Карьера Геннадия Тихонова складывалась необычно, но интересно

10:10
1.43K
Карьера Геннадия Тихонова складывалась необычно, но интересно

Наш сегодняшний герой, Геннадий Тихонов, коренной сургутянин. Карьеру в Сургутнефтегазе начинал рядовым водителем, а закончил работу в должности начальника отдела снабжения УВСИНГ.

В СУРГУТ – НА ПОСЕЛЕНИЕ

Его родители – Сергей Яков­левич и Варвара Фёдоровна были раскулачены и сосланы в наши края из Голышмано­во, это юг Тюменской области. Основанием для репрессий по­служило наличие у семьи кир­пичного дома, лошади, коровы и нескольких овец. Пока доби­рались зимой на лошадях, по­хоронили двух малолетних сы­новей – Геннадия и Виталия. Поэтому родившихся на Севере детей назвали теми же именами.

Поначалу пришлось помо­таться по Сургутскому райо­ну – Угут, Лямина, Широково, Тундрино, Песчаный, Банный. И только перед войной осели Тихоновы в Сургуте, где отец стал конюхом в райисполкоме.

Жили в домике из бруса все­мером – родители и пятеро де­тей. Геннадий Сергеевич вспо­минает, как ходил в школу в лютый мороз, прикрывая лицо длинными ватными рукавицами.

По окончании седьмого клас­са Тихонов уехал на учёбу в Тюмень. Тогда уже летали Ан-2, но наш герой добирался до об­ластного центра на пароходе. Взял билет в четвёртый класс (без каюты), расположился с че­моданчиком возле машинного отделения (там пол тёплый) и через неделю был в Тюмени.

ЧЁРТ СОЗДАЛ ВЯТСКУЮ ГУБЕРНИЮ

В 1961 году Геннадий Серге­евич окончил лесотехнический техникум и с дипломом техни­ка-технолога лесоразработок вернулся на Север. Однако по­работать до армии решил води­телем. В 1962 году его призва­ли в ракетные войска стратеги­ческого назначения и отправи­ли в Кировскую область, про которую говорят: «Бог создал небо и землю, а чёрт – Вятскую губернию». Кругом болота, почва глинистая, дороги ши­риной пять метров. Свернёшь в сторону – забуксуешь. Уро­вень секретности был такой, что солдаты-ракетчики давали подписку о неразглашении на десять лет, а в письмах нельзя было упоминать ни о погоде, ни о природе, ни о местности.

Начало его армейской службы совпало с карибском кризисом.

Ракетчиков готовили к пере­броске на Кубу, даже в столо­вую ходили с автоматами и противогазами.

Однако вскоре кризис благо­получно разрешился, так что все три года срочной службы Геннадий Сергеевич провёл на вятской земле.

ЛЕСОТЕХНИК, ВОДИТЕЛЬ, СНАБЖЕНЕЦ

В сентябре 1965 года Тихо­нов уволился в запас и вновь приехал в родные края. На Севере уже добывали нефть, Сургут получил статус города. Наш герой решил поработать по специальности и устроился мастером на деревообрабаты­вающий завод, находившийся в составе СУ-9. А через не­сколько месяцев перешёл на работу к нефтяникам, на долж­ность водителя.

В 1972 году Геннадия Серге­евича назначили начальником автоколонны (АТК). В его под­чинении находилось 140 авто­мобилей и 205 шофёров.

Какого только транспорта не было! Легковушки, самосвалы, водовозки, бензовозы, лабора­тории глинистых растворов на базе автобусов, ГАЗ-66. Задача транспортного обеспечения не­фтяных разработок налагала такую ответственность, что ра­ботать приходилось по 12 часов в день и без выходных.

В 1975 году начальник от­дела материально-техническо­го снабжения НГДУ «Сургут­нефть» Юрий Кударов пригла­сил Геннадия Тихонова к себе заместителем. В отделе труди­лось пятьдесят человек – груз­чики, водители, кладовщики, экспедиторы, инженеры. Была своя производственная база и несколько складов.

В 1977 году они вместе с Юрием Кударовым перешли во вновь образованное НГДУ – «Фёдоровскнефть», где Юрий Сергеевич стал начальником отдела материально-техниче­ского снабжения, а Геннадий Сергеевич – старшим экономи­стом в том же отделе.

С 1982 по 1984 год наш герой трудился старшим прорабом в СМУ НГДУ «Сургутнефть». А в 1984 году Геннадия Тихо­нова пригласили на должность начальника отдела снабжения в новое структурное подразде­ление – УВСИГ (впоследствии УВСИНГ).

ПОРОЛОН ДЛЯ КРЕСЕЛ

Снабжение в те годы было делом нелёгким. В Сургуте не производилось ничего, и за спецодеждой, инструментами, оборудованием, отделочными материалами приходилось ез­дить в другие города, чаще все­го в Москву и Ленинград.

Нефтяники в те годы активно участвовали в застройке Сургу­та, и на снабженцев ложилась задача обеспечить всем необхо­димым объекты соцкультбыта, гостиницу «Нефтяник», ДИ «Нефтяник», кинотеатр «Ру­бин».

Денег тогда хватало, а где взять дефицитный товар, тот ещё вопрос. Приходилось нала­живать с директорами предпри­ятий неформальные контакты. Геннадий Сергеевич и сегодня вспоминает семь пятитонных контейнеров с поролоном, ко­торые он отправил в Сургут с Большой земли. Здесь они пош­ли на изготовление кресел для гостиницы «Нефтяник».

Бывало, отправишь какой- нибудь груз из столицы и едешь на ижорское объединение «По­беда» под Ленинградом, в со­став которого входило сразу девять заводов и фабрик – син­тетического и лакокрасочного производства, линолеума, ков­ровых изделий и прочего.

МАШИНА ПО ГОСЦЕНЕ

В 1970 году Верховный Со­вет СССР удостоил Геннадия Сергеевича медали «За трудо­вую доблесть». Но не меньшей наградой в советские времена было приобретение дефицит­ных товаров.

Ещё в середине 1970 годов в одной из командировок в столи­цу нашему герою удалось при­обрести списанное такси, что было в те времена делом нелёг­ким. Дело в том, что «Волгу» ГАЗ-24 из столичного таксопар­ка, пробегавшую два года, имел право купить только москвич. И только через полгода владе­лец мог продать машину жите­лю другого региона. Тихонову посчастливилось приобрести престижное авто у одного мо­сковского врача.

А в 1990 году производствен­ному объединению «Сургут­нефтегаз» было выделено три автомобиля ГАЗ-2410 «Волга». И администрация, партком и профком УВСИНГ написали ходатайство на имя генерально­го директора ПО «Сургутнеф­тегаз» Владимира Богданова с просьбой о выделении маши­ны для продажи за наличный расчёт старейшему сотруднику структурного подразделения Геннадию Тихонову, который трудится в системе Главтюмен­нефтегаза с 1 июля 1966 года.

«Много труда вложено т. Тихоновым Г. С. в строитель­ство газлифтного комплекса Фёдоровского месторождения, как на импортном, так и на отечественном оборудовании. Благодаря оперативности, энергичности и пониманию дела т. Тихоновым Г. С. были поставлены спецматериалы для строительства КС-7, КС-3. Тов. Тихонов Г. С. имеет пра­вительственные награды за работу в Западной Сибири», – говорится в ходатайстве.

Деликатность ситуации со­стояла в том, что завод-произ­водитель уже доставил маши­ны в Лангепас для реализации их по коммерческой цене, в три раза превышающей государ­ственную.

Но тут в дело вмешался ОБХСС (отдел борьбы с хищени­ями социалистической собствен­ности) и потребовал продать автомобили работникам Сургут­нефтегаза по государственным расценкам, поскольку в преды­дущем году завод недодал пред­приятию те самые машины по фондам. Как только вопрос ре­шился, трое нефтяников, в чис­ле которых был и наш герой, на всех парах помчались в Лангепас и прибрели машины, уплатив за них по 9,5 тысячи рублей.

С 1998 года Геннадий Серге­евич с женой живёт в посёлке Белый Яр, в частном доме. Зани­мается домашним хозяйством, разводит птицу. Имеет двух сы­новей от первого брака и дочь – от второго. Двое его детей работают в Сургутнефтегазе. Старший сын Евгений трудит­ся диспетчером ЦКРС в НГДУ «Талаканнефть», дочь Викто­рия – специалистом отдела ка­дров в НГДУ «Сургутнефть». Внук Олег работает инженером по бурению в УКРСиПНП.

В 1999 году приказом Мин­топэнерго Геннадию Тихонову было присвоено звание «По­чётный нефтяник».

С 2004 года Геннадий Серге­евич находится на заслуженном отдыхе.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Андрей МАРКИН/ ФОТО из архива Тихонова
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации