Андрей Кайзер: «Я видел, как строился город»

10:30
1.77K
Андрей Кайзер: «Я видел, как строился город»

Сургут, 1965 год, 29 июня. Полный надежд, юный нефтяник Андрей Кайзер получил документ об устройстве в Сургутнефть. Вокруг – всего несколько домов, вагончики, бездорожье и сырость от болот. Впереди – долгие годы труда.

Коллектив образованного в 1964 году нефтепромыслового управления (НПУ) «Сургутнефть» составила горстка энтузиастов, прилетевших в Сургут холодным мартовским днём. Им и их последователям предстояло невозможное: освоить болотно-таёжные заповедные земли, куда раньше ступала лишь нога коренных жителей – охотников, рыболовов и оленеводов – народов ханты и манси.

Покорение суровых земель стало выдающимся примером самоотверженного труда. Вертолётами и вездеходами доставлялась техника. В Сургут прибывали со всех концов страны люди, воодушевлённые рассказами друзей и коллег, отказывавшиеся от бытовых удобств и ведомые, пожалуй, лишь мечтой о большой нефти Сибири. Среди них был и Андрей Андреевич Кайзер.

Перед тем, как поехать на Север в поисках лучшей доли, после учёбы он отправился в Восточную Сибирь. Проработав два с половиной года в должности помощника бурильщика, решил посетить небольшой городок Сургут.

– Я услышал про него от сестры, которая приехала туда по распределению. От неё же и узнал, что там требуется много работников и обещают хорошее жалование. Почему бы не попробовать! Я и мой друг решили испытать
судьбу,
– вспоминает ветеран отрасли.

Тяжёлое начало

Приехав в Сургут, он сразу приобрёл себе небольшой домик на окраине и стал устраивать северный быт. У Андрея Андреевича хорошая память. Например, ему запомнилось, что он стал
11 700-м сургутянином. Помнит, что поначалу выживать на Севере было очень сложно: кормили однообразно и мало, не было ни одного дома культуры, где можно было бы скоротать выходные. Повсюду только неприветливые пейзажи, грязь и холод.

– Я приехал через год после того, как в Сибири высадился первый десант нефтяников. Можно сказать, что я был в числе первопроходцев. Это были люди с колоссальной выдержкой. Хотя в то время мы не думали так о себе, просто работали, как было нужно, – утверждает нефтяник.

Только спустя несколько месяцев, когда на буровой сформировалась своя команда товарищей, жить стало намного легче. В самом начале становления города и Сургутнефтегаза о нефтепроводах ещё только задумывались. Сырую нефть, которую добыли на буровых, отправляли на танкере. Это торговое судно, которое предназначено для перевозки нефти наливом. Таким способом её доставляли от места добычи на перерабатывающий завод.

Андрей Кайзер проработал в должности бурильщика 11 лет. Об этом говорит мало: было тяжело и всё тут. Многочасовые смены, борьба с ветром и усталостью, болотные сапоги зимой и летом – из этих кратких кусочков рассказа можно сделать вывод, что жилось первым нефтяником непросто. Но никто не жаловался.

Без дела молодой бурильщик не оставался. Зимой, когда навигация заканчивалась, он занимался подсобными работами, обустраивал вместе с коллегами базу.

Лом и лопата

После работы бурильщиком Андрей Андреевич решил устроиться машинистом подъёмника. Заработную плату обещали больше, но и физического труда меньше не стало. Ранним утром бригада выезжала на месторождение и работала двенадцать часов подряд.

– Мы всё делали руками. Те, кто были похитрее, убегали с такой работы, старались найти себе должность по силам и где можно будет меньше трудиться физически. А мне надо было кормить семью, да я тогда уже привык к буровой, – объясняет нефтяник.

Набор инструментов: лом, лопата и кувалда – вот все орудия машиниста того времени. Сейчас прогресс пришёл в каждую область нефтедобычи: если с подъёмником случается сбой, на место выезжает специальная бригада ремонтников, они же и привозят необходимые детали для замены. Тогда все работы нужно было производить самостоятельно. При этом погода не учитывает интересы трудяг: и в мороз, и в жару машинист сам разбирает нужные механизмы, сам ставит запчасть и едет дальше. Правда, зимой выручали вагончики.

– Забежишь в вагончик, погреешься у печки и дальше работать. Когда перерыв, мы там собирались по несколько человек, обсуждали рабочие моменты, советовались друг с другом – места всем хватало, – говорит Андрей Андреевич.

Будь хладнокровен

Про коллектив ветеран отрасли рассказывает с воодушевлением. Тогда команды складывались из бойких ребят, каждый из которых умел работать, знал своё дело и имел достоинство. Однако были и другие – слабаки, которые не считались с коллективом, ябедничали и портили рабочую атмосферу. Как утверждает нефтяник, их быстро вытесняли, таким спуску не давали. Обычно бригада прислушивалась к мнению мастеров, но право голоса имел каждый. Андрей Андреевич так говорит о своей работе:

– Мне нельзя было принимать быстрые решения, чем сейчас многие хвалятся. Скорость реакции в моём случае –
палка о двух концах. Часто поспешные действия могут привести к плачевным последствиям, поэтому надо прибегать к другим схемам. Например: «Подумал, взвесил, сбалансировал плюсы и минусы и начал делать». Сначала нужно оценить риски, чтобы не было нежелательных побочных последствий,
– делится секретом мастерства нефтяник.

Вообще, в то время быть нефтяником означало быть немножко героем. Каждый работник с гордостью носил своё звание и знал – эта профессия почётна. Те трудности, с которыми столкнулся Андрей Андреевич и другие ветераны отрасли, стали примером для многих тысяч молодых парней и девчонок, которые решили связать свою жизнь с нефтепромыслом.

Поднимая внуков

Сейчас Андрей Андреевич Кайзер живёт в просторной квартире, после выхода на пенсию в 2003 году не стал больше работать. Говорит, что после нефтепромысла нигде не видел перспектив.

– Игра не стоила свеч, – повторяет ветеран.

Несмотря на то, что на месторождении он проводил всё-таки большую часть времени, нефтяник сумел воспитать детей, а теперь воспитывает и внуков. Со своей женой он познакомился здесь же, в Сургуте, и после нескольких походов на танцы связал с ней свою судьбу. До сих пор они счастливо живут вместе. На вопрос:

– Что самое важное в жизни? – Андрей Андреевич ответил просто:

– Чтобы был мир в семье.

Надеемся, что мир и благоденствие семьи Кайзеров будет существовать ещё многие годы.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Маргарита Вольфсон ФОТО из архива Андрея Кайзера
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации