20 основных вопросов и ответов о реформе по обращению с ТКО

10:00
2.48K
20 основных вопросов и ответов о реформе по обращению с ТКО

В 2017 году президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента РФ в сфере регулирования обращения с отходами. Основной пункт документа, появившегося в завершении Года экологии, – создание отрасли замкнутого цикла по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

1. Что такое ТКО?
Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определён приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твёрдых коммунальных отходов.

2. Кто такие региональные операторы?

Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но ещё обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить.

3. Зачем нужна реформа обращения с ТКО? 
Главная цель — стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить её качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Ни для кого не секрет, что во многих деревнях мусор зачастую даже не вывозили. Либо выгружали его в ближайшем лесу или овраге. Это привело к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми было практически невозможно. Уберёшь, а через год она опять на том же месте! Теперь же такого быть не должно. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень.

4. На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашений об организации обращения с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Необходимо отметить, что региональный оператор в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре предоставляет банковскую гарантию своей деятельности. В случае невозможности качественно оказать услугу, он рискует потерять десятки миллионов рублей.

5.  Кто должен заключать договор с региональным оператором?
Услугу регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все без исключения собственники ТКО. Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

6. Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?

В соответствии с постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» вопросы регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами отнесены к полномочиям Региональной службы по тарифам ХМАО – Югры.

РСТ – Югры обеспечивается установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с требованиями, установленными Основами ценообразования в области обращения с ТКО и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Единый тариф регионального оператора включает в себя все услуги, связанные с обращением с ТКО, – сбор, вывоз, обработку, обезвреживание, захоронение ТКО. Таким образом, в структуру единого тарифа входят расходы по сбору, транспортированию, обработке (сортировке), захоронению отходов, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду, расходы регио­нального оператора на заключение и обслуживание договоров с собственниками твёрдых коммунальных отходов и операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, налог на добавленную стоимость.

Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учётом территориальной схемы обращения с отходами. При этом НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) и НДС (налог на добавленную стоимость) – это новые для мусорной отрасли платежи, которые перечисляются в бюджет РФ через регионального оператора. Таким образом, они не идут непосредственно на организацию сбора и вывоза ТКО. Если раньше население плату за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) не вносило, то теперь такие требования – платить за каждую тонну коммунальных отходов не зависимо от того, кто их образовал, – появились в федеральном законодательстве.

7.  Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?
Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Сургутского района, утверждённых постановлениями администраций городских и сельских поселений Сургутского района.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утверждённый единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

8. На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги. При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2016 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти ХМАО – Югры и региональным оператором по обращению с ТКО и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с ТКО .

Таким образом, после установления единого тарифа на обращение с ТКО будет сформирован отдельный платёжный документ, в котором появится плата за услугу по обращению с ТКО.

9. Будет ли вычеркнута «плата за вывоз и утилизацию ТБО» из строки «ремонт и содержание жилья»?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2018 № 232 внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, и минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в соответствии с которыми сбор и вывоз твёрдых сбытовых отходов исключены из состава работ по содержанию общего имущества.

С даты установления тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО взимание платы за сбор и вывоз ТКО в составе платы за содержание общего имущества на территориях Сургутского района недопустимо. Размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.

10. Существуют ли льготы на услуги, предоставляемые региональным оператором?

Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Компенсации от 50 до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан. 

11. Когда региональный оператор начнёт оказывать услугу?
Региональный оператор начнёт оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа, утверждаемого Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
12. В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утверждённым постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приёма ТКО путём их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.

13. Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором.

Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа.

Кроме того, по ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП Российской Федерации.

14. Если у физического либо юридического лица уже заключён и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, ранее заключённые собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).

15. Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?
Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.

Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

16.  Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

17. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?
В соответствии с п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039: «Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твёрдых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твёрдых коммунальных отходов.

18. Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор? 

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки. В Сургутском районе эта работа уже проведена.
19. Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами на основании заключённых договоров или по соглашению с ними.

20. Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?

В соответствии с соглашением, в обязанности регионального оператора вменено уведомление органа местного самоуправления муниципального образования Сургутский район и органа, осуществляющего государственный экологический надзор об обнаружении мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, осуществление действий по установлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, обеспечение сбора и транспортирования таких отходов в порядке, определённом Правилами обращения с ТКО, утверждёнными постановлением № 1156. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото– и видеофиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Отдел экологии и обращения с отходами департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации