Главный по кадрам. Интервью с Михаилом Кириленко

14:10
8.27K
Главный по кадрам. Интервью с Михаилом Кириленко

Газета «Вестник» продолжает публикацию цикла рассказов о людях «Призванные Севером» под эгидой 95-летия Сургутского района. Сегодня в этом цикле интервью с Михаилом Кириленко, заместителем генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» по кадрам.

Он привык разговаривать по-человечески. С большими людьми, с ветеранами производства и теми, кто ещё «в строю» – на промысле, со вчерашними студентами, с журналистами – со всеми. Для каждого найдёт время, верный тон, важные слова. Весь долгий трудовой путь в Сургутнефтегазе, без малого 40 лет, Михаил Фёдорович Кириленко работает среди людей и на их благо.

Следом за молодой женой

– Михаил Фёдорович, расскажите, как вы устроились на работу в Сургутнефтегаз?

– Я жил в Омске, работал старшим оператором на нефтеперерабатывающем заводе. К нам на практику приехали студентки Тюменского нефтегазового института. Девушки жили у нас, в мужском общежитии. Я тогда был членом комитета комсомола, ответственным за спортивный сектор и водил группы в поход. Так и познакомился с будущей женой. Она – из Сургута, но оказалось, что её корни – на юге Тюменской области, откуда и я родом. Она поехала к бабушке, я – к родителям… 28 апреля 1979 года поженились. Когда приехал в Сургут, сразу устроился в тампонажную контору – оператором по цементированию скважин. Потребность в кадрах была большая. Тем более у меня – образование, опыт работы. Три дня стажировки – и вперёд! Через три месяца окончил курсы машинистов, помню, мне дали сразу 6-й разряд – самый высокий.

– Как же судьба привела вас «подальше от начальства, поближе к кухне», в Торгово-производственное управление?

– В тампонажной конторе я дослужился до начальника цеха, потом избрали заместителем председателя профкома ПО «Сургутнефтегаз». Я год поработал, и Виктор Николаевич Соколов, начальник ТПУ, говорит: «Слушай, хочешь быть директором базы?» Согласился. А когда Виктор Николаевич уволился, вызывает меня руководитель: «Пойдёшь начальником ТПУ, справишься?» Честно говорю, котлету от шницеля не отличаю. «Научишься!» Вот так я 11 лет возглавлял «кухню». И с удовольствием вспоминаю те годы.

– Когда вы познакомились с генеральным директором Владимиром Леонидовичем Богдановым?

– В Локосово, он тогда был главным инженером. А потом уже в должности заместителя генерального по бурению, а я – в тампонажной работал.

– Вы общались по работе?

– Мой уровень был другим. Он – руководитель, я занимался цементажем скважин в Комсомольском НГДУ. Наша бригада была известной в то время. Интересно, как всё быстро пролетело – 39 лет, мама не горюй!

Куда пойти учиться?

– Начало лета – пора раздумий для выпускников. Куда пойти учиться, чтобы в будущем найти интересную и хорошо оплачиваемую работу? Давайте поможем им. Какие специалисты востребованы? Вы удовлетворены качеством знаний «новобранцев» или приходится переучивать по ходу?

– Востребованы технические специальности – в разработке, бурении, энергетике, теплоэнергетике, геофизике, на транспорте, в строительстве. Бухгалтеры, юристы – их столько «бродит», выбор есть. Ежегодно в Сургутнефтегазе порядка 2300 человек уходят на заслуженный отдых, уезжают, поэтому восполнение нужно.

Идёт сменяемость кадров. В 2017 году 2300 студентов прошли практику у нас. Около 500 молодых специалистов приходят к нам на работу ежегодно.

Базовыми вузами, из которых к нам идут специалисты, являются Тюменский индустриальный (порядка 30 процентов технического персонала – его выпускники). Сургутский нефтяной техникум и Сургутский политехнический колледж неплохих ребят готовят. Очень хорошие специалисты идут из Уфимского нефтегазового. Геофизики – Новосибирск. Геологи – Томск. И, конечно, Губкинский тоже. Сейчас с Ухты начали подтягиваться кадры, из Якутии.

– Приходят новобранцы, вы с ними беседуете?

– Мы ещё на практике к ним приглядываемся. Бывают пустые «звёздочки», которые не светят. У нас организован входной контроль при приёме на работу. Успешность при сдаче теста должна быть не ниже 80 процентов. На базе ЦПТО нужно пройти тестовые задания по специальности, по профессии. Не только молодые специалисты проходят – все. У нас более 30 специальностей, по которым идёт тестирование.

ЦПТО Сургутнефтегаза остаётся лучшим в отрасли

– Центр политехнического обучения ОАО «Сургутнефтегаз» оценивают как один из лучших в стране. Его открыли летом 2016 года, на тот момент он имел самое передовое оснащение. Технологии развиваются. Обновляется ли материально-техническая база, информационные ресурсы центра?

– По-другому и быть не может, на то он и есть учебный центр! Через него за все эти годы, с 1965-го, прошло более 600 тысяч человек. Когда покупаем новое оборудование, наши технические специалисты с предприятий едут и учатся у изготовителя, потом становятся инструкторами-преподавателями. Сегодня проект дистанционного обучения в цифру переводим. Чтобы люди могли, у кого есть возможность, с рабочего места или даже из дома войти и свою программу изучить. А уже на отработку практических навыков, на сдачу экзамена человек придёт к нам, в ЦПТО.

– Традиционно летом проходит конкурс «Лучший по профессии» – первый этап. Сколько людей принимает в нём участие? Кого привлекаете для судейства?

– По каждому направлению создаётся комиссия во главе с заместителем генерального директора и главными специалистами. Сначала проводятся внутренние соревнования в структурных подразделениях, отбирают лучших на местах. Они тренируются и приходят в ЦПТО на финальные испытания. Награждение победителей конкурса «Лучший по профессии» в День работников нефтяной и газовой промышленности занимает минут 40! С другой стороны, они лучшие – каждый в своей сфере – и заслуживают того, чтобы их выделяли, чествовали.

Соревнуются не только представители нефтяных специальностей. Экономисты, бухгалтеры... Мы будем проводить конкурс «Лучший кадровик», 43 «структурки» заявляют своих кандидатов. Все хотят участвовать! Потому что это праздник – видеть друг друга, обмениваться опытом. В прошлом году по итогам конкурса выпустили брошюру «Памятка мастеру» – с разъяснениями кадровых ситуаций. Тираж 20 тысяч экземпляров – всё разошлось.

Жизнь большого коллектива

– Сургутские нефтяники проявляют себя не только в производственной жизни, но в творчестве и спорте. Для руководителей проводится отдельная спартакиада. Вы в ней участвуете?

– Последние годы участвую в мероприятиях по открытию и закрытию спартакиад. А в молодости играл в футбол, волейбол, бегал на короткие дистанции, позже стрелял. Когда был начальником ТПУ, играли командой, даже занимали призовые места.

– В компании существует многоуровневая система поощрения персонала, включающая все существующие в стране ранги наград. Известно, что есть даже два Героя труда России. Расскажите об этом. Сколько лет надо проработать в компании, чтобы стать ветераном труда ОАО «Сургутнефтегаз»?

– Звание даётся при стаже работы от 20 лет. Сегодня работающих ветеранов труда 5 977 человек, а всего их 16 762. Какие для них есть преференции? Путёвки бесплатные, компенсация расходов на лечение до 50 процентов и прочее. Поэтому люди стремятся, хотят получить эту награду. Но не могут все быть ветеранами, выбирают лучших из лучших, чтобы эта награда не потеряла свой статус! У нас, в Сургутнефтегазе, есть своя высшая награда – «За трудовые заслуги», её получил всего 461 человек. Это нагрудный золотой знак, который тоже даёт льготы, включая материальную помощь на лечение, приобретение путёвок в пределах России.

Кадровый вопрос

– Сургутнефтегаз активно осваивает Восточную Сибирь, шагнул в Иркутскую область. В перспективе – новые месторождения на берегу Северного Ледовитого океана. Как будет решаться кадровый вопрос? Значит ли это, что нефтяники будут работать вахтовым методом, например, летать из Сургута? Или предпочтение будет отдано местным жителям?

– Надо будет смотреть, кто на данной территории есть, сколько их, местных жителей? Мы осваиваем месторождения в Якутии, территория огромная, но в основном население сосредоточено в Якутске, других городах. Где мы работаем – деревня. Местных трудоустроена тысяча человек. Семь тысяч летают по вахте. В Сургутнефтегазе 23 тысячи вахтовиков из разных территорий: Омска, Томска, Уфы, Самары. А если с нашей местной вахтой считать – 31 тысяча выходит. Поэтому надо будет смотреть, какие объёмы добычи, и по необходимости принимать решение.

– Какие качества вы цените в людях, на что смотрите в первую очередь, когда принимаете на работу?

– Самое главное – порядочность, честность. Потом уже технические знания, компетенции. Пролистав трудовую книжку, я с достоверностью на 90 процентов могу сказать, какой человек. Приходит молодой специалист, за пять студенческих лет он трижды должен был быть на практике, с трудоустройством. Спрашиваю, где был? – В Тюмени. – А где в Тюмени на практике бурение? Ясно же – штампы поставил. Вот тут надо ухо востро держать: он не поехал на практику ни разу, заведомо липовые документы подаёт.

– Сейчас везде курс на оптимизацию расходов, рачительный подход. А на чём экономить нельзя?

– На людях экономить нельзя. Наш генеральный директор говорит: «Деньги жалеть не надо, но их надо считать всегда». Не мною придумано, что вложение в персонал – самое продуктивное. Речь не только про обучение, это и социальная составляющая. Сургутнефтегаз в целях сохранения семейного благополучия содержит санатории «Нефтяник Сибири», «Лермонтово», детский лагерь «Юный нефтяник». Наши сотрудники семьями могут отдыхать на побережье Чёрного моря, отправлять на юг детишек.

У нас в регионе работники с удовольствием пользуются услугами санатория «Кедровый Лог», называют его «Наш сургутский Баден-Баден».

– Есть ли цифры, которые говорят о социальной составляющей работы компании?

– У нас есть коллективный договор, в год на его обеспечение расходуются огромные средства. Я говорил о путёвках. И льготный проезд обеспечивается. У нас есть женсовет, который объединяет почти 25 тысяч женщин. Он работает по своей смете, проводит мероприятия, премирование. Только ко Дню семьи в Сургутнефтегазе проведено 365 мероприятий! Общество «Забота» – помощь инвалидам, полностью финансируется нами. А там почти 600 детей работников и работники-инвалиды. Детям с серьёзными заболеваниями до 100 тысяч рублей в год предоставляется. Молодёжное объединение тоже работает по своей смете. Кроме того – спартакиады, конкурс «Лучший по профессии», мы же участвуем и на окружном, и на всероссийском уровнях.

Корни

– Известно, что вы родились в Голышмановском районе Тюменской области, поддерживаете отношения с земляками. Расскажите о своих корнях.

– Мама была учителем, во время войны работала завучем в школе, потом заведовала детским садом. Отец – фронтовик, служил в артиллерии. Не дошёл маленько до Берлина – чехи подняли восстание, и наши войска развернули на Прагу. Там была недобитая группировка немцев. Служил в Австрии, в Зальцбурге, до 1947 года. Есть выписка из его наградного листа, он получил медаль «За отвагу»:

«Кириленко Фёдор Фёдорович отличился в ряде боёв при разгроме танковых групп противника юго-западнее Будапешта как хороший наводчик. Когда из строя выбыл командир орудия, товарищ Кириленко заслуженно занял его место. 13–14 апреля 1945 года орудийный расчёт товарища Кириленко был выдвинут на прямую наводку в районе предместий Вены. Враг пытался на этом участке прорваться своими тяжёлыми танками, но товарищ Кириленко, умело замаскировавшись, подпустил их на предельное расстояние и с четырёх выстрелов подбил два вражеских танка, остальные поспешили уйти…»

Этот случай он мне рассказывал. Командиру оторвало ноги, он на руках поднялся, помахал. Отец взял командование на себя. А ведь всего 22 года было! Я у него спросил: «Страшно было?» Он сказал, что просто не думал, страшно или нет.

– Вы участвуете в шествии Бессмертного полка?

– Да, участвую и сам несу портрет отца. Вся семья Кириленко, от мала до велика, идёт, при этом никто никого не заставляет.

– А как глубоко вы нашли корни своей семьи?

– По линии матери – до 1730 года, её предки жили под Киевом, есть желание туда съездить. По линии отца – до 1700 года. Кириленко жили в Черниговской области (сейчас это Белоруссия). Но отец мой родился в Тюменской области, в деревне Романовка. Я всё пытался понять, почему семья в Сибири оказалась? Нашёл в Тюмени женщину, которая помогла составить мне и жене генеалогическое древо, проследить путь нашего рода. Начинала она с Тобольского архива, потом Тюмень, Омск – раньше Омская губерния была. Потом вышли на Украину. Теперь я знаю, кто такие самоходы, чалдоны, двоеданы и малороссы – почему они так зовутся. Потом я подключил к исследованию научных сотрудников из Екатеринбурга – они все передвижения семьи связали с историческими событиями. До Смоленска раньше все были польскими подданными. Не было России, Украины и Белоруссии. Была Малороссия. Поэтому все самопровозглашённые республики зовутся Малороссией. В то время, когда пошли на освоение сибирских земель, те, кого сюда направляли, были хохлы. Что сами шли – назывались самоходами. А между собой они ещё звались чалдонами – люди с междуречья рек Чал и Дон. Двоеданы – это те, кто крестятся двумя пальцами.

– Какое поселение Сургутского района вам ближе?

– Сколько я бывал в поселениях, мне ближе всего Тундрино. Может, потому, что в старой церкви побывал. Опять же – история у деревни. Деньги царские в той округе всё ещё ищут…

Сургутский район по значимости можно сравнить с Арабскими Эмиратами – в плане финансов, что делает эта небольшая территория для округа и страны. Хотелось бы, чтобы здесь тоже был оазис, чтобы люди в поселениях жили достойно. Работы в Сургутском районе много, нефти хватит.

– В прошлом апреле вы отметили юбилейную дату. Известно, что на 60-летие вам сделали необычный подарок – хантыйские нарты. Внуков уже прокатили?

– Не собрались пока. На юбилей дети подарили мне немецкую винтовку «Blaser». А коллеги – прицел с ночным видением, сам хотел купить, но всё было некогда. Сейчас у меня полный комплект есть! Жду начала охотничьего сезона.

– Могли бы вы назвать своих учителей в профессии?

– Мои главные наставники в жизни были отец с матерью, они научили работать на совесть и быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подготовила Анастасия ВОЛКОВА
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации