не может похвастаться статусом самой читающей в мире: в среднем житель России тратит в день на чтение менее девяти минут. И при всей открытости и доступности современных медиа наименее читающей частью страны является молодёжь. Библиотеки Сургутского района насчитывают 27 тысяч читателей, и только около 40 процентов из них – это дети и молодёжь. Мало!

Протоиерей храма в честь святителя Николая Чудотворца г.п. Белый Яр Георгий Кошелев рассказал о роли духовной книги.

– В Евангелии пишется, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Христианство внесло в словесность высшее начало. Первые славянские книги были рукописные, их создавали монахи. Требовалось немало времени, чтобы переписать одну большую книгу или летопись. Первой печатной церковной книгой был «Апостол», вышедший в свет в 1564 году. Этот выбор был неслучайным: эта книга использовалась для обучения духовенства. В ней заключены образцы толкования учениками Христа Священного Писания, – рассказал отец Георгий.

В этом году Кирилло-Мефодиевские чтения расширились – увеличилось количество секций. 

Впервые прошла конкурсная учительская секция, на которой рассматривались методические разработки педагогов по духовно-нравственному воспитанию. Впервые были подключены к мероприятию дошкольники, которые представили поэтические произведения о пользе чтения и духовной культуре России.

– В этом году 15 секций, из которых восемь – конкурсные. Они очень разноплановые по жанровой стилистике. Например, есть секция громкого чтения, где дети читают любые фрагменты произведений и аргументируют свой выбор, есть дискуссионная площадка, где участники обсуждают экранизации любимых книг. Кирилло-Мефодиевские чтения – это целый комплекс мероприятий. Все они проходят в один день, только олимпиада по русскому языку – накануне, – прокомментировала заместитель директора Белоярской СОШ № 1 и один из организаторов мероприятия Ирина Милькова.

Впервые к участию в чтениях привлекли дошкольников. Они поучаствовали в конкурсе чтецов, а также в викторине по сказкам и музыкальной игре. В заключение ребята посмотрели музыкальный спектакль «Морозко».

Серьёзный уровень подготовки демонстрировали участники всех направлений и возрастов. Перед началом работы секций школьники представили свои проекты.

– Тема моего проекта – дети за чтением. Многие художники в своих работах обращались к образу детей. Я решил найти такие картины, на которых изображён ребёнок с книгой. В ходе работы над проектом я сравнил работы русских живописцев разных эпох. Я проанализировал технику рисования, построение композиции, мимику детей на картинах. Меняются одежда, предметы быта, сам образ ребёнка. Но все полотна объединяют заинтересованное выражение лица и бережное отношение к книге. Итогом моей работы стало создание двух альбомов: в первый я поместил репродукции картин художников, а во второй – фотографии учеников нашей школы, которые также взяли книги в руки, – рассказал четвероклассник Павел Векшин.

Ученица девятого класса Валерия Пальянова в своём проекте анализировала экранизации произведений классической русской литературы. Она выявила семь произведений, получивших наибольшее количество экранизаций.

– Лидирует «Преступление и наказание» Достоевского – 26 экранизаций. Я выдвинула гипотезу, что экранизация классического произведения способствует тому, чтобы его захотели прочитать, и нашла этому подтверждение, – поделилась Валерия.

По словам главы Белого Яра Елены Никифоровой, чтениям предшествует долгая подготовка. Например, тема следующих чтений будет выбрана уже сегодня.

– На протяжении года все будут готовиться, изучать вопросы, перелопачивать огромное количество литературы. Дети будут писать исследовательские работы совместно с учителями и родителями. После такого события у нас всех будет чувство гордости за то, что мы являемся носителями такого чудесного языка, чувство гордости за наших детей, на которых мы уже навешали каких-то непонятных штампов. На самом деле они у нас думающие, читающие, умные и добрые, – подытожила насыщенный день Елена Александровна. Иногда дети, по её мнению, ведут себя стереотипно, но Кирилло-Мефодиевские чтения – это событие, раскрывающее их совсем с другой стороны.

Кстати

Традиционно в организации Кирилло-Мефодиевских чтений в Сургутском районе участвует Сургутский государственный педагогический университет: его представители разрабатывают олимпиадные задания, входят в состав жюри олимпиады и всех конкурсных секций чтений.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

​Елена БАШКИРЦЕВА ФОТО автора
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации