Как живёт Вайнахская община Сургутского района

13:30
2.77K
Как живёт Вайнахская община Сургутского района

История чеченского народа полна трагических страниц. За последние 70 лет вайнахи пережили депортацию, две войны, а сегодня Чечня вновь восстала из пепла. О том, как живут на Севере представители Вайнахской общины, мы поговорили с председателем общественной организации Сургутского района «Чеченский национально-культурный центр «Вайнах» Вазраилом Абдулвахабовым, проживающим в Лянторе. кой национальности объединяет ваш центр?

– Наш центр объединяет чеченцев и ингушей. Само слово «вайнах» в переводе означает «наши люди». Численность представителей Вайнахского народа в Сургутском районе доходит до 700 человек. Мы не пропустили ни одного серьёзного мероприятия ни в Лянторе, ни в Сургутском районе в целом. Выезжаем, где бы мероприятия ни проводились.

– Легко ли вас найти, обратиться к вам за помощью?

– Мой телефон в Лянторе известен и доступен. По всем вопросам, касающимся вайнахов, при необходимости ко мне обращаются представители различных национальностей, работники администрации, отдела культуры, образования, спорта и др. Всегда по мере возможности оказываю помощь.

– Может ли член Вайнахской общины проигнорировать общее решение? Сказать: «Я сам по себе. В мою жизнь не лезьте!»?

– Нет! В этом случае он потеряет всякое уважение. С ним даже здороваться перестанут. Принцип коллективной ответственности предполагает, что проступок одного человека ложится на весь его тейп (род). Этот принцип уменьшает число конфликтов в обществе, помогает решать проблемы кровной мести и удерживает людей от каких-то эксцессов.

– С какого возраста ребёнок вайнахов отвечает за свои поступки?

– У вайнахов считается, что ребёнок по достижению 15 лет обретает права, обязанности и ответственность за свои поступки. Вайнахские семьи в большинстве своём многодетные. Главное – воспитать детей в традициях, обычаях и культуре вайнахов, поднять на ноги. 

На родителях лежит обязанность вырастить ребёнка достойным членом общества, патриотом Родины и гражданином России. В соответствии с адатом (правилами поведения) детей в вайнахских семьях воспитывает мать. Но делает она это на примере отца: «Вы видели, чтобы ваш отец пил, курил, без дела сидел?». И это налагает на мужчину определённую ответственность, он должен быть лучшим примером для подражания.

– Может ли представитель вайнахского народа заниматься попрошайничеством?

– Это позор на весь тейп. Если в тейпе сто тысяч человек – на все сто тысяч пятно ляжет. Но если бедный просит, не дать не можешь – вне зависимости от его вероисповедания. В традициях вайнахов милосердие, сострадание к ближнему, оказание помощи нуждающимся. Жертвоприношения в праздничные дни предназначены для нуждающихся.

Праздник Рамадан бедные должны отмечать наравне с обеспеченными людьми. Чеченец не имеет права лечь спать, не зная, всё ли в порядке у его соседа, сыт он или голоден.

– Местные вайнахи знают родной язык?

– Кто родился на Севере, могут знать плохо. Но понимают все. Десять лет назад была попытка открыть воскресный класс по изучению чеченского языка. Не получилось. Но я был бы только «за». Это большое благо, когда человек говорит на разных языках.

– С какими трудностями сталкиваются представители вайнахского народа, приезжающие в Сургутский район?

– Обычно они приезжают к родственникам, так что проблем с жильём у них нет. Но есть проблемы с трудоустройством. Когда существовало частное предприятие «Нефтестройсервис», мне удалось устроить на работу несколько человек. А вот в Сургутнефтегаз устроиться трудно. Там документы могут рассматриваться месяцами. От этого в душе остаётся неприятный осадок. Неужели это оттого, что ты чеченец, ингуш или представитель какой-либо другой национальности? Не хочется так думать. Ищешь какую-то другую причину.

– Как ваша организация участвует в профилактике терроризма и экстремизма?

– Мы принимаем участие во всех мероприятиях по профилактике терроризма и экстремизма в Лянторе и в Сургутском районе. Мы – мусульмане, ислам не приемлет терроризм и экстремизм.

Я всегда говорю: это – не наше! Смертник – самоубийца, а самоубийство в исламе считается тяжким грехом, за которое уготовано место в аду. Ислам не приемлет никакой агрессии, устрашения или принуждения в отношении людей. В мире сейчас более 1,6 миллиарда мусульман. Наша общественная организация регулярно проводит профилактику терроризма и экстремизма среди подрастающего поколения вайнахов в Лянторе и в Сургутском районе.

– Какие национальные праздники вы отмечаете?

– Как и мусульмане всего мира, вайнахи традиционно отмечают два главных праздника: праздник разговения (Ураза-Байрам) и праздник жертвоприношения(Курбан-Байрам).

Вместе с тем отмечается и День Рождения посланника Аллаха – пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Всевышний) для того, чтобы выразить ему восхваление и приветствие.

Праздничным считается день пятничного намаза. В третье воскресенье сентября отмечается День вайнахской женщины. В праздничных мероприятиях принимает участие около 200–250 человек. В стороне не остаётся никто, все люди активно участвуют.

– Как в вайнахских семьях отмечают Новый год? Ёлку на праздник ставите?

– На этот вопрос ответил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Он сказал, что Новый год – не религиозный праздник, а подведение итогов за год. 

Новый год по лунному календарю, который отмечают мусульмане, – это тоже подведение итогов. Я придерживаюсь той же точки зрения. Сам ёлку не ставлю, но и никому не запрещаю. Мне достаточно пойти с внуками на городскую ёлку. Лучше всё равно не нарядить.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Андрей МАРКИН ФОТО предоставлено чеченским национально-культурным центром «Вайнах»
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации