Жизнь моя, кинематограф!

Киновечер «Российское кино: первые кадры», привлёкший 11 февраля в центральную городскую библиотеку им. А.С. Пушкина большое число любителей кино от самых юных до пенсионеров, стал первой ласточкой в ряду мероприятий, подготовленных городскими библиотеками в рамках Года российского кино. В центре вечера - история зарождения кино в России: первая демонстрация «фильмы» в Петербурге и Москве.



От синематографа Люмьеров

История мирового кино начинается в XIX веке. Признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Люмьер, созданная ими аппаратура оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. «Кинематограф» (или «синематограф») - именно так называлось устройство Люмьеров.

Первая публичная демонстрация состоялась в Париже в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата - 28 декабря того же года, день первого платного киносеанса (это произошло в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок). В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики», но наиболее популярным стало «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление: во время просмотра зрители, поражённые движением поезда, вскакивали с мест, опасаясь быть задавленными или получить травмы. Этот киносеанс положил начало всему мировому кино. Об этом, кстати, Алла Сурикова сняла фильм «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), фрагмент которого был показан на вечере. (Уточним, что правильно бульвар всё-таки называется бульвар Капуцинок - по имени рядом стоявшего монастыря).

Наше кино

История кино в России началась в 1896 году. Уже 1898 год отмечен появлением не только сюжетов братьев Люмьер, но и заявкой о себе документального кино России, представленного хрониками операторов В. Сашина и А. Федецкого. Первые сеансы прошли в мае 1896 года в Петербургском саду «Аквариум» и в Московском театре оперетты «Эрмитаж». Первый же настоящий кинофильм «Понизовая вольница» («Степан Разин») в нашей стране был создан режиссёром Ромашковым в мастерской петербургского фотографа и оператора Дранкова в 1908 году. Это была чёрно-белая немая постановка с трогательным, плачевным сюжетом. За ней последовали «Пиковая дама» Я. Протазанова, «Сумерки женской души», «Преступная страсть» Е. Бауэра, «Дворянское гнездо» В. Гардина. С 1910 года популярностью пользовались как классические, так и детективные, остросюжетные, мелодраматические сценарии.

Участники вечера узнали, а кто-то и вспомнил забытые и полузабытые имена, без которых отечественное кино могло бы стать совсем другим, неизвестные подробности жизни и творчества кинематографистов того времени. Например, режиссёр, оператор и продюсер Александр Дранков не только в течение двух лет снимал великого писателя Льва Толстого, но и сам послужил прототипом одного из героев булгаковского «Бега». А на базе киноателье Александра Ханжонкова был создан «Мосфильм». Первыми же звёздами отечественного кино стали Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин, Витольд Полонский.

И как тут не сказать о потрясающем немом историческом художественном фильме «Броненосец «Потёмкин», который снял режиссёр Сергей Эйзенштейн на киностудии «Мосфильм» в 1925 году, ставшем одним из лучших фильмов мирового кино и эталоном для многих кинематографистов.

В качестве отступления хочется напомнить, что до 1927 года практически все фильмы были «немыми», и тут мы не можем не упомянуть смешного и великого Чарли Чаплина. Система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, появилась в начале двадцатых годов прошлого века, и первой на эксперимент решилась американская фирма «Уорнер Бразерс», в 1927 году выпустившая звуковой фильм «Певец джаза».



«Броненосец «Потёмкин».


История кино в России набирает новые обороты в начале тридцатых - звуковое кино «Путёвка в жизнь» Николая Экка меняет стереотипы постановки и восприятия. Ещё 30-е годы славятся шедеврами комедийного жанра. Речь идёт о лучших работах Григория Александрова - «Волга-Волга», «Цирк», «Весёлые ребята» с великолепной Любовью Орловой в главных ролях, на долгие годы ставшей эталоном женственности и красоты для советских зрителей. За ней пришли в кино Марина Ладынина и Валентина Серова, Людмила Целиковская и Лидия Смирнова...

Много, очень много имён режиссёров, актёров, названий фильмов, которые у старшего поколения на слуху, прозвучали на вечере из уст обаятельной ведущей Светланы Романовой, создавая представление о развитии киноиндустрии в СССР.

Красные чумы и лодки на Севере

Отдельным блоком на вечере была представлена краткая история развития кинофикации в Сургуте и Сургутском районе: красные лодки, агитбригады, первый кинотеатр... Очень хорошо о том периоде рассказал режиссёр Виталий Мельников в фильме «Агитбригада «Бей врага!», там артисты во время войны ездят по Сибири, останавливаются в каждом посёлке, дают концерты и показывают кино.



«Служебный роман».


Своими воспоминаниями о том периоде и краеведческими знаниями поделились коренная сургутянка, ветеран журналистики Галина Кондрякова:

- В середине прошлого века в нашей местности появилась кинопередвижка, которая ездила, в основном, летом по деревням. Ездили супруги Сафроновы, она продавала билеты, а он показывал фильм, прямо среди деревьев натягивали белое полотно. Я бегала на все фильмы. До сих пор помню фильм «Седая девушка», я плакала, когда смотрела. Позже кино возили Проводниковы, Разгуляевы. А потом, вспоминаю, уже в городе, как я перед сеансом в кинотеатре «Октябрь» танцевала со своим дядей (в те годы перед сеансами в фойе звучала музыка).

А начиналось всё ещё в 30-е годы, когда открывались «Красные чумы»; в 1932 году заведующим Аганским «Красным чумом» был Иван Худяков. Он показывал фильмы коренным жителям и в своих воспоминаниях писал, что сначала все садились близко к экрану, а потом отодвигались, верили, что экранные герои и предметы реальны и могут им навредить.

Нина Тверитина - руководитель сургутского кинозала «Галерея кино» тоже призналась, что маленькой часто бегала в кино, но никогда не думала, что жизнь её будет с ним связана. А начался этот роман с кинотеатра «Октябрь», куда она устроилась работать в 1982 году.

Женщина вспоминает, что Север в плане киноискусства не обижали, по разнарядке по три копии фильма из кинофонда присылали сюда, и все они до сих пор бережно хранятся.



«Покровские ворота».


Интересным было и выступление сургутского журналиста Сергея Ильиных, который тоже признался в любви к киноискусству с детских лет, вспомнил, как часто ходил в кино, сбегая порой с уроков, как потом организовал с ребятами школьный кинотеатр «Юность», ездил на слёты юных любителей кино, за что на фестивале был отмечен путёвкой в Артек, как коллекционировал открытки с киноартистами. В завершение Сергей очень выразительно прочёл стихотворение Юрия Левитанского «Кинематограф».

Кумиры меняются, кино остаётся

- Времена изменились, кинематограф уже не тот, - сказал Сергей. - Меньше становится фильмов, которые хочется пересматривать.

Но они есть! У каждого из нас есть своё, любимое, кино, которое мы готовы смотреть бесконечно. Для меня, скажем, это «Служебный роман», «Покровские ворота», «Обыкновенное чудо»... ну и ещё с десяток фильмов. У молодого поколения - свои приоритеты, свои кумиры среди актёров, свои режиссёры. Но как бы там ни было, во все времена кинематограф будет привлекать к себе человечество своей таинственностью и волшебством. Для того и дано кино, чтобы мы вечно стремились разгадывать его загадки. А чтобы лучше понимать кино, надо знать его язык и историю.

Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ

...Кем написан был сценарий?

Что за странный фантазёр

Этот равно гениальный и безумный режиссёр?

как свободно он монтирует различные куски

ликованья и отчаянья, веселья и тоски!

Он актёру не прощает плохо сыгранную роль

Будь то комик или трагик, будь то шут или король.

О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом

В этой драме, где всего-то меж началом и концом

Два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно...

Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!
00:00
478