Лишение родительских прав – это как приговор

13:10
1.51K
Лишение родительских прав – это как приговор

На учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Сургутского района состоит 110 семей социального риска, что очень много, считает начальник отдела выявления несовершеннолетних, права и законные интересы которых нарушены, управления опеки и попечительства Светлана Ильина. Некоторые из них являются кандидатами на лишение родительских прав.

Разлучили, чтобы спасти

– Бытует мнение, что самыми обделёнными и нуждающимися в защите являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, – говорит Светлана Сергеевна. – С этим нельзя не согласиться, но они защищены государством, так как проживают в замещающих семьях: либо в приёмной семье, либо находятся под опекой. В нашем округе на их содержание выделяются достаточные средства, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся под контролем органов опеки. В помощи государства не меньше нуждаются и дети из семей социального риска.

Подводя итоги работы за 2017 год, специалисты управления опеки и попечительства, которые посещают эти семьи, выявили необходимость оказания адресной помощи несовершеннолетним, проживающим в них. В результате ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей страдают дети: не всегда в доме есть свежеприготовленная еда, чистое бельё, новая одежда… И это в дополнение к другим бедам ребятишек, за которыми плохо смотрят родители.

Среди неблагополучных семей есть многодетные, хотя и небольшой процент. Ещё одна беда – родители-алкоголики. В прошедшем году четыре ребёнка остались без попечения родителей по причине лишения отца и матери родительских прав именно в связи со злоупотреблением алкоголя. Их разлучили, чтобы спасти. Ведь неизвестно, что могут сотворить горе-родители в пьяном угаре.

Ребёнок остался инвалидом

Эта история произошла в позапрошлом году на одном из родовых угодий. Пьяный отец упал на полуторагодовалого ребёнка и сломал ему позвоночник. И никто даже не заметил этого. Полтора месяца малыш просто выл от боли, пока не вмешалась соседка, которая сообщила об этом медикам. Ребёнка забрали в тубдиспансер, поскольку у него начался туберкулёз костей. Пострадавшему была оказана вся возможная помощь, он был отправлен в Санкт-Петербург, где его также лечили, вставили пластины, надели корсет. Но ребёнок остался инвалидом…

На отца было заведено уголовное дело, четверо детей из семьи помещены в социозащитные учреждения.

– Замечательные детки, – делится Светлана Сергеевна. – Мы нашли для них приёмную семью в Ханты-Мансийске! Это было сложно, потому что детей делить нельзя, а значит, в данном случае нужна была такая семья, у которой есть условия, позволяющие принять сразу четверых детей. Мы просто счастливы, что нашлась такая семья, тем более один из родителей – ханты.

Кстати, разрешение даётся в том случае, если соответствуют требованиям жилищные условия, принимается во внимание и доход приёмных родителей, чтобы они могли обеспечить достойную жизнь ребятишкам и, конечно, соблюдается главный принцип – сохранение возможности устройства всех сестёр и братьев в одну семью.

Лучше в семью

Начальник отдела говорит, что приёмные родители неохотно берут на воспитание хантыйских детишек, и не из предвзятости, а потому что малыши – носители другой культуры. Поэтому и органы опеки стараются определить их в семьи представителей коренных жителей. Чтобы не потеряли свои корни, смогли перенять знания жизни от приёмных родителей.

При устройстве детей рассматривается весь спектр условий: где и у кого ребёнку будет лучше. Подготовку замещающих семей проводят специалисты Центра помощи семье и детям «Апрель». Программа обучения рассчитана на 80 часов, она состоит из правовых аспектов, педагогических, психологических, медицинских… Подготовка очень серьёзная, по окончанию аттестационная комиссия выдаёт свидетельство о прохождении обучения.

Никто её не заменит

С неблагополучными семьями, которые состоят на учёте, ведётся профилактическая работа. Им оказывается всесторонняя помощь – в лечении, трудоустройстве родителей, оформлении документов, преодолении трудной жизненной ситуации. По заявлению законных представителей, дети временно помещаются в социальные учреждения, такие как Урайский дом ребёнка, центры помощи семье и детям «Апрель» и «Зазеркалье», а родители тем временем имеют возможность принять меры к преодолению житейских трудностей. Весь период, который, как правило, длится до года, семьи находятся под пристальным вниманием служб и ведомств системы профилактики. Важным блоком в этой деятельности являются и консультационная работа, и психолого-педагогическое сопровождение, направленные на повышение родительской ответственности. Ведь итогом всего этого должно стать воссоединение семьи, обеспечение ребёнку его приоритетного права жить и воспитываться родителями.

Однако не всегда этот успех долговечен. Проходит какое-то время, и родители возвращаются к своему «привычному» образу жизни, срываются… И тогда, к сожалению, приходится применять к ним крайнюю меру родительской ответственности – лишать родительских прав. Донести до них то, что даже эта крайняя мера не освобождает их от обязанности содержать своих детей, – непростая задача, которая стоит перед органами опеки. Кроме того, каждый лишённый родительских прав или ограниченный в родительских правах гражданин имеет возможность восстановить утраченные права на воспитание своих детей. Одного желания здесь, правда, недостаточно, нужны чёткие действия, направленные на устранение причин, повлёкших данное решение. И с такой категорией родителей также не прекращается работа органов системы профилактики, направленная на стимулирование их к возврату к нормальной жизни. Тем не менее, специалисты констатируют, что такое происходит не так часто.

Вернёмся к теме семейного неблагополучия, которое распознать не так просто. Что происходит там, за закрытыми дверями, не всегда доступно общественности. В случае, когда родители пьянствуют и не исполняют своих родительских обязанностей, злостно уклоняются от них, правом выйти с иском в суд о лишении родительских прав имеют (статья 69 СК) органы опеки, КДН, прокурор, один из родителей, а также сам ребёнок, достигший 14 лет. Однако таких прецедентов в районе не было.

– Наша задача – сохранить семью, – объясняет Светлана Сергеевна, – устранить детско-родительский конфликт, ведь дети любят своих родителей такими, какие они есть. Мы делаем всё, чтобы сохранить семьи. Потому что ближе, чем родная мать, для ребёнка никого нет. Никто её не заменит.

О милосердии

– На 2018 год мы ставим себе задачу: привлечь к проблемам неблагополучных семей, которые состоят на учёте, общественные институты, неравнодушных людей, готовых прийти на помощь, – говорит Светлана Ильина. – Потому что только за счёт государства невозможно обеспечить всех нуждающихся. В районе есть благотворительные общественные организации, которые помогают нуждающимся, одна из них – в посёлке Фёдоровском. Мы очень благодарны им и всем, кто откликается на чужую боль и приходит на помощь.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Галина Веч
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации