​Автопробег на раритетных автомобилях финишировал в Сургутском районе

12:30
1.03K
​Автопробег на раритетных автомобилях финишировал в Сургутском районе

В период с 14 по 21 сентября в Югре проводился автопробег «Победа – одна на всех». Его участники стартовали из посёлка Октябрьского и финишировали в городе Когалыме, расположенном на территории Сургутского района.

В дороге они посетили Анд­ру, Приобье, Нягань, Мулымью, Урай, Ханты-Мансийск, Ярки, Горноправдинск, Куть-Ях, Сентябрьский, Сургут, Барсово, Лянтор, Фёдоровский и Русскинскую. За спиной осталось пять тысяч километров пути.

Земляки из Мурманска встретились в Казахстане

В апреле, в рамках первого этапа экспедиции, наши земляки стартовали из Нижневартовска и посетили Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Урал, увидев по пути много интересного. Например, в городе Балхаше (Казахстан) участники экспедиции посетили одно из местных градообразующих предприятий: АО «Завод обработки ценных металлов». Начальник отдела энергетики и эксплуатации оборудования Игорь Ничипуренко провёл для гостей экскурсию.

Именно сюда 16 октября 1941 года был эвакуирован Кольчугинский завод, и уже в марте 1942 года коллектив предприятия выпустил первый слиток металла. Для нужд фронта на заводе производили снаряды, гильзы и прочие изделия. Сегодня на заводе производят металлическую проволоку, а отдельный цех разливает металл по слиткам. Основная масса продукции идёт в Россию.

Встретиться и побеседовать с ветеранами и тружениками тыла участникам автопробега удалось в местном Дворце школьников. Сегодня в Балхаше живёт пять фронтовиков, 46 тружеников тыла и около четырёх тысяч «детей войны».

Кстати, при общении с ветеранами выяснилось, что один из них, Пётр Тимофеев, родом из Мурманска, как и один из участников экспедиции, Андрей Фунтов. Так два земляка из Заполярья встретились на земле Казахстана. Одному из них пришлось для этого проехать десять тысяч километров, а другому ждать много лет, чтобы передать привет и исторические документы на родину. По материалам апрельской экспедиции были изданы брошюры и смонтирован фильм.

Самым старшим был «ребёнок войны»

В ходе второго этапа участники пробега рассказывали югорчанам о своём апрельском путешествии. Причём на этот раз упор был сделан на небольшие поселения Югры. В поселениях члены экспедиции собирали информацию о том, как жили эти населённые пункты в годы вой­ны, какой вклад внесли в нашу общую победу, посещали ветеранов, отвечали на вопросы местных жителей.

Всего в сентябрьском пробеге участвовали три легендарных автомобиля марки «Победа» и две машины сопровождения. Вместе с медиакомандой и группой технического сопровождения число участников составило 11 человек. Одна из «Побед» была из Урая, вторая – из Нягани, третья – из Фёдоровского. Последний автомобиль принадлежит местному жителю Егору Кравчуку. Егор Сергеевич, родившийся в 1942 году, считается «ребёнком вой­ны» и… самым старшим участником экспедиции. Родился он в эвакуации в Узбекистане, там же учился в институте.

Пенсионер вспоминает, что председатель их колхоза ездил на полноприводной «Победе», и уже тогда у юноши появилось желание стать обладателем такого автомобиля. Его мечта сбылась только в 1970-х годах, когда ему удалось приобрести машину у первого секретаря Сургутского горкома КПСС Василия Бахилова.

На счету Егора Сергеевича уже шесть автопробегов. Автомобилем он доволен и не хочет расставаться с ним ни за какие коврижки. Правда, после инсульта управление машиной пенсионер доверил жителю Фёдоровского Вадиму Казиеву. Он и был за рулём во время последнего автопробега. Сам Вадим – тоже примечательная личность. В своём личном гараже он занимается восстановлением раритетных автомобилей «Победа» и даже получил на это грант, о чём наша газета уже писала в одном из августовских номеров.

Машины, возраст которых превышает 60 лет, конечно, дос­тавляют определённые хлопоты участникам пробега. В морозы их трудно заводить и некомфорт­но в них ездить. На подъезде к Барсово оторвался приводной ремень к генератору, а в Лянторе произошла уже более серьёзная поломка. Поэтому группа технической поддержки, состоящая из студентов Сургутского политехнического колледжа, каждый вечер проводила профилактичес­кий осмотр.

«Маэстро» и «Смуглянка»

По словам руководителя пос­леднего автопробега Антона Тимошенко, самым ярким автомобилем в их колонне можно назвать «Победу» из Нягани, носящую прозвище «Маэстро». За рулём её сидит технический директор проекта Игорь Илык. Это единственная машина, которая приняла участие во всех международных экспедициях проекта и прошла весь путь советского солдата от Сталинграда до Берлина. Только в рамках медиапроектов автомобиль намотал более сорока тысяч километров (это длина экватора)!

А самой капризной считается машина из Ханты-Мансийска по прозвищу «Смуглянка» под управлением руководителя проекта Николая Заболотнева. Этот автомобиль – самый старый среди участников экспедиции, 1951 года выпуска. Несколько лет назад его нашли буквально в сугробе и восстановили за год. В сентябрьском пробеге машина не участвовала, но в его послужном списке уже две медиаэкспедиции и 20 тысяч километров пути.

А сколько тысяч километров впереди, пока не знает никто. В мастерской Вадима Казиева в Фёдоровском сейчас восстанавливается сразу несколько «Побед», которые примут участие в будущих экспедициях.

Это интересно

«Родина» или «Победа»?

Первоначально автомобиль предлагали назвать «Родина». Однако Сталин сыронизировал по этому поводу: «Почём будем «Родину» продавать?». Ему предложили название «Победа», но он и тут отмахнулся. Впрочем, после некоторого размышления вождь дал согласие. Кстати, это было первое имя собственное в советском автопроме. До этого машинам присваивался только индекс. Осмотр пилотной модели прошёл 19 июля 1945 года.

Справка

Самая масштабная медиаэкспедиция «Победа – одна на всех» была приурочена к 70-летию Победы и состоялась в 2015 году. 30 участников прошли за 50 дней путь от Сталинграда до Берлина и финишировали 8 мая в Москве.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Андрей МАРКИН Фото предоставлено организаторами экспедиции
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации