Мой друг «УМКА»

Мой друг «УМКА»

В поселении Белый Яр уже несколько лет процветает центр детского развития «Умка». Руководитель учреждения и педагог Разиля Хаирова рассказала «Вестнику», с чего началась её карьера как предпринимателя, и как одной хрупкой женщине удалось осуществить такой масштабный проект.

Когда она была школьницей, преподаватель литературы сказал Разиле: «Иди работать с детьми, у тебя получится». После некоторых сомнений выпускница поступила в педагогическое училище в Верхотурье.

– Я специально поступила именно в педучилище, а не в институт. Все знали, что база там намного сильнее. Я ни капли не жалею о своём решении, потому что там практики было столько, что после окончания учёбы я детей не боялась и с удовольствием приступила к работе, – вспоминает Разиля Рафисовна.

Сразу после окончания училища юный педагог пошла в начальную школу. В первые же дни работы она была удивлена слабой подготовкой детей не только к учёбе, но и к жизни вообще. Разиля рассказывает, что некоторые дети не умели даже застёгивать самостоятельно пуговицы. Об усидчивости и работоспособности даже речи не шло.

Кто такая собака Динго

Однажды в командировке в Ревде Разиля Рафисовна попала в Монтессори-центр, где её представление о методике преподавания перевернулось.

– Я увидела, как четырёхлетний ребёнок без принуждения взял с полки энциклопедию, поработал с содержанием, изучил понравившуюся ему тему, затем сел в круг и всем детям рассказал, кто такая дикая собака Динго. Тогда я решила пересмотреть свой подход к детям и подумала о том, что заниматься с ними можно совсем по-другому. Стала изучать эту технику преподавания, – говорит Разиля.

Через некоторое время она создала небольшую группу для родителей по подготовке детей к школе. Курсы пользовались успехом: отбоя от желающих не было. Как признаётся преподаватель, свободолюбие и желание выйти за рамки преподавания вдохновили её задуматьсяо собственном деле.

– Я оглянулась на свой подход к детям и поняла, что действовала неправильно.Задумалась над тем, что не хочу ограничиваться рамками педагогики, предложенными обычной системой, и начала проходить курсы по преподаванию Монтессори, – рассказывает предприниматель.

Первый бизнес-план

После нескольких месяцев повышения квалификация Разиля Рафисовна в 2008 году написала свой первый бизнес-план. Тогда это был районный информационно-методический центр «Академия семьи». В следующем году появился первый «Умка».

– Я решила создать именно центр развития. Это чуть больше, чем обычный детский сад. Тогда мне и моей команде повезло: мы выиграли окружной грант на развитие бизнеса и за несколько месяцев создали «Умку», – говорит Разиля.

Первый «Умка» открылся в 2009 году. Уже через год Разиля Рафисовна получила субсидии из бюджета Сургутского района: на аренду помещения и коммунальные платежи. Напомним, по этим двум статьям расходов муниципалитет может покрыть 85 процентов от суммы. Ещё один важный бонус – субсидии на оборудование.

Центр детского развития посещают дети от десяти месяцев. В таком возрасте нельзя требовать от малышей аккуратности в использовании расходных материалов. Соответственно, очень многое приходится регулярно заменять.

«Мама, я сам!»

В основу техники Монтессори заложена основная мысль: «Выбирает ребёнок». Так, в самой большой комнате все материалы (именно материалы, не игрушки) расставлены таким способом, чтобы не превышать рост ребёнка. Родители здесь должны также находиться на уровне малыша. Это делается для того, чтобы помочь мамам и папам сохранить с ребёнком партнёрство, а не отношения «Я сверху, а ты снизу».

Каждый материал помогает малышу усваивать информацию, некоторые приспособления формируют щипково-пальцевый захват, помогают понять различия формы, запомнить динамику движения лёгких и тяжёлых предметов.

Все кабинеты – небольшие. В одной группе может быть максимально восемь детей: к каждому маленькому «умке» – персональный подход. Можно обратить внимание, что в кабинете творческой мастерской нет даже отдельного места для педагога: здесь все работают вместе.

Кабинет мини-группы, где могут находиться по четыре человека, предназначен для изучения этикета. За маленьким столом стоят чайные принадлежности. Здесь детей учат делиться друг с другом – не перетягивать розетку с вареньем к себе, а предлагать товарищу. Это же пространство трансформируется в кабинет логопеда: здесь стоит зеркало, особые приспособления для проигрывания звуков и другое оборудование.

В целом, как объяснила Разиля Рафисовна, в центре занимаются не только дети, но и родители. Каждому нужно с самого начала объяснить, что у ребёнка должна быть свобода выбора и принятия решений. Здесь учат договариваться между собой. Результат есть. Некоторые семьи приводят в «Умку» уже третьего и четвёртого ребёнка. За два часа, что мы находились в центре, несмотря на большое количество воспитанников, не было слышно криков, никто не плакал и не капризничал. Каждый был занят делом.

Комментарий

Татьяна Волкова, ведущий специалист отдела развития предпринимательства комитета экономического развития администрации Сургутского района:

– Центры времяпровождения детей в Сургутском районе, к числу которых относится и «Умка», получают большую поддержку в виде грантов и субсидий в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Этой категории бизнеса предоставляются гранты размером до 1 миллиона рублей и возмещается до 85 процентов произведённых затрат, связанных с приобретением оборудования, инвентаря, мебели, детских игровых комнат и материалов, используемых в целях осуществления предпринимательской деятельности. Благодаря этой поддержке и увлечённости своим делом РазиляХаирова успешно развивает свой бизнес. Немного отойдя от темы, напомню читателям газеты, что медвежонок «Умка» из детского мультфильма искал друга, а «Умка» Разили Рафисовны приглашает к себе новых детей, многие из которых становятся друзьями на всю жизнь.

Евгения Сильченко, мама:

– Педагоги задают правильный вектор развития: ни один ребёнок не обделён вниманием. Каждый выбирает занятие по душе, всегда найдёт поддержку в лице окружающих, в том числе детей, которых также с малых лет учат уважению и общению с другими. В группе детского сада проводили тестирование, где необходимо было выполнить задания, и моя дочка Ева с этим успешно справилась в отличие от большинства других детишек.

наша справка

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори, предложена в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

Маргарита Вольфсон
Фото автора
09:45
865

Юрилекс