«Человек из ресторана» Константина Райкина

«Человек из ресторана» Константина Райкина

28 и 29 ноября на сцене ДИ «Неф­тяник» был показан спектакль «Человек из ресторана» театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, в главной роли – народный артист России Константин Райкин. Гастроли прошли в рамках фестиваля «Золотая Маска» – самой престижной награды в области театрального искусства.

В Сургуте фестиваль «Золотая Маска» при поддержке ПАО «Сургутнефтегаз» проходил во второй раз. Первый проект состоялся в 2006 году. В афише были представлены спектакли ведущих московских театров.

Всё для зрителя

– Для нас это большая честь – принимать у себя такие проекты, – говорит директор ДИ «Нефтяник» Сергей Сокольников. – Из года в год мы получаем обратную связь от зрителя и стараемся давать именно то, что нужно людям. Это могут быть юмористические лёгкие постановки или такие глубокие и высокодуховные, как сегодня. Сцена Дворца искусств позволяет принять спектакли разных форм и жанров, она достаточно мобильна и хорошо оснащена.

В конце января в ДИ «Нефтяник» приедет Тюменский драматический театр с постановкой «Ханума» и мюзиклом «Буратино». После них на гастроли ждут артистов КТЦ «Югра-Классик» с шоу Tibute to Michael Jackson и сказкой с оркестром «Снежная королева». В начале марта на большой сцене дворца выступит Кремлевский балет с покорившими уже сердца многих зрителей постановками «Руслан и Людмила» и «Эсмеральда». По словам директора Дворца искусств, всего на будущий год запланировано порядка 27 гастролей.

Высокотехнологичная сцена Дворца искусств готова принимать не только гостей с громким именем. Небольшие камерные театры также могут приехать в Сургут. По словам директора ДИ «Неф­тяник» С. Сокольникова, двери Дворца искусств открыты для каждого. Например, здесь выступает молодой коллектив сургутского театра «Два с половиной», артисты показывают спектакли «Ревизор» и «1984», которые проходят с аншлагом.

Константин Райкин на вопрос «Почему Сургут?» отвечает:

– Для меня вполне естественно приезжать сюда. По моим меркам Сургут – очень театральный город, мне здесь всегда нравится. Приятный, думающий зритель. Уже не говоря о том, что в Высшей школе сценических искусств и у меня есть студенты как отсюда, так и из Ханты-Мансийска.

Сценическую композицию с подзаголовком «Сказ о благородстве жизни» коллектив театра играет уже третий год. Описанием сюжета отлично подойдут слова писателя Ивана Шмелёва, который и написал пьесу с одноименным названием: «На фоне бойкой, играющей, внешней жизни, вернее, над этим фоном хотел я дать жизнь незаметного человека… Понятно моё намерение – таких, как он, масса. Идёт жизнь, гремит своей музыкой, комплексом довольства и радостей поверху, и укрыла фоном всё настоящее, что бьётся и творит её».

– Это произведение сейчас очень нужно духовному российскому человеку. Мы рассчитываем на понимание и подключение зрителя. Если говорить про нынешнюю молодёжь, то ей также очень полезно посмотреть «Человека из ресторана». Я считаю, что в нашем обществе зреют очень тревожные процессы бездуховности, отсутствия интереса к знаниям, навыка к чтению... Поэтому такие пьесы сейчас необходимы, – делится мнением К.А. Райкин.

Художественный руководитель хвалит коллектив и говорит, что с каждым артистом он хорошо знаком.

Вспоминаем забытое

Режиссёр постановки – 35-летний Егор Перегудов – упорно трудился над созданием пьесы. Ему удалось добыть дневники самого писателя, привезти их из Франции в Россию. По его словам, поставить спектакль на прозу, а не на драматургию – та ещё задача. Он не был уверен в успехе.

– Я перечитывал дневники Шмелёва, чтобы посмотреть, как он работал, как у него складывались мысли, чтобы в точнос­ти передать замысел автора. Он писал сплошняком, затем вычёркивал лишнее, в итоге из 10 страниц оставалась одна. Мы так же работали над спектаклем. Сперва один акт шёл четыре часа, затем мы постепенно убирали лишнее, уплотняли. Могу сказать, что он – не самый простой для восприятия. Здесь нужно подумать, прожить вместе с главным героем все его перипетии, чтобы прийти в финале к той мысли, к которой он приходит, – рассказывает о своей работе режиссёр.

Он также уверен, что сейчас у российского зрителя есть потребность в глубокой литературе. На слуху у каждого – ряд приз­нанных авторов: Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Островский… Но есть ещё много достойных, но забытых авторов – таких, как Иван Шмелёв.

Егор Перегудов похвалил сцену Дворца искусств за многофункциональность.

Добро – это сила

… И даётся она от Господа. Именно так звучал итог пьесы. Это мысль, к которой пришёл главный герой спектакля. Он – официант фешенебельного московского ресторана Яков Скороходов – каждый день терпит унижения спесивых господ, которым вынужден прислуживать. Параллельно с этим у Якова рушится семья: сына-революционера выгоняют из училища, и тот подаётся в бега, умирает супруга, а дочь сожительствует со своим начальником. Всё, что к концу жизни остается у официанта, – это внучка, съёмная комната и работа в услужении. Но даже в таких обстоятельствах главный герой остаётся честным и добрым человеком, не потерявшим веру в Бога.

Полный зал Дворца искусств говорит о том, что спектакль удался. Зрители хлопали стоя и не отпускали артистов ещё несколько минут.


Кстати

Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». За это время прошло более 100 проектов в 48 городах от Архангельска до Южно-Сахалинска.


МНЕНИЯ

Ирина Шерстнова,
неработающий пенсионер
ПАО «Сургутнефтегаз»:
– Спектакль дал пищу для размышления. Актёры играли чудесно, мне всё понравилось. Они спели это произведение, как оркестр. Видно, что Константин Райкин собрал очень дружный коллектив. На самом деле начинаешь понимать, что через испытания можно пройти только с Богом в душе.

Наталья Красикова, заместитель начальника отдела МТС НГДУ «Фёдоровскнефть»:
– Спектакль по времени шёл довольно долго, эмоций очень много. Я поражена, насколько здорово актёры смогли передать атмосферу с минимальным набором декораций. Конечно, это не развлекательная пьеса, здесь нужно думать, анализировать, сочувствовать герою. В какой-то степени это даже тяжело, но результат того стоит.

Майя Чернышова, неработающий пенсионер
ПАО «Сургутнефтегаз»:
– Я очень люблю Шмелёва, хорошо знакома с творчеством. Повесть «Человек из ресторана» – одно из моих любимых произведений, я знаю его почти дословно. Поражена, насколько близко к тексту актеры поставили спектакль. Не ожидала, что его привезут в Сургут. Очень душевно.

Маргарита ВОЛЬФСОН
ФОТО Даниэллы БЕРШАНСКОЙ и Вадима ВИДЯЙКИНА
10:30
225