​Андрей Трубецкой: «Самая большая проблема в районе – аварийные дома»

22:30
1.46K
​Андрей Трубецкой: «Самая большая проблема в районе – аварийные дома»

Продолжение. Начало в «Вестнике» № 36 от 8 сентября.

Пятого сентября глава Сургутского района Андрей Трубецкой встретился с журналистами региональных СМИ. Формат мероприятия остался прежним – пресс-чай. Разговор начался с готовности школ к 1 сентября, далее глава муниципалитета ответил на вопросы по другим животрепещущим темам.

– Андрей Александрович, на переселение из всех балков удалось найти деньги?

– Не на все. Всего для переселения из 218 балков, которые сейчас зарегистрированы и поименованы в реестре приспособленных помещений, требуется 730 миллионов рублей.

В этот год выделено 420 миллионов. Выделили их нам с условием, что посмотрят, как мы их будем осваивать, и потом примут решение – либо будут выделены дополнительные средства, либо нет.

– Но есть шанс закрыть проблему в этом году?

– Полностью нет. Закрыть проблему в этом году мы можем на 420 миллионов рублей, а всего надо 730. Процесс идёт крайне непросто. Есть и откровенное недоверие. Вот мы буквально недавно проводили встречу с моим участием в поселении Белый Яр, но, видимо, это издержки предыдущего отношения к людям, что не верят. Как это, вы нам денег дадите? Не верим. Где-то обман, где-то подвох. И есть просто нежелание этим заниматься. Требуется небольшой пакет документов, чтобы стать участником этой программы, то есть получить гарантийное письмо и договор заключить. Деньги же мы не наличными выдаём, а они перечисляются на счёт застройщика, где приобретается жильё. Это всё требует, конечно, определённых действий.

Ну, люди как рассуждают? Я жил 40 лет в этом балке, ну и ладно, доживу здесь. Приходится некоторых чуть ли не силком вести, всякое отношение встречается.

– Решение зависит и от активности самих жителей?

– На 95 процентов зависит от активности жителей. Сейчас они надлежащим образом все уведомлены. Мы пошли по пути так называемых «троек» – во внерабочее время приезжали сотрудники департамента имущественных и земельных отношений, администрации городского поселения Белый Яр – три человека. Стучали в дверь, вручали под роспись пакет документов, в том числе уведомление. Или составляли акт об отсутствии желания. Плюс мы параллельно отправляли пакет документов заказным письмом. Давали 15 дней на ознакомление и принятие решения. Сейчас все уведомлены, всем вручены эти документы. Гражданам остаётся только одно – прийти и написать заявление. На сегодняшний день показатель в принципе неплохой – с учётом того, что средства выделили чуть больше месяца назад. По информации на 4 сентября, из 218 балков по 134 поступили заявления, в том числе порядка по 30 – отказ от участия в программе и желание зарегистрировать право собственности. Мы оказываем помощь в том, чтобы построить индивидуальный жилой дом. Так что до нового года отработаем.

– Другая категория – аварийное жильё. Это очень сложный вопрос?

– Очень.

– Как можно решить эту задачу?

– Дополнительных денег нет, но решить можно. Потому что та проблема, которая была в районе три года назад, когда просто нечего было покупать, на сегодняшний момент неактуальна. Готовое жильё в Сургутском районе есть без малого на 3 миллиарда рублей. Но не хватает денег. То есть тот посыл, который нам давала Наталья Владимировна Комарова, что надо строить, приводить инвесторов, которые построят жильё, мы выполнили, теперь проблема – выкупить это жильё. Когда мы начинали год назад, я говорил, что моя задача на ближайшие пять лет реализовать ту аварийную программу, которая у нас была на тот момент, – год назад было 32 аварийных дома, сейчас таких домов уже 52. То есть это как снежный ком будет нарастать и нарастать. Ситуация крайне тяжёлая. Всего на территории района сейчас есть 470 тысяч квадратных метров непригодного жилья – это порядка 870 домов. Все эти дома – потенциальные кандидаты в список аварийных домов. Это самая большая проблема в районе.

– А в каких поселениях самая тяжёлая ситуация?

– Это анклав: Белый Яр, Солнечный и Барсово. Жильё есть, активно строится, есть готовое, готовы выкупать, но не хватает денег. Наши муниципальные программы – те деньги, что мы из районного бюджета выделяем – 300 миллионов рублей – их, конечно, недостаточно. Готовы освоить больше, но пока из округа нам ничего не обещают.

– Андрей Александрович, на встрече с жителями Барсово вы сказали две интересные вещи. Первая, что мало или практически нет инициативы у поселений.

– Это так.

– И вторая, что в будущем году будет иное перераспределение финансирования на благоустройство.

– Да, будет иной порядок. К сожалению, по некоторым поселениям есть серьёзные проблемы в части распределения тех средств, которые были выделены, в том числе из бюджета района. Ведь благоустройство – это полномочия поселений. У них денег нет, они приходят сюда: дайте денег – даём, но, к сожалению, не все средства толково расходуются. В ряде поселений имеем конфликт между администрацией поселения, советом депутатов и общественным советом по вопросам ЖКХ. Поэтому до конца сентября мы утвердим конкурсный порядок выделения средств. Общую сумму из бюджета района на благоустройство постараемся заложить не меньше, чем в этом году, но распределять будем на иных условиях.

Состоится открытый конкурс. Конкурсная комиссия, представители администрации и депутатского корпуса Думы Сургутского района, а также общественного совета по ЖКХ будут рассматривать заявки по вопросам ЖКХ, поступающие от поселений. Первый шаг сделали – на сайте администрации района появилась закладка One-click с разделом «Благоустройство». Разработаем критерии для присуждения баллов, одним из них точно станет размещение проекта на портале One-click. Это не то, что «придумали в администрации» – это живые запросы людей. Причём проект должен быть заранее рассмотрен и утверждён всеми участниками процесса, чтобы было понимание, что он нужен не только главе поселения, но и всему посёлку. Те проекты, которые наберут наибольшее количество баллов, с учётом бюджетной эффективности, готовности поселения участвовать в реализации – если не деньгами, то трудовыми резервами, будут профинансированы. Заинтересованность должна быть. Чтобы не было так, что в последний момент я был бы вынужден перераспределять нереализованные средства между более активными поселениями. Складывается парадоксальная ситуация: мне нужно найти эти деньги, в клювике принести, в поселении их получили и потом тянут до последнего, и мне надо ещё проследить, чтобы они их освоили, и не просто, а с толком. Деньги надо давать тем, кому они нужны. Кто готов их с пользой потратить. Нянчиться я ни с кем не собираюсь.

– О каких деньгах идёт речь?

– В 2016 году на благоустройство поселений было выделено всего 72,5 миллиона рублей, в том числе из районного бюджета 68 миллионов. В 2017-м – 125 миллионов, в том числе из бюджета района 93 миллиона. Неизвестно, сколько даст округ, но наша задача, чтобы в 2018-м эта сумма была не меньше, чем в этом году.

– Андрей Александрович, вы часто говорите о киберспорте. Сами играете?

– Нет. Но смотрю на своего сына и вижу, что молодёжь в основном живёт в онлайне, и наша задача – не потерять это поколение. И если уж не влиять на его жизнь, то хотя бы в ней участвовать. По линиям департамента образования и управления культуры и спорта было принято решение провести игровые турниры. Учредили хорошие призы – айфон и айпад. В итоге на «стрелялку» заявилось порядка 17 тысяч участников, а на мирные темы, типа «Оформление аккаунта», раз в десять меньше. Конкурсы состоятся и там, и там. 17 сентября пройдёт финал в Сургут Сити-молле.

Это массовый вид спорта, ни один другой вид не объединяет 17 тысяч человек. И раз идея выстрелила, значит надо упорядочить её реализацию – зарегистрировать Федерацию киберспорта, сделать этот конкурс регулярным и отвлечь детей от «синих китов» и прочей сетевой заразы. Пусть играют и соревнуются, это здорово. Мы ещё проведём чемпионат Сургутского района, почему нет? В идеале хотелось бы устроить материальную базу по кустовому принципу: открыть три центра киберспорта – в Фёдоровском (с охватом Ульт-Ягуна и Русскинской), в Барсово (плюс Белый Яр и Солнечный) и Лянторе (Сытомино, Лямина и Нижнесортымский). За один год, правда, не получится, потому что нужно купить помещения площадью, минимум, 200 метров и 20 хороших игровых машин по 300 тысяч каждая, привлечь административный ресурс. Если за два года справимся, это будет тема, как говорит молодёжь. Этого нигде нет в Югре. Мы точно будем развивать.

– Бюджет на следующий год уже начали формировать?

– Да, уже работаем. По бюджету хочу отметить самый главный показатель эффективности: по сравнению с 2015 годом практически при неизменном бюджете в 9 миллиардов 450 миллионов рублей уточнённый бюджет на 2017 год составил 9 миллиардов 632 миллиона. Плюс составил 180 миллионов. А расходы на развитие относительно 2015 года мы увеличили на миллиард рублей! Развитие, это расселение аварийного жилья и балков, капремонты школ и сетей, строительство спортивных залов и объектов ЖКХ. Изыскали, перераспределили и стали единственным муниципалитетом, который строит КОСы и спортзалы без округа – за свой счёт.

– А где берёте деньги?

– Смотреть надо, считать. У нас появилась бюджетная комиссия. Самые большие деньги нашли в муниципальных предприятиях и жилищно-коммунальном комплексе. Если убытки по УТВиВ когда-то составляли полмиллиарда в год, то за прошлый год – 200 миллионов. Разница 300 миллионов. На 300 миллионов дали меньше из бюджета. Правда, там пять руководителей сменилось за 11 месяцев, и за это критиковали. Ну а как по-другому?

– Теперь что касается дорог. Ситуация в районе лучше, чем в Сургуте?

– Ситуация ещё острее, но в этом году нам очень помогло ОАО «Сургутнефтегаз», за что ему отдельное спасибо. Нефтяники выполнили работы на 104 миллиона рублей, 84 пошли на ремонт дорог – из них 66 миллионов приходится на Белый Яр. Всего на дорожное хозяйство в 2016 году из бюджета округа и района было выделено 147 миллионов рублей, в том числе из районного – 124 миллиона, а в этом году – уже 190 миллионов, из них 142 – деньги районной казны. Хотелось бы сохранить эту динамику и в 2018 году. Не знаю, сколько даст округ, но мы постараемся сохранить свою долю на прежнем уровне.

– Сколько всего средств необходимо району, чтобы закрыть вопрос с ремонтом дорог?

– Порядка 900 миллионов рублей. Фактически нам нужен пятилетний объём средств, чтобы одномоментно решить эту проблему. Но уже сейчас видно, что ситуация стала лучше, об этом можно судить по тем поселениям, куда были вложены средства, – это Лянтор и Белый Яр.

– Андрей Александрович, как вы оцениваете первые итоги деятельности в должности вашего заместителя Татьяны Османкиной?

– Очень высоко. Сильнейший профессионал, высочайшего класса специалист. Так что я очень рад. С появлением у нас Татьяны Николаевны я связываю очень большие надежды.

– А что скажете про второго нового зама – Алексея Савенкова?

– У Алексея Исаевича прекрасный опыт: он был и заместителем председателя Думы, и советником главы города, заместителем главы города. Считаю, что его опыт, знания и навыки однозначно нам пригодятся.

– Какие задачи вы ставите перед заместителями?

– Не только перед заместителями, но и руководителями среднего звена ставятся конкретные задачи. А дальше человек с ними справляется или же нет. И такое бывает. Но всё это происходит абсолютно открыто, формализовано – выдаётся письменное задание на год и систематически, раз в месяц, мы садимся и подбиваем результат. Потому что мне нужен не процесс, а результат. Поэтому я думаю, что кадровые изменения будут у нас происходить постоянно. И если я перестану эффективно работать –
пусть поменяют и меня.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации