В ТПП прошёл круглый стол по муниципальным закупкам в Сургутском районе

В ТПП прошёл круглый стол по муниципальным закупкам в Сургутском районе

28 марта в Сургутской торгово-промышленной палате прошёл традиционный День Сургутского района, на котором в формате круг­лого стола обсуждали тему муниципальных закупок и всё, что с ними связано.

Торгуемся в конкурентном поле

С приветственным словом к участникам выступил заместитель главы муниципалитета Максим Нигматуллин. Максим Эдуардович сообщил, что объём муниципальных закупок в Сургутском районе в настоящее время составляет более пяти миллиардов рублей. В течение двух лет администрация муниципалитета занимается совершенствованием методологии, подходов и принципов организации закупок в различных сферах с тем, чтобы повысить эффективность, прозрачность и доступность закупок.

Председатель комитета экономического развития Вениамин Матаев рассказал, что в Сургутском районе реализуется сразу несколько направлений повышения эффективности муниципальных закупок: сокращение неконкурентных закупок, оптимизация путём проведения совместных торгов, обеспечение гласности и прозрачности процедур.

Для осуществления закупок в муниципальной администрации образован уполномоченный орган в лице комитета экономического развития, который обслуживает 87 муниципальных заказчиков. Семь поселений передали свои полномочия в организации торгов комитету. Это ещё 21 заказчик. В шести поселениях уполномоченные органы осуществляют закупки самостоятельно.

Федеральный закон 44-ФЗ предлагает различные способы определения поставщиков: аукционы, конкурсы, запрос котировок, запрос предложений. При этом самым популярным способом осуществления закупок является электронный аукцион. На него в Сургутском районе приходится 91 процент всех закупок. В аукционе может принять участие любой предприниматель.

По словам Вениамина Васильевича, все закупки в муниципалитете, за небольшим исключением, переведены в конкурентное поле. Исключение составляют закупки у единственного поставщика. В 2018 году конкурентным способом было заключено более трёх тысяч контрактов. Наибольший объём заключённых контрактов приходится на сферы образования, культуры, строительства, ЖКХ. Среди наиболее крупных объектов Вениамин Матаев выделил строительство водоочистных сооружений в Лянторе и реконструкцию автодорог в Белом Яре.

Очень актуальны в муниципалитете совместные закупки. В администрации Сургутского района разработано специальное постановление, регламентирующее их порядок. Объединение потребностей заказчиков района в составе одной закупки приводит к увеличению цены лота и повышению конкуренции. Объём таких закупок составил в 2018 году 675 миллионов рублей.

Среди новшеств Вениамин Васильевич назвал витрину закупок, внедрённую в 2017 году и представленную на официальном сайте муниципальной администрации. В витрине закупок примечательны гибкие фильтры, позволяющие участнику отсортировать закупки по своему усмотрению. В сис­теме также есть подписки на определённые виды закупок и заказчиков. Всем участникам круглого стола из числа предпринимателей Вениамин Матаев предложил ознакомиться с этой системой. Он подчеркнул, что после появления витрины закупок отмечается рост числа участников муниципальных торгов практически по всем направлениям.

Говоря о муниципальных закупках, следует упомянуть и рост закупок у представителей малого и среднего бизнеса. В соответствии с законом 44-ФЗ, на них должно приходиться не менее 15 процентов совокупного годового объёма закупок. В Сургутском районе с 2016 года реализуется дорожная карта, в соответствии с которой доля закупок у субъектов МСБ будет расти. По итогам 2018 года она составляет 40,6 процента совокупного объёма годовых закупок.

С октября 2018 года администрация Сургутского района проводит обучение предпринимателей муниципальным закупкам в формате деловой игры. Лектор на таком семинаре выступает в роли оператора учебной электронной площадки. Деловая игра проводилась дважды и собрала более 70 человек. Для предпринимателей участие было бесплатным, отзывы о семинарах оказались положительными.

Экономия – 140 млн рублей

О закупках в сфере образования и культуры рассказала заместитель главы муниципалитета Татьяна Османкина. В первую очередь Татьяна Николаевна отметила грамотное планирование закупок. Именно планирование является инструментом повышения эффективности расходования бюджетных средств. Статья 13 закона 44-ФЗ говорит о том, что нужно определять приоритетность приобретения тех или иных товаров и услуг для социальных учреждений. При этом многоплановость закупок для социальной сферы впечатляет – от коммунальных услуг до дрожжей для теста в детском саду и туалетной бумаги. Самым крупным потребителем в социальной сфере считается система образования и молодёжной политики.

В 2018 году для предприятий и учреждений социальной сферы Сургутского района были осуществлены 1834 конкурентные закупки на 519 млн рублей. Доля аукционов в этих закупках достигла 98 процентов.

Как известно, показателем совершенства системы муниципальных закупок является полученная экономия, которая определяется как разница между начальной максимальной ценой и ценой заключённого контракта. Так вот, в 2018 году конкурсные процедуры в социальной сфере позволили получить экономию в размере 140,5 миллиона. Самая большая экономия была получена на услугах по медицинскому осмотру, обу­чению правилам безопасности труда, техническому обслуживанию систем контроля управления доступом, услугах по проведению специальной оценки труда, охране общественного порядка, поставке картриджей, бумаги, чистке кровли от наледи и снега, транспортным услугам.

Анализ закупок показывает, что наименее конкурентными в 2018 году были торги по организации детского отдыха и поставке автомобильного топлива.

Техническое задание к каждому направлению отдыха формируется с учётом огромного количества требований, сформулированных на федеральном уровне. Санитарные требования ужесточаются, и уже сегодня большая часть баз отдыха, предлагавших свои услуги ещё два-три года назад, уже не в состоянии соответствовать требованиям.

Что касается поставок автомобильного топлива, то малое число участников торгов объясняется географическими особенностями Сургутского района. Часть заправочных станций находится в нашем муниципалитете на отдалённых территориях и представлена в единичных экземплярах.

К числу болезненных тем относится и питание учащихся. К поставщикам таких услуг предъявляются жесточайшие требования, а медосмотр расширен до такого объёма, что стоит для организации десятки тысяч рублей. Всё это значительно снижает круг участников.

Непопулярны среди предпринимателей и поставки дезинфицирующих средств, электронно-вычислительной и копировально-множительной техники, услуги по проведению мероприятий. В итоге на закупки у единственного поставщика в 2018 году пришлось 53 процента от общего объёма закупок или 589 миллионов рублей.

В качестве меры, повышающей привлекательность муниципальных торгов, Татьяна Османкина назвала объединение услуг по разным поселениям в один лот. При этом в одном лоте могут оказаться, например, Белый Яр, Угут и деревня Каюкова.

Профессиональные кляузники и недобросовестные поставщики

У участников круглого стола возник вопрос о борьбе с недобросовестными поставщиками, сбивающими цены. Вениамин Матаев назвал таких поставщиков одной из проблем контрактной системы в целом. При этом антидемпинговые меры прописаны в законе 44-ФЗ. Другой вопрос, насколько они эффективны.

Максим Нигматуллин добавил, что проблема эта пока что непреодолима. Любые заградительные барьеры будут работать и против недобросовестных, и против добросовестных предпринимателей, что снижает конкуренцию. Закон 44-ФЗ превращает муниципалитеты в заложников ситуации. Заказчик не может просто так отказаться от услуг победителя торгов и заключить договор с другим участником. Для этого нужно, чтобы победитель отказался от контракта.

– У нас бывает желание расторгнуть договор, но если на полтора месяца мы останемся без уборки дорог или поставки продуктов в школу, то ни к чему хорошему это не приведёт, – резюмировал Максим Эдуардович.

Защищая поставщиков, закон 44-ФЗ поощряет, таким образом, безнаказанность. Более того, по словам Вениамина Матаева, в последнее время среди поставщиков появились профессиональные жалобщики, которые поставку товаров и услуг не осуществляют, а занимаются поиском недочётов в документации и направляют жалобы в конт­ролирующие органы. Бороться с этим явлением можно только путём качественной подготовки контрактов. Выдвигаются также предложения прописать в законодательстве штрафы за необоснованные жалобы.

Что же касается преференций местным поставщикам, то здесь земляков обрадовать нечем. Система муниципальных торгов открыта для любого участника – от Калининграда до Владивостока, а протекционизм в отношении местных предпринимателей карается серьёзными штрафами и отменой результатов торгов. Выдерживать конкуренцию – вот задача для местного предпринимательского сообщества.

​Андрей МАРКИН
Фото автора
07:25
405