«Народные» артисты из Лянтора

«Народные» артисты из Лянтора

Лянторская новогодняя примета: чем меньше дней до праздника, тем больше в инста-лентах местных мам и пап фотографий их довольных ребятишек. Место действия – самая настоящая сказка! Новый спектакль к каждому Новому году дарит большим и маленьким горожанам народный самодеятельный театральный коллектив «Авансцена». Обычаю этому исполнилось 15 лет.

Всё-таки театр или весёлое новогоднее шоу? Мнения юных зрителей, входящих с родителями в зал КСК «Юбилейный», разделились. Оттого некоторые – при полном театральном параде: платье в пол и белая рубашка с бабочкой, а другие – в карнавальных костюмах. Лишь в процессе просмотра станет ясно: оправдаются ожидания всех.

«Новогодние приключение троллей» – это спектакль на основе пьесы драматурга Александра Жаркова и по мотивам известного мультфильма о троллях и бергенах. Знакомый ход «праздник под угрозой срыва», победа добрых друзей над проказниками, присвоившими себе новогодние полномочия, и, конечно, немножко волшебства, которое поможет восторжествовать справедливости, – любимый классический сюжет, как вкусная конфета, завёрнут в яркую обёртку из интерактивных спецэффектов, модной хореографии, музыки и обязательно живого вокала. Зрелищные музыкальные постановки – это одна из традиций «Авансцены».

Другая традиция – объединять семьи в зрительном зале, делать спектакли интересными для разных поколений. А потому знакомая малышам тролль Розочка помогает подруге решать взрослую проблему «нечего надеть». Тинейджеры узнают себя во время обнимашек троллей, а молодёжь оценит, как герои «зажигают», исполняя модный подиумный танец вог. И всё это вплетено в канву сказки.

Надо сказать, что в арсенале «Авансцены» – только сказочный жанр, и это очередная фишка коллектива. Казалось бы, театралы сами себя ограничивают: на многое ли способна сказка? Оказывается – на многое.

– В сказке всё возможно. Есть в ней и своя драма, и комедия, и трагедия. И мораль тоже есть. Донести можно любую идею. И при этом сказка – ложь, – художественный руководитель Ольга Стороженко хитро улыбается.

Театр и его театралы

Это именно её детище. В 2003 году Ольга Петровна, в то время режиссёр ГДМ «Строитель», предложила коллегам по цеху разнообразить лянторские предновогодние будни, поставив на общественных началах спектакль. И на многие годы очертила состав театрального коллектива. С тех пор, только подходит ноябрь, руководители клубных объединений, хореографы, работники сцены пытаются изыскать время в плотном трудовом графике, чтобы вернуться в актёрские ряды. И ужасно расстраиваются, когда не получается.

Однако не только людьми из культуры полнится «Авансцена».

– В разные годы у нас выступали и кавээнщики, и ребята из молодёжных театральных студий. Иногда работники совершенно других предприятий и сфер, никак не связанных с театром или культурой. Люди просто приходили и спрашивали, можно ли попробовать? И оставались, – рассказывает Ольга Стороженко.

Выходит, что в коллективе, который выдаёт практически мюзиклы, нет ни одного профессионального актёра. Одни лишь «народные» артисты. Как это возможно?

– Конечно, я работаю индивидуально с актёром, чтобы он мог дать нужную эмоцию. Это помогает раскрыться. Но ещё нужно отталкиваться от самого человека, на что он способен. Ведь если предложить поющую роль танцующему актёру, то не избежать фиаско. Поэтому я вывожу на первый план сильную сторону артиста, – делится секретами успеха руководитель коллектива.

Это напоминает историю Марии Сиверцовой. Штатный балетмейстер, она из спектакля в спектакль отвечала за движение на сцене: ставила хореографические зарисовки, этюды, пантомиму. А когда потребовался танцующий актёр, долго не думали, кому предложить роль. Правда, было одно «но»: насколько легко Мария двигалась, настолько сложно ей давалась декламация.

– Я так боялась разговаривать на сцене, причём в любом виде. Даже просто слово сказать – для меня это было ужасно! – с чувством вспоминает актриса. – Моя первая говорящая роль – поросёнок. И спасало то, что образ был плаксивый. За него можно было спрятаться.

Меньше слов, больше дела – по такому принципу Ольга Петровна подбирала роли артистке, предпочитавшей отмалчиваться. Но потихоньку Мария на сцене обжилась, разговорилась. А в спектакле «Новогодние приключения троллей» М. Сиверцова исполняла одну из главных ролей. И даже пела!

Жизнь фестивальная и гастрольная

Сегодня, как и 15 лет назад, «Авансцена» существует на энтузиазме руководителя и актёров. И в их свободное время. Порой коллективу удаётся оторваться от календаря и выдавать по две сказочные премьеры в год.

Выпадает возможность – едут артисты показать себя на творческих фестивалях. За 15 лет каких только наград не получали: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая постановка», «Открытие года», «Лучшая сценография», «Лучшая режиссёрская работа» и другие, всех не перечислить. Но особая гордость – два Гран-при районного конкурса «Звёзды XXI века» и высшая награда окружного фестиваля любительских театров «Театральная весна» в 2006 году.

Совсем уж большая роскошь по нынешней загруженной жизни, но выезжает «Авансцена» и на гастроли. Каждый год сказка сама приходит в детские сады Лянтора. Реже, но всё-таки удаётся побывать с постановками в ближайших поселениях: Ляминой, Сытомино, Нижнесортымском. А ещё с большой теплотой вспоминают в коллективе большой гастрольный тур по Нижневартовскому району. Это было 12 лет назад, как раз после окружного Гран-при.

– Мы тогда объехали Нижневартовский район вдоль и поперёк. Нас везде ждали, и в маленьких сельских домах культуры мы отыграли не один десяток раз, – рассказывает Ольга Петровна. – Даже был такой случай. Выехали мы из одного поселения в соседское. А их разделяет река Вах, и на переправе наш автобус не смог проехать. Тогда жители той дальней деревеньки привезли свою детвору на личных машинах на этот берег. По детям было видно, что они впервые в настоящем театре: у нас ведь с собой и костюмы, и дым, и софиты, и спецэффекты. Раздали мы нашим маленьким зрителям программки, а они не знают, что с ними делать. Тогда я и поняла, что большое мы дело делаем. Это, если хотите, просвещение. Ведь кто в эти крохотные посёлки ездит? Если только цирк. А уж театр, пусть даже и самодеятельный – едва ли.

Надежда на Год театра

Взаимодействие зрителя и актёра во время спектакля немало занимает Ольгу Стороженко. Да, это в какой-то степени на руку артистам, когда фото с постановки в режиме реального времени перекочёвывают в виртуальное пространство. Пусть в такой форме, но искусство привлекает к себе внимание. И всё же в театре зритель должен быть поглощён магией спектакля, а не смартфона.

– Молодёжь вся в интернете, тяжело достучаться. А ведь что такое театр? Это живая эмоция, живые люди с настоящими переживаниями. Это когда актёр не на экране, а на сцене. Когда он тебе в эту же самую секунду что-то говорит. Может, потому театр и не самое популярное искусство, потому что есть гаджеты? А с другой стороны, тоска по живым эмоциям и влечёт в театр, приходить и играть, и смотреть, – размышляет Стороженко.

Есть надежда, что в этом плане что-то поменяется в Год театра в России, которым провозглашён 2019-й. Что ж, вручим ему заботу о зрительской культуре. О чём ещё мечтает руководитель «Авансцены» в этот знаковый для театра год? Чтобы коллектив прирастал новыми свежими творческими силами. Тогда и идей будет много, и возможностей для их сценического воплощения.

СПРАВКА

2019 – Год театра в Лянторе откроют спектаклем «Новогодние приключения троллей» (режиссёр О. П. Стороженко). Открытый показ состоится 12 января на сцене КСК «Юбилейный».

​Анастасия ТАРАСОВА
ФОТО из архива Ольги Стороженко
08:10
232