Пирожки с брусникой для Косыгина

18:00
1.29K
Пирожки с брусникой для Косыгина

Алевтина Винюкова вспоминает об особенностях национальной кухни 1970-х годов. Прежде она готовила обеды да ужины для министров, первых звёзд советской эстрады и космонавтов, гостивших на сургутском земле. 

А сегодня главный ценитель кулинарного таланта Алевтины Николаевны Винюковой – внук Слава. Говорит, в еде не прихотлив, изо дня в день заказывает одно и то же – пиццу, отбивные и салат из крабовых палочек. Бабушка рада стараться!

70-е: весь сургутский общепит по пальцам перечесть

Винюковы переехали в Сургут из Бугульмы в 1969 году. Получилось так: глава семьи работал на заводе, который поставлял на нефтепромысел приборы для геофизической конторы, был секретарём партийной организации. Приехали на завод северяне, поманили хорошей зарплатой. Муж поехал на разведку, а следом, когда дали квартиру в новом доме на улице Набережной, приехала Алевтина Николаевна.

– С чемоданами в руках мы добирались пешком со Строителя, по песчаной дороге. Автобусы тогда не ходили. Сургут был небольшим посёлком с множеством общежитий. Помню, было всего два капитальных дома – первые пятиэтажки на Набережной, где мы получили квартирку на пятом этаже. Удивлялась белым ночам. 

Я приехала 30 мая 1969 года, а спустя 10 дней, 9 июня, уже вышла на работу в качестве технолога отдела рабочего снабжения нефтепроизводственного управления «Сургутнефть». С 1970 по 1976-й была начальником производственного отдела ТПУ, позже – заместителем руководителя. Весь общепит тогда состоял из двух столовых, домовой кухни и хлебопекарни – это в городе. 

А на промысле у буровиков были так называемые «котлопункты». Там работали простые женщины – хозяйки, не имевшие никакого образования. В 1970 году мы приняли на облуживание эти пункты горячего питания. Прежде было как: буровики собирали деньги на питание на месяц вперёд, отдавали повару. А тот уж сам закупал провиант – что достанет, сам решал, чем кормить людей. А у нас – госпредприятие, требования: приходилось разрабатывать рецептуру, всё по науке.

О выборе профессии

Винюкова приехала на Север готовым специалистом. 7 лет до того, на Большой земле, работала технологом. В её задачи входила организация общественного питания: разработка рецептуры в помощь поварам, составление меню, расчёт калорийности блюд, проведение кулинарных советов, организация выставок-продаж… В общем, организационная работа и контроль поварского состава.

Училась в Златоусте, в техникуме советской торговли, позже, в 1970-х, окончила Плехановский институт народного хозяйства. Представляете, училась в Москве. Летала на сессии. Это и сейчас хлопотно –
получить заочно образование, да не где-нибудь, а в престижном столичном вузе. А тогда образовательные стандарты были жестче, и транспортная сфера не такая развитая, интернета в помине не было. 

Да что там интернет! Литературы не найти. Приходилось ударно заниматься те 40 дней, что шла сессия у студентов-заочников. Сопромат, высшая математика, 4 вида химии… И это далеко не всё, что должен был знать технолог общественного питания.

– Профессию свою я выбрала случайно, но удачно. По молодости была спортсменкой: занималась лёгкой атлетикой – бегала 100 и 200 метров, прыгала в длину и в высоту, зимой бегала на лыжах. Физкультурный факультет был в Казани, а мы жили в Бугульме. У семьи не было возможности учить меня в крупном городе: отец один работал, мать на хозяйстве. Ну и мама сказала: что ты будешь до старости лет бегать и прыгать?

Есть что вспомнить!

Мы сидели в модной кофейне на проспекте Мира, куда меня пригласила сама Алевтина Николаевна. Большую половину жизни проработав в системе общепита, она очень требовательна к столовым, кафе и ресторанам. Смотрит на интерьер, критично оценивает меню и работу персонала. 

Я попросила эксперта порекомендовать читателям «Вестника» хорошие места. Она назвала ресторан «Нефтяник», «La storia», что на Губкина (там прежде располагалось «сказочное» детское кафе). В блинной на Мира предлагают неплохие десерты, ну и кофейня, где мы записывали интервью, – здесь моя героиня бывала не раз.

Алевтина Николаевна принесла чёрно-белые фотографии прошлого века. На обороте одной – пояснение: «1970 год, обслуживание партийной конференции строителей». На снимке – длинный стол, усыпанный различной выпечкой, пирожными. Весы, какие сейчас редко уж встретишь в магазинах. И шесть человек в белых халатах – сотрудники ОРСа. 

Следующее фото – в кадре смотрят друг на друга, улыбаются четыре молодые женщины, коллеги, среди них Алевтина Винюкова. Это 1972 год, сразу после вступления в партию. То было не рядовое событие – настоящий праздник, торжественность которого захотелось сохранить подольше, хотя бы на фото. Алевтина Николаевна была в ателье дважды – когда делала фотографию на паспорт и в тот день, когда её приняли в партию.

– Был эпизод в моей трудовой биографии, «звёздный час» – никогда не забуду. Звонок из обкома партии, пригласили к начальнику отдела, который занимался вопросами торговли и общепита. По какому поводу вызывают «на ковер»? Не знала, чего ждать! Валерьянки выпила и поехала. 

Мне предложили работу в областном управлении общественного питания, замом позвали. Вдобавок – трёхкомнатную квартиру в Тюмени, работу для мужа, детский сад. Это было очень престижное предложение, какое делают один раз в жизни. Но муж наотрез отказался уезжать из Сургута.

Важных гостей принимали в сургутской гостинице «Северная», как принято, накрывали столы. Чтобы министры и артисты вкусно кушали, сотрудники ОРСа часами не выходили из кухни.

– В 1973 году приезжал к нам председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Я тогда в положении была, два месяца до декретного отпуска. Мы сидели взаперти, ждали. Служба безопасности нам не разрешала ни говорить, ни звонить, ни выходить. До визита и после несколько часов. Он приехал, зашёл в гостиницу и тут же уезжать собрался. У нас была симпатичная такая официантка, мы ей говорим – иди, предложи ему пирожки с брусникой. 

Он согласился, попробовал. Вышел затем, всех нас поблагодарил. Другой случай – работала в Сургуте комиссия из Москвы. Мы их покормили, проводили, убираться стали. Думали – слава Богу, всё достойно прошло! И вдруг звонок: аэропорт не принимает, возвращаются гости. Значит, снова достаём скатерти, посуду и готовимся встречать… Мы так хохотали! 

Было сложно, но мы – молодые, задорные –
трудностей не боялись. Я, наверное, год отгулов заработала, если всю мою переработку посчитать! Иногда среди ночи звонили с буровой – нет повара, не приехала. На следующее утро шла в общежитие искать. Молодые девчонки после училища, всякое бывало – проспала, загуляла. Но нельзя было буровиков не накормить. Что готовили? 

На первое – щи, борщи, рассольники, суп-лапшу домашнюю. Второе – гуляш, азу, котлеты с различными гарнирами, жаркое по-домашнему. Мяса было в достатке. Из консервированной тушёнки такое жаркое делали – запах до сих пор помню! Капусту квашеную баржами привозили, мы вёдрами брали. На Севере я впервые увидела благородного осетра, стерлядь, муксуна. А рыбу попроще не жаловали – костлявая. В рыбный день на столе был минтай или хек.

Рассказала Алевтина Николаевна и про то, как канадец, что приезжал к нефтяникам с поставками оборудования, учил их готовить яичницу со шпиком – специально с собою возил мясные консервы. Вспомнила, что гостили в «Северной» Людмила Зыкина и Иосиф Кобзон, что космонавты на память о своём визите подарили фотографию. Много воды с тех пор утекло…

Осень жизни, богатая событиями

Теперь её и саму принимают, как дорогую гостью – ветерана ОАО «Сургутнефтегаз» Алевтину Винюкову пригласили на торжественный вечер в честь 40-летия компании. 15 октября 2017 года она впервые побывала в новом Дворце искусств «Нефтяник». Оценила – большой, светлый, красивый, с богатыми люстрами и удобными креслами. Ведущие, праздничная программа с включением воспоминаний прошлых лет – всё понравилось. Но самое яркое впечатление вечера – встреча с бывшими коллегами, которые приехали даже из других регионов.

В свои почтенные годы – 77 лет – женщина живёт довольно активно: недавно советом ветеранов ходили в музей истории Сургутнефтегаза. Этой же компанией прошлым летом побывали в туристической поездке по храмам Тобольска. В дороге – 8 часов, но ничего, говорит, оно того стоило. К тому же дали комфортный автобус. 

День пожилого человека отмечали в любимом ресторане «Нефтяник». Теперь вот – встреча с журналистом районного еженедельника. Это события только последних трёх месяцев. Летом бабушка занимается любимой дачей. Похвалилась, что растут у неё томаты, огурцы, свекла, морковь и даже лук-порей, правда, стебель тоненький – северный вариант. Из ягод – запашистая безусая земляника, малина, смородина, облепиха.

– Мой трудовой стаж – более 40 лет, заявление о выходе на пенсию написала в 68. Переживала, чего-то не хватало. Но нужно было внимание внукам уделить –
рано без матери остались. Сейчас у меня один интерес – мой внук Слава. Он окончил нефтегазовый колледж, в августе вернулся из армии, ищет работу. Хочу, чтобы он устроился в жизни.

Сколько их осталось, свидетелей первых лет становления огромной нефтяной компании «Сургутнефтегаз», известной далеко за пределами Югры и России? Каждый из них работал на совесть – так, чтобы сегодня мы могли гордиться их достижениями и помнить о том, как строился и менялся Сургут.

Наша справка:

В 1977 году приказом по Главтюменьнефтегазу создаётся производственное объединение «Сургутнефтегаз». Затем отдел рабочего снабжения нефтяников преобразуют в управление рабочего снабжения (УРС). В него входит 10 подразделений: ОРСы НГДУ, контора общественного питания, отделы рабочего снабжения по торговле продовольственными товарами, а также их базы, школьный комбинат «Югра».

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Анастасия ВОЛКОВА ФОТО автора и из архива Алевтины Винюковой
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации